Страшный взрыв в столичном аэропорту Домодедово, в результате которого погибли 35 человек и более 150 получили ранения, — в центре внимания всех СМИ. О подробностях теракта, принимаемых властями мерах и неутешительных выводах экспертов — читайте в обзоре прессы
Взрывное устройство сработало в 16.32 на выходе из зала международных вылетов, на втором этаже, в том месте, где находится кафе «Азия», пишет «Российская газета». Эпицентр взрыва находился в центре зала ожидания, куда приходят встречающие, а также таксисты в поисках клиентов, уточняют «Новые известия».
Сила взрыва была такова, что в здании обрушились подвесные гипсокартонные потолки, снесло перегородки, были оборваны телефонные провода и электрические кабели. Мгновенно погас свет, а все помещение заволокло удушливым, едким дымом, пишет «Коммерсантъ».
«Я встречал товарища. Зал маленький, а толпа была очень большая, просто давка. Раздался вскрик — какое-то короткое слово — и сразу после этого взрыв. Меня откинуло назад. На несколько секунд потерял сознание. Очнулся — все в гари, невозможно дышать. Вокруг лежат тела, оторванные ноги, многие люди были просто порваны в клочья. Кто-то пытался подняться. Несколько минут мы были одни, помогали друг другу выбраться оттуда», — цитируют «Известия» 31-летнего Артема Жиленкова, который оказался почти в эпицентра взрыва.
Очевидцы, которым повезло уцелеть, рассказали корреспонденту «РГ», что сначала услышали резкий удар, как будто хлопок. Потом буквально отовсюду посыпались осколки стекла, потянуло едким дымом. И после этого закричали люди. Тем не менее безумной паники, как это ни странно, не произошло. Да, люди заметались, ища спасения и выхода. Но не топтали друг друга и пытались помочь раненым. Четко сработали милиция и охрана, считает газета.
До 7 кг тротила
По характеру ранений и разрушений оперативники предполагают, что мощность взрыва была примерно 3-7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Причем взрывное устройство было начинено кусочками железа, проволоки, рублеными гвоздями и шурупами.
Пока не подъехали скорые и спасатели из Домодедово и Москвы, раненых с места взрыва выносили на руках и вывозили на багажных тележках. Первую помощь им оказывал врач из медпункта аэропорта, белый халат которого уже через пару минут стал красным от крови. «Это был какой-то ад, — сказал «Коммерсанту» грузчик, участвовавший в эвакуации пострадавших. — Одного мужчину повезли к выходу, потом кто-то сказал, что там остались его ноги… До приезда врачей он не дожил…».
Кареты скорой помощи прибыли, по данным присутствовавших в аэропорту, уже через 10 минут, отмечает РБК daily. В Институте Склифосовского полагают, что взрывное устройство находилось на полу – именно поэтому у большинства пострадали ноги.
Всего в аэропорт направили более 60 машин «скорой помощи», а к приему раненых подготовили десять столичных больниц и четыре подмосковных, сообщают «Новые известия». По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, все нужные медикаменты в больницах есть.
Пронести взрывчатку не составило труда
Оперативники предполагают, что взрыв должен был произойти на борту самолета, но почему-то не сработал таймер. Есть и другая версия — террорист приехал в аэропорт на машине, поднялся на второй этаж и просто прошел в зал встречающих. Причем его якобы сопровождали трое мужчин, которых сейчас объявили в розыск, пишет «Российская газета».
Попасть в аэропорт террористу-смертнику не составляло никакого труда — на его пути не оказалось даже работающего металлодетектора.В толпу встречающих террорист-смертник мог беспрепятственно пройти с улицы, со стороны стоянки автотранспорта, отмечает «Коммерсантъ».
Таксисты-мародеры и «частники»-добровольцы
Только через 30-40 минут после взрыва через громкоговорители стали передавать, что аэропорт работает в штатном режиме. На прилет Домодедово было закрыто примерно на 20 минут — людей, прилетевших в Москву, проводили, минуя место происшествия. По данным Росавиации, шесть бортов приняли решение садиться на запасных аэродромах или вернуться к месту взлета.
Быстрее других на взрыв «отреагировали» по-своему местные водители такси. Двое таксистов, которых удалось опросить корреспонденту РБК daily, согласились везти в Москву за 25 тыс. и 30 тыс. руб. Но и это было чистой удачей, так как все припаркованные автомобили были немедленно эвакуированы.
В связи с произошедшим, «Аэроэкспресс» осуществлял бесплатные перевозки пассажиров. Многие водители, которых было немало, предоставляли свои услуги бесплатно, подчеркивает «Независимая газета».
