Результаты проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием всех прокуроров субъектов Российской Федерации проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Нарушения закона вскрыты как на стадии установления тарифов, так и их применения организациями жилищно-коммунального комплекса.
В деятельности региональных органов тарифного регулирования продолжают иметь место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов (республики Дагестан, Бурятия, Ставропольский край, Архангельская, Магаданская, Саратовская, Челябинская области и др.).
В деятельности органов местного самоуправления также имеет место установление тарифов с превышением предоставленных им полномочий (республики Адыгея, Калмыкия, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Омская, Ростовская области), в отсутствие муниципальных инвестиционных программ (Ивановская, Курганская, Магаданская, Оренбургская области), в нарушение порядка и сроков введения в действие принимаемых тарифов (республики Бурятия, Ингушетия, Амурская, Ивановская, Курская, Ульяновская, Челябинская области). Более того, зачастую в муниципальных образованиях отсутствуют органы тарифного регулирования и соответствующая нормативная правовая база (республики Бурятия, Ингушетия, Астраханская, Саратовская области).
Наряду с этим управляющие компании продолжают совершать действия по завышению правомерно установленных тарифов.
Например, в результате принятых прокуратурой Заводского района г. Саратова мер реагирования в адрес обслуживающей организации — ООО «Стройкомплект» жителям указанного района произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение на сумму более 5 млн. рублей.
По требованию прокуратуры г. Якутска Республики Саха (Якутия) управляющими компаниями прекращена незаконная практика взимания с граждан дополнительных платежей за кассовое обслуживание.
Также нередко встречаются факты нецелевого использования организациями коммунального комплекса денежных средств, собранных с граждан в счет оплаты потребленных ресурсов, и незаконного расходования управляющими организациями денежных средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья (Москва, Вологодская область, др.).
Так, следственным управлением при УВД по г. Орлу возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ в отношении руководителей ЗАО «ЖРЭУ-1», растративших более 5,5 млн. рублей, поступивших от собственников жилья в качестве оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов. Уголовные дела по фактам хищения и нецелевого расходования средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областях и других регионах.
В ходе проверки прокурорами выявлены нарушения законодательства при создании товариществ собственников жилья, связанные с несоблюдением порядка и процедуры проведения общих собраний собственников жилья по созданию ТСЖ, фальсификацией и подделкой подписей собственников жилых помещений, необеспечением сохранности документов о проведении собраний.
Например, решением Бабушкинского районного суда г. Москвы удовлетворены требования прокурора о признании незаконным решения общего собрания собственников дома о создании ТСЖ «Снежная, 14-2». Незаконно созданное ТСЖ ликвидировано. Подобные факты неединичны.
Особую тревогу вызывают уголовно-наказуемые действия должностных лиц, призванных по долгу службы обеспечивать интересы граждан и хозяйствующих субъектов при решении социально-экономических проблем.
Так, приговором Дзержинского районного суда г. Ярославля от 21.10.2010 бывший председатель комитета анализа и экспертизы тарифов естественных монополий департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), выразившегося в том, что он завизировал заведомо незаконные заключения по тарифам на теплоэнергию, отпускаемую ряду компаний области, в результате чего были установлены завышенные тарифы.
Всего в 2010 г. прокурорами в сфере ЖКХ выявлено более 94 тыс. нарушений закона, внесено свыше 21 тыс. представлений, на незаконные правовые акты принесено более 5 тыс. протестов, предъявлено около 21 тыс. исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 5 тыс. лиц, должностным лицам объявлено свыше 12 тыс. предостережений, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.
С учетом актуальности рассматриваемого вопроса надзор за исполнением законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса, а также защита и восстановление прав граждан в сфере тарифов на услуги ЖКХ остаются под постоянным контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации.