Новые подходы к старой язве, или Триумф Нобелевской бактерии

Наступила осень — сезон обострений желудочных напастей. Лет 10 назад я писал о язве желудка с позиции тех времен. Сейчас, согласно новым научным открытиям, диагностика и лечение одного из самых распространенных заболеваний — гастрита и язвы, кардинально изменились. Об этом речь ниже.

Теорий возникновения язвенной болезни до недавнего времени насчитывалось великое множество. Раньше говорили: будешь нервничать, курить, есть много острого пряного, пить кофе — кислотность желудка повысится, она будет разъедать слизистую желудка — и язва обеспечена! Больных годами держали на пресной пище, различными лекарствами снижали кислотность, а залеченная язва почти всегда вновь проявлялась. И врачи ничего не могли с этим поделать, пока в 1983 году австралийские ученые Барри Маршалл и Джим Уоррен независимо друг от друга не обнаружили в желудке язвенника хеликобактер пилори — спиралевидную бактерию, обитающую в привратнике желудка. Жила себе эта бактерия, похожая на таракана с усиками, 11 тысяч лет, да «засветилась» только перед занавесом XX века.

Вначале ученым никто не поверил, так как медицинские авторитеты утверждали, что в «суровых климатических условиях» нашего желудка не может выжить ни один микроб. Что соляная кислота и пищерасщепляющие ферменты — не самая приятная среда для жизнедеятельности. Но хеликобактеру это удается с блеском. Она повреждает нежный слизистый слой желудка, делая его уязвимым для кислоты. Уже на 10-й день выявляются первые признаки гастрита. Теперь все исследователи, занимающиеся желудком, уверены, что 80% всех язв и гастритов — дело «рук» хеликобактера.

Доказать свою правоту Маршалл решил, повторив бессмертный подвиг Луи Пастера. Он вырастил в пробирке огромное число хеликобактеров и одним махом выпил этот микробный «коктейль». Через две недели заболел язвой желудка. Лечился антибиотиками и — выздоровел! Это позволило создать принципиально новые технологии диагностики и лечения старой спутницы каждого восьмого взрослого мужчины. В результате мученик науки и его коллега заслуженно стали лауреатами Нобелевской премии.

Что же за «зверь» такой — хеликобактер, который отравляет жизнь столь большому числу землян? Обитель его желудок — в месте его перехода в двенадцатиперстную кишку. Кроме того, он привольно чувствует себя и в полости рта, в бляшках зубного налета. Поэтому и заразиться им можно через посуду, зубную щетку. Но главный путь инфицирования — грязные руки, как при дизентерии. Однако не все, кто «подхватил» этот микроб, заболевают. Многие мирно сосуществуют с ними, и друг другу жить не мешают. Этот феномен ученые пока не могут объяснить.

Как только была установлена роль микроба в развитии язвенной болезни, последняя перестала быть для нас «таинственной незнакомкой». Когда удается избавиться от хеликобактера — а сделать это можно, пройдя стационарный курс лечения современными методами, — назначают антибиотики, несколько видов одновременно. Плюс — антациды, нейтрализующие основной компонент желудочного сока — соляную кислоту, а также образующие защитную пленку на внутренней поверхности желудка. После курса лечения в больничных условиях весенне-осенние рецидивы язвы действительно не наблюдаются. Как доврачебная помощь для снятия приступа боли хорош стакан молока с щепоткой соли. Только самолечение категорически противопоказано. И вот почему: при неправильном лечении бактерия перестает жить активной жизнью, убирает жгутики и ждет «лучших» времен в защитном коконе. В этот период даже анализы могут «соврать»: показать, что бактерии нет.

Конечно, новое никогда до конца не отвергает старого. Данная философская истина приложима к развитию любой науки. Что же осталось незыблемым в представлении врачей о язвенной болезни? Прежде всего положение о наследственной предрасположенности: нередки «язвенные семьи» и «язвенные тухумы», где язва выявляется в 2-5 раз чаще, чем у остальных. Нет сомнений и в агрессивной роли избыточного содержания соляной кислоты в развитии язвы. Недаром говорят: «Без кислоты нет язвы». И еще, все те классические моменты, которые были изучены, а именно: курение, неправильное питание, постоянная стрессовая и полустрессовая обстановка, хронические воспаления пищеварительной трубки — отнюдь не снимаются с повестки дня как провоцирующие факторы развития язвенной болезни.
Хеликобактер обитает в организме 70-80% людей старше 40-50 лет, но язвенной болезнью страдают лишь около 10%. Но рано или поздно бактерия становится вредоносной — при генетической предрасположенности к язвенной болезни. Как сообщают гастроэнтерологи Европы, число язвенников после антихеликобактериальной терапии сократилось в четыре раза!

В России, к сожалению, подобной статистики не ведется. Скажу о том, что касается нашей больницы, что в Редукторном поселке Махачкалы. В прошлые годы из-за язвы мы за год убирали 85-90 больным две трети желудка. В последние пару -тройку лет количество таких операций делаем в десятки раз меньше. В минувшем году — только 8, и то на фоне угрожающих жизни осложнений.

Все чаще возникают язвы в результате бесконтрольного приема лекарственных препаратов, повреждающих слизистую желудка, в первую очередь типа аспирина, индометацина, диклофенака, парацетамола. Их используют при головной боли, радикулите, боли в суставах. Часто в таких случаях болезнь протекает бессимптомно и совершенно неожиданно проявляется угрожающим жизни желудочным кровотечением.
И, наконец, комфортно будет тому, кто решил соблюдать в еде регулярность, умеренность, разнообразие, изысканность, если это позволяет вам ваш карман. И тому, кто признает врагами желудка поспешность, излишества, частые острые приправы. А с хеликобактером как расправиться, мы уже знаем.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14419

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *