Авиакатастрофа в «Домодедово» до боли напоминает трагедию десятилетней давности, когда разбились президент ОАО «Группа Альянс» Зия Бажаев и президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик. Их самолет тоже упал почти сразу после взлета. И на борту, как и в истории с дагестанским лайнером, были VIP-пассажиры. Может ли крушение Ту-154 «Дагестанских авиалиний» быть следствием диверсии? Если да, то кто за ней стоит?
Как мы уже писали, летчики Марат Кимпаев, Закаржа Закаржаев и Магомед Шамалов уверены, что в аэропорту «Внуково», откуда взлетал самолет, из-за халатности в топливо забыли залить самолетную «незамерзайку» «Арктик». Во всяком случае, так они сказали следователям Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКП РФ.
На российских форумах также говорят о топливной версии: «Здесь одна единственная версия – топливо! Я не про то, что во «Внуково» могли заправить чем-то некондиционным. Как аналог надо рассматривать крушение военно-транспортного Ан-124 в Иркутске зимой 1994 года. И на "Руслане", и в этом Ту-154 техники, скорее всего, плохо сливали отстой топлива. Вот и накопилась его критическая масса, а при низких температурах смесь керосина с водой превращается в густой студень, который забивает топливные фильтры и насосы… Вот и на "дагестанской" ТУшке с подъемом на высоту 9100, когда отказал первый двигатель, забилась система питания топливом первого двигателя… И далее по порядку "загрязнения"… Других причин, которые бы привели к этому летному происшествию, быть не может!».
Впрочем, кое-кто допускает, что халатность могла иметь умысел. И проводят аналогии с крушением Як-40 Зии Бажаева. Напомним, что Бажаев, Боровик, помощники бизнесмена и экипаж разбились 9 мая 2000 года, в 8:40 утра, сразу после взлета в аэропорту "Шереметьево-1". Самолет упал с высоты 50 метров сразу после отрыва от взлетно-посадочной полосы и взорвался. Пожар был быстро ликвидирован, но все, находившиеся на борту, погибли. Они следовали чартерным рейсом в аэропорт "Борисполь". Причем целью поездки Артема Боровика в Украину было проведение переговоров о создании украинского аналога "Совершенно секретно". А Бажаева ждали на Херсонском НПЗ.
Почти сразу в информагентствах со ссылкой на источники в руководстве Межгосударственного авиакомитета РФ появилось сообщение, что причиной катастрофы могло стать обледенение самолета, который почему-то не обработали противообледенительной жидкостью. Хотя, предполагают специалисты, репортеры не совсем «вкурили тему», и речь шла все про ту же «незамерзайку».
Потом стрелки перевели на технические неисправности и лихачество погибших пилотов. Хотя, по словам первого заместителя генерального директора ООО "Вологодское авиапредприятие" (именно этой организации принадлежал самолет) Александра Воробьева, самолет "Як-40" не выработал свой ресурс, а его командир Сергей Якушин был одним из самых опытных пилотов авиапредприятия. О топливе и возможном преднамеренном «погублении» самолета как бы забыли. Как «затерли» и слова авиаконструкторов, что за все время существования Як-40 эти самолеты никогда (!) не падали на взлете.
Зато в прессу просочилась информация другого рода – о том, что Зия Бажаев, якобы финансировал боевиков. Поскольку только нестабильность якобы давала ему шансы сохранять монопольный нефтяной бизнес в Чечне.
Действительно, кто еще, кроме Бажаева, рискнул бы сунуться в объятую открытой или партизанской (не важно) войной Чечню? Не удивительно, что тогдашний премьер Виктор Черномырдин именно ему предложил в 1995 году возглавить государственную унитарную нефтяную компанию ЮНКО. Кстати, никакого «Альянса» тогда еще не было. И Бажаев числился президентом лишь мало известной в России швейцарской фирмы "Лиа Ойл".
Затея удалась. ЮНКО качала нефть под пулями, опираясь на открытую поддержку Саламбека Хаджиева (председателя марионеточного пророссийского правительства) и скрытую – тогдашнего оппозиционера муфтия Ахмата Кадырова (отца нынешнего президента Чечни). Потом он поссорился со сменщиком Хаджиева Завгаевым и ушел.
Странное совпадение: в марте 2000 года Кадыров переходит на сторону Кремля и фактически получает пост президента республики (выборы состоялись в июне). И тогда же, в марте, странным образом падает самолет Зии Бажаева…О чем это говорит? О том, что с приходом к власти Кадырова Бажаев мог вернуться к чеченской нефти. И кому-то это не понравилось.
