Сколько песен можно сложить о Дагестане? Притча о сотворении Дагестана.

В Дагестане говорят, что их Родину, такую прекрасную, будто созданную из разноцветной сверкающей мозаики, тоже сотворил Бог.

Но над своим творением он трудился не шесть дней, как сказано в библии, а семь дней без перерыва. Наверно, он хотел, чтобы этот уголок сочетал в себе все самое лучшее, что было в его замыслах.

Сначала Бог решил создать горы. Но не просто горы, а с заоблачными вершинами.
— Пусть взгляд всегда будет устремлен в небо!. Да будет так! — произнес он и появились кавказские горы.
— Но как же назвать этот уголок? — на несколько минут задумался Творец. — Ну, конечно же, Дагестан — Страна Гор, — воскликнул он.
И Эхо отражаясь от вершин повторило несколько раз: «Да-ге-стан! Да-ге-стан! Да-ге-стан!».
— Как же подходит это название, если горы не устают повторять его на все лады, — обрадовался Создатель.
Так прошел первый день.

На второй день, Бог сотворил Море. Оно не было таким величественным как горы, оно было спокойным, нежным и ласковым. В нем отражались горы, и Бог увидел, что это хорошо.

В третий день было сотворено все остальное, что может быть отнесено и приложено к горам и морю, что явилось их истоком и украшением: огонь и вода, реки и ручьи, родники и ключи, травы и цветы, камни и скалы, которые достались Дагестану в избытке. Да, камней, пожалуй, было слишком много.

Бог работал трое суток без отдыха. И только потом задумался о том, что пора бы и отдохнуть. Но для этого нужно было сотворить день и ночь, и разделить сутки на светлое и темное время.

Все в мире меняется: рушатся пирамиды, высыхают озера и реки, сменяют друг друга властители и завоеватели. Лишь эти два явления природы, то есть, день и ночь, за миллионы лет не изменились. Лишь они не подверглись воздействию разума и деятельности человеческой. Как и тысячи лет тому назад, в аулы Дагестана, гнездящиеся высоко в горах, зажатые среди скал, день приходит рано, ночь поздно. Солнце сюда всегда спешит приходить, но не спешит уходить. Почти также как и гости, посещающие эти аулы.

На пятый день сотворения, Бог создал животных, соответствующих природе и облику Дагестана. Среди животных Бог создал для мужчины коня. Он олицетворяет верность и гордость. А для женщины он создал корову. Она — воплощение доброты и смирения. Если Бог сотворил среди птиц орлов и ласточек, то он сотворил их соответственно, как символы гордой силы и совершенства, мужества и нежности и попросил остальных подражать им.

На шестой день землю украсил Человек. «Не важно, кто первый был сотворен: мужчина или женщина — говорят в Дагестане. — Важно, что Человек явился на Земле ее венцом, ее украшением. Важна миссия Человека на земле: беречь ее". Как не вспомнить здесь слова Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!». По горским понятиям, если о ком то говорят, что он — Человек, то это самая большая похвала. При упоминании о Человеке, который пришел в этот мир и, не утратив этого звания, покинул его, представ перед аллахом, горцы встают. Человек — это звание на Северном Кавказе до сих пор ценится очень высоко.

Когда-то Шамиль, узнав о смерти Хаджи-Мурата, сказал: «Таких людей мало – он был Человеком». Ведь именно в горах Кавказа живут аксакалы, которые перешагнули столетний рубеж. Они хорошо помнят рассказы своих отцов и дедов обо всех героях, которые носили это гордое звание. Пусть аллах дарует им здоровье еще на многие годы.

Сотворив человека, Бог дал ему язык. Но как же получилось, что в одном Дагестане возникло столько языков? Как получилось на одной руке столько пальцев? Но в той же неписанной библии Дагестана об этом сказано так: «Ехал по земле посланник Бога на муле и раздавал из огромного мешка всем народам языки: китайцам — китайский, арабам — арабский, русским — русский, французам — французский и т. д. Разные были языки: один певучий, другой трескучий, третий твердый, четвертый красочный, пятый нежный и так далее. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить по-человечески, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам, люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ.

Вот доехал посланник на муле до Дагестана…Но случилось так, что в суровых горах в тот день разгулялась снежная буря. От глубоких ущелий до самого неба ничего не было видно — ни дороги, ни домов. Слышен был только рев, грохот каменных обвалов да рычанье четырех рек, четырех Койсу. У раздавателя языков леденели усы. Рассердился он и высыпал все оставшиеся языки на горы и долины, мол, сами разбирайтесь. Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценнейшие зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык».

Это было на седьмой день, когда все другие народы отдыхали, дагестанцы были заняты: они приобретали величайшее из сокровищ — язык. Вот почему в народной библии Дагестана говорится, что он был сотворен без объявления выходного дня. Человеку, родившемуся в маленьком краю, языки достались в изобилии. Людей, которые духом, сердцем, нравами, обычаями, образом жизни так близки, веками разделяли, разъединяли языки. Даже аулы, расположенные друг от друга на расстоянии пяти — десяти километров, говорили, слагали песни на разных языках. Потому что горы — их защитники и сокровища — своими непроходимыми вершинами, отрогами, ущельями отделяли и отдаляли их друг от друга.

Судьба и суровая жизнь мало дарили им радостей, но бед претерпели они великое множество. И чаще всего именно беда — нападение, нашествие врагов, сближало их. Вот тогда клич их был один для всех и всеми понятный — костры на вершинах, возвещавшие о приближении врага. Вот тогда, в беде, и выработался единый для всех дагестанцев язык. Язык этот — звон сабель и лязг кинжалов, которыми рубили врагов Страны гор. Веками народы Дагестана разговаривали между собой на разных языках. И в наши дни Дагестан говорит на сорока своих языках и наречиях. На девяти языках издается литература. На семи языках работают национальные театры.

Но есть еще один великий язык, ставший для каждого дагестанца таким же родным, как и свой материнский язык, ставший языком государственным. Это — русский язык. Спустя тысячелетия горцы Дагестана узнали, что горы и море не только разделяют, но и объединяют, когда люди обретают общий язык.

Русский язык и стал той золотой цепочкой, которая соединяет горы Дагестана, его народы. Его понимают все. Аварец, даргинец, лезгин, лакец, кумык с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым разговаривает и на родном, и на русском языках. Песня песню не убивает. Язык не враждует с языком. Два коня — два языка ведут вперед каждого из народов Дагестана. Один из них русский язык, а другой — родной, для табасаранца — табасаранский, для ногайца — ногайский.

«Если правда, — писал Расул Гамзатов, — что языки — светильники жизни, то путь каждого дагестанца освещен двумя светильниками. Один зажжен его отцовским краем, чтоб он не заблудился в пути. Погаснет он, погаснет и его жизнь. Второй зажжен его великой страной, его большой Родиной, чтоб он не заплутался по дороге в большой мир. Без него его жизнь будет темна и ничтожна».
1 2 3 4 5

Средний балл: 5 (голосов: 11)
Просмотров статьи: 1284

Вот такую притчу рассказывают седобородые аксакалы своим внукам, а возможно и правнукам. Ведь сто лет для кавказца не предел.
 

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16368/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *