Развитие инновационных технологий идет семимильными шагами, а поспеваем ли мы за цивилизованным миром? С одной стороны, у нас есть все необходимые для этого ресурсы как материальные, так и человеческие. Однако есть и серьезные проблемы, основная из которых — отсутствие единой системы оценки и внедрения разработок. Это приводит к тому, что инновационные решения устаревают до того, как произойдет их внедрение в производство.
В одном из последних интервью ныне покойный профессор Сиражутдин Алиев говорил, что все зависит от того, насколько оперативно и продуманно будет выстраиваться государством система оценки и внедрения новых разработок.
— Именно система! Ни конкурс, ни гранты не являются системным решением,- говорил ученый.
Старая система, когда институты работали в непосредственной связке с предприятиями, либо располагали своими производственными мощностями, была развалена, новая так и не выстроилась. В результате мы имеем предприятия, которые выпускают неконкурентоспособную продукцию, и институты, которые не могут себе позволить создание опытного образца.
В Советском Союзе на внедрение разработки в производство уходило от двух до пяти лет. По этим показателям мы уже тогда отставали от развитых стран. Сейчас же путь от лаборатории до конвейера может занять еще больше времени. За рубежом счет идет уже не на годы, а на месяцы, особенно в сфере высоких технологий. Стратегическая необходимость решения нами данной задачи в сложившихся реалиях очевидна.
Этим решением многим видится создание технопарков, хорошо зарекомендовавших себя на Западе научных центров со своими производственными мощностями. Здесь технические решения сразу будут воплощаться в конкретные прототипы и действующие образцы.
Самым известным таким центром еще до его строительства стал технопарк Сколково. На него возлагаются большие надежды, но все же один технопарк — это не система. Для создания же такой системы предполагалось в каждом субъекте страны открыть технопарки, что в принципе и делается.
Однако реализация этих проектов в нашей республике пока идет очень туго. У республиканского бюджета на это просто нет денег.
Выходом из этой ситуации мог бы стать такой замечательный механизм управления капиталом, как венчурный фонд. Что это такое и зачем нужно, мы уже не раз писали на своих страницах. Однако пока о создании чего-то подобного в республике нет и речи. Привлечь венчурный капитал в республику – дело не простое. Оно и понятно: сказывается и нестабильная обстановка в республике, и откровенно плохая репутация.
В сложившейся ситуации правительство республики находит пути решения, которые помогут многим изобретателям и их изобретениям не остаться за бортом. Так, сразу несколько структур занимаются ими. С одной стороны, помощь идет от Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса, с другой — от Дагестанского агентства развития инновационного предпринимательства (ДАРИП).
В сложившейся ситуации правительство республики находит пути решения, которые помогут многим изобретателям и их изобретениям не остаться за бортом. Так, сразу несколько структур занимаются ими
Серьезным достижением стало открытие в республике представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд). Руководителем Фонда был назначен Мусрутдин Меджидов, генеральный директор ДАРИП. Случилось это буквально за считанные дни до нового года. Вот как комментирует данное событие он сам.
— Это стало возможным, благодаря вмешательству Председателя Правительства Магомеда Абдулаева, который написал письмо в Фонд. Также благодаря вице-премьеру Мухтару Меджидову, который лично поехал со мной в Москву и представлял ДАРИП и в Фонде, и в венчурной компании, — говорит Мусрутдин Меджидов.
Фонд этот, по его словам, очень солидный: на каждый принятый проект он выделяет от 1 до 10 млн. рублей. Средствами обладает значительными и работает со многими венчурными фондами во всех регионах. С появлением постоянного представительства в республике отпадает необходимость выезжать в Москву. Теперь экспертный Совет будет выбирать проекты по критериям коммерциализации и возможности внедрения в хозяйство. Это основной критерий для республики, для фонда же основным критерием является научная новизна.
— Потенциал-то у нас очень большой. Но, с одной стороны, огромное количество финансирующих организаций, а с другой — результатов мало, единицы. Везде говорят, что финансы есть, но мы сперва будем обкатывать этот механизм в сильных регионах, таких как Татарстан и Томск. Из 1200 патентов, полученных на Северном Кавказе, 620 дагестанских. Конечно, эти цифры их впечатлили, мы смогли доказать, что у нас большой потенциал, надо нам лишь немного помочь. В итоге наши аргументы были приняты, — говорит Мусрутдин. — Теперь наши изобретатели имеют возможность получить немалые средства на внедрение своих изобретений, главное — востребованность разработки, то есть качество, а не количество.
Итак, начало привлечения венчурного капитала положено, нам бы еще феномен Татарстана, о котором упоминал собеседник, изучить. Этот регион во многом может служить примером. Интересно, каким образом эта республика так быстро и безболезненно перестроила старую систему? Ведь корни того, что сейчас в Татарстане функционирует больше всего предприятий, создаются технопарки и внедряются новейшие технологии, уходят в перестройку середины 90-х. Если изучить процессы, проходившие там, это бы подстегнуло развитие нашей экономики.
В любом случае 2011 год обещает много нового, ожидается начало реализации перспективных проектов. Нас ждут и конкретные решения по технопарку и венчурному фонду. Мы будем отслеживать эту тему вместе с вами.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14661