Генпрокурор Юрий Чайка расширил приоритеты главного надзорного ведомства страны. В число основных задач прокуратуры он поставил правозащитную. И в первую очередь прокуроры берут под защиту так называемую группу риска — малообеспеченных граждан, детей, стариков.
Кому и как прокуратура приходит на помощь? Об этом Юрий Чайка рассказал специально для "Российской газеты".
Российская газета: Юрий Яковлевич, президент России поручил вам взять под контроль расследование уголовного дела по факту нападения на журналиста Олега Кашина. Что означает это поручение?
Юрий Чайка: Расследование нападения на Кашина поручено наиболее опытным специалистам. Прокуратура осуществляет надзор за законностью следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по делу. Убежден, что это преступление будет раскрыто.
РГ: Юрий Яковлевич, создалась парадоксальная ситуация: материнский капитал, забота и различные льготы породили едва ли не беби-бум. А дети, оказывается, никому не нужны — на дверях детсадиков одна надпись: "Мест нет". Что делать молодым мамам — бросать работу?
Чайка: О зрелости общества судят по тому, как в нем живется старикам и детям. К счастью, демографическая ситуация в стране улучшается, детишек рождается все больше. И мамочки, безусловно, не должны мыкаться по детским садам в поисках места для ребенка. Однако пока именно так и происходит. В этом году Генеральная прокуратура провела проверку, как выполняются установки президента и правительства по созданию условий для улучшения демографической ситуации в стране. Скажу прямо: итоги нас не порадовали. Дошкольных образовательных учреждений катастрофически не хватает. Судите сами: в 1992 году их насчитывалось свыше 76 тысяч, а сейчас осталось лишь около 48 тысяч. Прокуроры подсчитали, что в общей сложности в очередях стоит более 1 миллиона 700 тысяч детей.
РГ: И как быть с этой грустной статистикой?
Чайка: Добиваться того, чтобы дошкольных образовательных учреждений в стране было столько, сколько их требуется. К сожалению, одного только вмешательства прокуратуры недостаточно, но мы делаем все от нас зависящее. В Архангельской области, например, с учетом требований прокуратуры в одну из областных программ включили строительство двух объектов дошкольного образования, в другую программу — строительство и реконструкцию еще пяти. В целом в 2010 году прокуроры в области подали в суды 15 заявлений о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления. Те обязаны обеспечить бесплатное, общедоступное дошкольное образование, открыть дополнительные группы, провести реконструкцию зданий. К сегодняшнему дню 7 из этих 15 заявленных исков уже удовлетворены.
РГ: Цифры, которые вы назвали, шокируют. Если число детсадов сократилось вдвое, куда они подевались, не все же развалились от ветхости?
Чайка: Прокуроры вскрывают факты, которые действительно шокируют. В условиях, когда дошкольных учреждений остро не хватает, местные чиновники сдают такие помещения в аренду, в безвозмездное пользование разного рода коммерческим структурам. Подобные нарушения требований законодательства выявлены повсеместно.
РГ: В таких случаях прокуроры обращаются с исками в суды. Судьи помогают восстановить справедливость или для них важнее интересы местных начальников?
Чайка: В подавляющем большинстве случаев суды удовлетворяют иски прокуратуры. Могу привести несколько примеров. В Алтайском крае и в Архангельской области арбитражные суды признали недействительными договоры аренды помещений муниципальных детских садов. Один из них занимал частный стоматологический кабинет, другой — продовольственный магазин, третий отдали под склад. По искам прокуроров освобождены также помещения детских садов, которые занимали сельские администрации, почтовые отделения, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека и даже религиозная организация. В Юрлинском районе Пермского края суд по заявлению прокурора отменил решение администрации района о закрытии детского сада, на местных чиновников возложены обязанности по приведению здания в состояние, пригодное для его использования в качестве дошкольного учреждения. За счет средств администрации здание уже отремонтировано и вновь служит детям.
РГ: Самая больная детская тема — жилье для сирот. По закону каждому из них полагаются собственные квадратные метры. Но чиновники ставят тысячи рогаток — обманывают, подтасовывают, запугивают.
Чайка: Мы прикладываем большие усилия, чтобы переломить ситуацию в этой сфере. Доклады из регионов мне поступают постоянно. Например, в Белгородской области при непосредственном участии прокуратуры приняты два специальных закона, реализуется долгосрочная целевая программа строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января нынешнего года в области не было обеспечено жильем 811 ребят. К 1 июля его получили 73 человека. До конца года получат еще 326. Для них завершается строительство 218 индивидуальных жилых домов, рассчитанных на 2-3 семьи, 56 квартир приобретается путем долевого участия в строительстве, 49 жилых помещений приобретены на рынке первичного жилья и 3 жилых помещения — на рынке вторичного жилья. В Воронежской области число нуждающихся в жилье превысило 360 человек. Но в областном бюджете ассигнования на эти цели предусмотрены не были. Прокуратура внесла в адрес губернатора представление. В результате были приняты областные целевые программы, в которых предусмотрено 704 млн рублей на приобретение жилья. Это позволит обеспечить квартирами более 500 сирот.
РГ: В кризисный период многие труженики оказались вынужденно безработными. По данным минздравсоцразвития, за это время были уволены 1,38 миллиона человек. Из них трудоустроено 412 тысяч. Значит, почти миллион из ранее работавших все еще между небом и землей. Как защитить их права?
