Гравировка на фоне позолоты

В экспозиции Дагестанского объединенного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи представлены уникальные работы известного кубачинского мастера-ювелира Расула Алиханова.

Талант Расула Алиханова многогранен. За более чем 60 лет творческой деятельности он создал многочисленные образцы высокохудожественных уникальных изделий из серебра, получивших широкую известность и признание своим отточенным мастерством, совершенством форм, превосходной декоративной отделкой и высокими эстетическими качествами.

В ДГОМ хранятся две уникальные работы ювелира: «Панно с изображением И. Сталина» и «Чернильный прибор из 6 предметов». «Панно с изображением И. Сталина» поступило в музей еще в 1947 году и было куплено за 16 тысяч рублей. Сам портрет И. Сталина – это резьба по слоновой кости. Портрет вождя увенчан Гербом СССР, также вырезанным из слоновой кости. В оформлении работы применены все техники: глубокая гравировка, великолепный черневой орнамент, ажурные пальметки, выполненные в технике резьбы из слоновой кости.

Вторая же работа «Чернильный прибор из шести предметов» была закуплена музеем за 6 тысяч рублей в 1950 году. Здесь представлено уникальное сочетание нескольких техник: великолепная гравировка на фоне позолоты с использованием черневого орнамента: ручка, карандашница, чернильная шкатулка – всё сделано из серебра с использованием позолоты. Основание деревянное, обложено серебряными пластинками прямоугольной формы на четырех фигурных ножках. Многие элементы прибора также выполнены из слоновой кости. Кстати, этой техникой владели не многие мастера. Безукоризненно точно выполнены орнаментальные композиции столь же точно найденных пластически ясных по пропорциям форм изделий, которые были присущи только Расулу Алиханову.

В каждой из этих работ чувствуется глубокое осмысление и творческое использование богатых, наиболее ценных национальных художественных традиций, пристальное изучение основ местного декоративно-прикладного искусства, созданного мастерами Кубачинского художественного комбината, среди которых и Расул Алиханов.

Расул Алиханов одним из первых начал плодотворно использовать в различных художественно-стилистических интерпретациях при отделке серебряных изделий богатые национальные традиции прошлого — и орнаментальные композиции, и изобразительные сюжеты, и формы местной бытовой металлической и керамической утвари, и художественные средства выразительности, которые служили для него неисчерпаемым источником, питавшим его творчество.

Существенно новое внес он и в современную трактовку, и в оригинальную аранжировку кубачинских орнаментальных композиций, характерных для произведений искусства прошлых столетий, преодолев при этом известную измельченность и чрезмерную дробность традиционного растительного орнамента, густо покрывающего поверхность изделий, и тем самым значительно обогатил орнаментальное искусство Кубачи и всего Дагестана.

Расул Алиханов был не только продолжателем лучших традиций художественной обработки металла, но и новатором, прокладывающим новые пути развития декоративно-прикладного искусства. Он определял художественную направленность кубачинского ювелирного искусства второй половины XX века.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14503

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *