На этой неделе Высшая квалификационная коллегия судей РФ рекомендовала на должность председателя Верховного суда Дагестана Руслана Мирзаева
Напомним, этот пост освободился год назад, когда прежний председатель Анвар Магомедов достиг пенсионного возраста. С тех пор провалились две «выборные» кампании (см. «НД» от 24 июля 2009 «Определились кандидаты на пост главного судьи республики» и 27 августа 2010 «Спектакль в судейском сообществе»), и теперь предпринимается третья попытка избрать-таки руководителя главного судебного органа республики.
Руслан Мирзаев родился в 1963 году в селе Маджалис Кайтагского района. С 1986 по 1991 — следователь Среднекаспийской водной прокуратуры. С 1991 по 1994 — начальник юридического отдела АО «Дагестанская товарно-сырьевая биржа», где работал с нынешним руководителем республики Магомедсаламом Магомедовым. С 1994 по 2004 год работал в налоговой полиции. Указом президента РФ от 22 марта 2004 года назначен судьей ВС РД. Таким образом, общий стаж работы судьей у Мирзаева составляет около 5,5 года, что изначально делало его шансы на победу весьма сомнительными. Он считается выдвиженцем Анвара Магомедова, часто выполнявшим его ответственные поручения. В дальнейшем кандидатура Мирзаева должна получить одобрение президента РФ и пройти процедуру утверждения на должности, однако с этим проблем не предвидится. Дмитрий Медведев, хотя Магомедсалам Магомедов и не затрагивал этот момент, пообещал на последней их встрече, что окажет содействие в том, чтобы у республики как можно быстрее появился новый верховный судья.
Сам Руслан Мирзаев в судейском сообществе малоизвестен, считается меланхоличным и необщительным человеком, не имеющим опыта руководящей работы. В судейском сообществе фаворитами в борьбе за этот пост считались Сулейман Сулейманов и Мухтар Омаров, имеющие и опыт работы, и квалификацию, и, что самое важное, авторитет и принципиальную позицию по ключевым вопросам.
С утверждением Мирзаева даргинцы займут три поста руководителей силовых структур (суд, следственное управление и служба судебных приставов) из пяти, что уже вызывает определенные вопросы к проводимой в последнее время национально-кадровой политике, причем адресованы они как Махачкале, так и Москве. Помимо национальной составляющей, нарекания вызывает и компетенция новых назначенцев, среди которых нет ни одной самодостаточной и волевой личности, которая могла бы принимать независимые решения, продиктованные буквой закона и чувством справедливости, а не звонком свыше. Если уж должность председателя Верхсуда должен был занять даргинец, то лучше бы это был Мухтар Омаров, отвечающий всем требованиям к этой должности. Наряду с этим есть претензии и к кадровой политике, проводимой новыми назначенцами в их учреждениях. Можно привести пример с одним министерством, где за полгода на руководящие должности назначено 10 человек: восемь представителей одной с новым руководителем национальности, в том числе родной сын и односельчанин, а остальные — друзья, свои или сына. Активно циркулируют и слухи о суммах, уплачиваемых за ту или иную должность.
Остальными правоохранительными органами республики руководят двое русских — прокурор Андрей Назаров и начальник УФСБ Вячеслав Шаньшин, один лакец — глава МВД Абдурашид Магомедов и один лезгин — начальник управления службы по контролю за оборотом наркотиков Азизбек Черкесов. Таким образом, имеется дисбаланс в плане отсутствия в их рядах аварцев и кумыков. Наш источник в правительстве сообщил, что в ближайшее время намечаются изменения в руководстве еще трех структур республиканского уровня, куда на место двух аварцев и одного кумыка придут даргинцы, а в МВД ведется активное выпроваживание с занимаемых постов офицеров-аварцев. Многие назначенцы принадлежат по сути к одной политико-финансовой группе, что делает эти силовые структуры уязвимыми с точки зрения их независимости и объективности принимаемых решений.. В то же время обострилась и борьба между несколькими политиками-аварцами за пост премьер-министра, которым до марта 2011 года вполне может стать опять-таки представитель другой общности.
Такая однобокая национальная политика и активное выстраивание стены недовольства и будущего социального протеста между государством и половиной населения республики почти не могут не способствовать дальнейшему усугублению критической обстановки в республике, стоящей на грани гражданской войны. Также эта ситуация играет на руку силам, желающим спровоцировать наряду с конфессиональной конфронтацией еще и открытую форму межнационального противостояния.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3896