Чеченская нефть и гибель Бажаева тонкой ниточкой, очень опосредовано, но все же связаны с нынешним крушением самолета с дагестанской элитой. К слову, на борту, кроме погибшего брата президента республики и умершей 80-летней матери судьи Конституционного суда, были видные политики и бизнесмены. Официально сообщено, что в больнице находятся министр юстиции и депутат парламента. Остальные имена и должности «проявятся» позднее.
Так совпало, что август 1999 года стал отправной точкой не только для Чечни (Кадыров), но и для Дагестана. Напомним, что в тот период началась «вторая чеченская»: рейд боевиков Басаева и Хаттаба из Чечни в Дагестан, который закончился для ваххабитов кровавым поражением и предопределил конец сопротивления в Чечне.
До того времени на Дагестан особого внимания не обращали и считали его еще одним потенциальным источником напряжения на Кавказе. И о роли дагестанских ополченцев в событиях 1999 года почти не говорили. Но в 2002 году появилась сенсационная статья военного обозревателя “Новой газеты” Вячеслава Измайлова, только что вернувшегося с поля боевых действий, под красноречивым заголовком: «Как андийцы спасли Россию от позора. Они все еще верят, что им скажут хотя бы спасибо».
В ней утверждалось, что вторую чеченскую войну выиграли «дагестанские спартанцы»: жители нескольких высокогорных андийских сел, которые, грубо говоря, зарезали скот и обменяли его на автоматы. И этими автоматами спасли Россию от позора.
«Оружие андийцы добывали и по официальным каналам, и неофициально. Более сотни карабинов для ополченцев Умаханов (начальник ополчения, – автор) получил через руководство республики. Но автоматы, пулеметы, гранатометы и боеприпасы к ним андийцы закупали на свои деньги. Причем в основном на рынках самой Чечни. Со слов бывших ополченцев, автомат Калашникова тогда стоил 16 тысяч рублей. Чтобы купить автомат, андийцу надо было продать две коровы.
Слово “андиец” было в эти дни синонимом героизма. В беседе по телефону с Умаханом Умахановым глава Республики Дагестан Магомедали Магомедов обещал андийцам возместить все затраты, если они не пропустят боевиков через свои земли…
13 августа 1999 года басаевцы по трем направлениям пошли на андийские села. Андийцы приняли бой. Он продолжался до утра 14 августа. Осветительных ракет не хватало, и андийцы применяли для освещения горящие автомобильные покрышки, которые спускали с горы навстречу боевикам. Боевики потеряли в этом бою около двадцати человек. Андийцы – одного, молодого милиционера Исмаила Исмаилова, два дня как отпраздновавшего свою свадьбу. Причем Исмаилов погиб не от пуль боевиков, а во время налета российской авиации.
И в дальнейшем андийцы несли потери большей частью именно поэтому. В конце концов, они попросили прекратить использовать авиацию, так как летчики постоянно ошибались и наносили удары по своим…».
После этой статьи лед тронулся. В республику отправили «благодарственный паек»: инвестиции на восстановление разрушенной инфраструктуры и на развитие добычи нефти. Ежегодные дотации превысили 15 млрд. рублей. Плюс – финансирование по целевым программам.
По знакомой нам традиции, на этих деньгах поднялась элита. Получили ли что-нибудь семьи погибших из высокогорных сел? И сами ополченцы? Скажем мягко: по словам знающих людей, получили, но мизер. Или вообще ничего.
Основные деньги осели в Махачкале и «взъерошили» ситуацию в республике. Остро встал «этнический вопрос». Это не удивительно: если государственных постов меньше, чем народностей (аварцев, даргинцев, лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов, бежтинцев, агулов и др.), любая свара за деньги приобретает оттенок межэтнического конфликта.
Например, далеко не всем в республике нравится, что в руководстве преобладают даргинцы, к которым относится президент страны Магомедсалам Магомедов. Не удовлетворены таким раскладом, по мнению «кавказоведов», аварцы. И т.д.
Сложные политические и денежные расклады приводят к тому, что республику время от времени потрясают громкие заказные убийства. После которых Москва начинает придумывать новые схемы финансирования. Но вскоре история повторяется по новой.
Естественно, есть определенные влиятельные фигуры, на которых «все держится». И, выбив нескольких из них, появляется возможность переформатировать денежное пространство в масштабах не только республики. Ведь наполняемый деньгами из федерального бюджета дагестанский бизнес уже давно вышел за пределы Кавказа…
К тому же поговаривают, что недавно в Москве вновь поднимался вопрос «компенсации потерь, понесенных в войне 1999 года». Не случайно же в самолете оказались и министр юстиции, и депутаты? Могут ли все эти факторы сложиться в умышленную порчу Ту-154 во «Внуково»? Почему бы и нет? Впрочем, это, конечно, только версия…
Источник: http://www.versii.com/news/220509/