Особый режим безопасности
В связи с трагедией президент РФ Дмитрий Медведев отложил вылет в Давос, где начинает работу Всемирный экономический форум.
Глава государства распорядился вчера ввести особый режим безопасности во всех аэропортах, аэровокзалах и транспортных узлах. По его словам, происшедшее в Домодедово свидетельствует о том, что не все законы в области безопасности применяются правильно. Проверять, как в аэропортах действует комплекс мер, направленных на противодействие терроризму, по поручению генпрокурора Юрия Чайки будет транспортная прокуратура.
Однако в Домодедово ни о каком комплексе мер говорить не приходилось. Проверки людей, входящих в здание аэропорта с использованием рамок металлоискателей и рентгенустановок для досмотра багажа начались только после теракта. Однако это создало такие очереди, что многие прорывались и без досмотра. В общем, ничто не мешало очередному террористу уже, например, со взрывчаткой на теле, снова устроить взрыв, отмечает «Коммерсантъ».
Власти Москвы и Подмосковья вынесли совместное решение о компенсациях пострадавшим. Семьи погибших получат по 2 млн рублей, тяжелораненые — по 1,5 млн, легкораненые — по одному миллиону, сообщают «Известия».
Кавказский след?
От самого террориста осталось немного: голова, как говорят следователи, в принципе пригодная для опознания, и рука. По предварительным данным, это был кавказец или араб, которому на вид 30-35 лет.
По версии экспертов, вчерашний теракт также, скорее всего, был подготовлен северокавказским бандподпольем. В частности, не исключил, что за взрывом в аэропорту Домодедово могут стоять представители так называемого имарата Кавказ. «Это могла быть реакция на серию успешных операций наших силовиков в Дагестане и Ингушетии, в ходе которых были уничтожены и пойманы видные лидеры этой террористической организации», — заявил заместитель руководителя комитета по безопасности Госдумы РФ Магомед Вахаев.
В связи с этим другой заместитель руководителя того же комитета, Геннадий Гудков, отметил, что если раньше организаторы терактов долго искали смертников, а потом готовили их месяцами, то теперь «на Северном Кавказе очередь из смертников стоит, готовых взорвать себя где угодно». Причины такого положения Геннадий Гудков видит прежде всего в неэффективной работе правоохранителей. «Они думают, что безопасность можно повысить увеличением блокпостов, паспортным контролем и постоянным шмоном, но это не так. Главное — это агентура, но она-то и не сработала», — сказал он. При этом Гудков не считает, что теракты в аэропорту связаны с успехами антитеррористической борьбы на Северном Кавказе в последнее время. «Успехи деморализуют противника. Но этого и не видно, значит, и успехи в борьбе были дутыми», — цитирует Гудкова «Коммерсантъ».
Неэффективная борьба с терроризмом
По неофициальным данным, у российских спецслужб была информация о готовящемся теракте. Как сообщил источник в правоохранительных органах столицы, примерно неделю назад в органы госбезопасности поступила информация о том, что некие люди готовят взрыв в Домодедово. Однако это не помогло предотвратить трагедию, как и наличие информации о подготовке терактов в московском метро весной прошлого года, замечает РБК daily.
Между тем ГУВД Москвы опровергло сообщения СМИ о том, что правоохранительные органы знали о готовящемся теракте. заявил журналистам в понедельник. «Официально заявляем, что какой-либо информацией о готовящемся теракте московская милиция не располагала», — заявил журналистам начальник управления информацией и общественных связей столичной милиции Виктор Бирюков.
«Логика действий таких террористов такова, что их трудно уничтожить… Сейчас, когда уничтожают одну группу, исчезает только один из компонентов террористической сети. Ничего, кроме оперативной работы и других стандартных средств борьбы с террористами тут придумать нельзя», — посетовал заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
В последнее время бандиты перешли от нападений на чиновников и сотрудников правоохранительных органов, хотя и они не прекратились, к атакам на инфраструктурные объекты – железная дорога (подрыв «Невского экспресса» и «рельсовая война» в Дагестане), газопроводы, вышки сотовой связи, Баксанская ГЭС. Но до сих пор терактов в аэропортах в России не происходило. Правда, в августе 2004 года были подорваны вылетевшие из «Домодедово» самолеты Ту-154 и Ту-134, тогда погибли 89 человек. Смертникам удалось пронести взрывчатку на борт воздушных лайнеров. С тех пор были значительно усилены меры контроля в аэропортах, но, судя по всему, значительного результата достигнуто не было, отмечает «Независимая
rus.ruvr.ru