Чайка: Наибольшее количество уволенных зафиксировано в Москве, Санкт-Петербурге и Самарской области. И здесь, и в других субъектах руководители предприятий и организаций не соблюдают требования трудового законодательства при увольнении работников в связи c ликвидацией предприятия или сокращением штата. Зачастую они не предупреждают службы занятости о предстоящем массовом увольнении. В Красноуральске Свердловской области, например, руководитель химзавода издал приказ о массовом сокращении работников и без уведомления службы занятости решил сократить 589 человек. В том числе женщин, имеющих детей до трех лет. Прокурор принес протест, незаконный приказ отменен. В Чувашии после вмешательства прокуратуры восстановлена на работе сотрудница Дома детского творчества, находившаяся в отпуске по уходу за ребенком.
Кроме того, в регионах выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства при переходе предприятий на режим сокращенного рабочего времени. По требованию прокуроров отменены многие незаконные приказы руководителей о введении режима неполной рабочей недели.
РГ: Сколько всего работников в стране трудятся с ограничениями по времени?
Чайка: По состоянию на 1 октября с. г. суммарная численность работников с неполной занятостью, по нашим данным, составила 611,5 тысячи человек. Больше всего их насчитывается в Забайкальском крае — 46,2 тысячи, Ярославской (34,8 тысячи) и Свердловской (28,1 тысячи) областях. Число работников, находившихся в простое по вине работодателей, составило 54,7 тысячи человек. Например, в Чувашии — 3,2 тыс., в Нижегородской области — 2,9 тыс., в Ярославской — 2,6 тыс. Некоторые работодатели, по вине которых произошла вынужденная остановка работы, платят работникам за простой в размере двух третей тарифной ставки или оклада. Это нарушает права работников — они должны получать в таких случаях две трети от средней зарплаты.
РГ: Очень часто хозяева предприятий, испытывающих финансовые трудности, отправляют своих работников в неоплачиваемые и бессрочные отпуска. Это законно?
Чайка: Есть закон о занятости населения в РФ. Он обязывает работодателей уведомлять службы занятости населения о предстоящем сокращении численности или штата работников, ликвидации организации или переводе работников на неполное рабочее время. Точно так же — предоставлять сведения о наличии вакантных рабочих мест. Но этого часто не делается. Что касается неоплачиваемых бессрочных отпусков, то таких фактов, к сожалению, прокуроры выявляют немало. В Марий Эл за это привлечен к административной ответственности в виде штрафа руководитель агрофирмы. В Нижнем Новгороде опротестован приказ директора строительного ООО, который направил в вынужденные отпуска 25 работников — без сохранения заработной платы. Директор также привлечен к административной ответственности.
РГ: Тем, кто вынужденно оказался не у дел, назначают пособия по безработице. Их, как утверждают сами безработные, то платят, то не платят. Они же говорят, что эта сфера насквозь поражена коррупцией. Прокуроры сталкивались с такими фактами?
Чайка: Сталкивались и продолжаем сталкиваться. В Хабаровском крае и Иркутской области за два последних года прокуроры выявили свыше 4 тысяч неправомерных выплат пособий по безработице на сумму около 6 млн рублей. По требованию прокуратуры Каякентского района в Дагестане отменены 18 незаконных решений о приостановлении выплат пособий по безработице. В службе занятости населения Новороссийска обнаружены факты необоснованного снижения размера пособий по безработице на 25 процентов. Подобные нарушения установлены в республиках Адыгея, Ингушетия, Татарстан, Алтайском и Забайкальском краях, в Астраханской, Вологодской, Калининградской, Новгородской, Тюменской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах. Выявлены и случаи коррупции. В Свердловской области изобличен в получении взятки директор Новоуральского центра занятости. За 30 тысяч рублей он помог безработному незаконно, по фиктивным документам получить пособие для организации предпринимательской деятельности. В центре занятости населения Магнитогорска вскрыты факты систематических хищений бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий по безработице. По ним возбуждены уголовные дела. Всего в ходе проверки в работе служб занятости населения выявлено 2 877 нарушений закона. К дисциплинарной ответственности привлечено 260 сотрудников служб, в суды направлено 66 исков и заявлений, органами следствия и дознания возбуждено 16 уголовных дел.
РГ: Да и тем, кто работает, вовремя не платят зарплату или урезают ее. Целые семьи оказываются на голодном пайке.
Чайка: Проблему с выплатой заработной платы я держу на особом контроле. Могу сказать, что принятые меры позволили в нынешнем году снизить остроту ситуации. По данным Федеральной службы госстатистики, на 1 октября суммарная задолженность по зарплате организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, составила 3202 млн руб. Это на 330 миллионов меньше, чем в начале года.
РГ: Предостережения, которые выносят прокуроры, работодателей пугают? И есть ли у вас более строгие меры?
Чайка: Прокурорские предостережения очень отрезвляюще действуют на работодателей. Например, заместитель Генпрокурора в Уральском федеральном округе объявил официальные предостережения руководителям пяти крупных предприятий-должников Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. В результате рабочим были быстро выплачены долги по зарплате — в общей сложности 40,3 млн рублей. Активно используют прокуроры и такую эффективную меру, как привлечение руководителей к административной ответственности за задержку заработной платы. В Уренгое была допущена задолженность по зарплате в размере 29,8 млн руб. перед 843 работниками. По постановлению прокурора директор компании привлечен к административной ответственности. Задолженность полностью погашена. В Санкт-Петербурге решением мирового судьи сроком на 1 год дисквалифицирован директор одного ЗАО за систематическое нарушение прав 114 работников. Прокуроры Уральской транспортной прокуратуры за последние два года направили в суды 958 исков и заявлений в интересах работников. А всего в суды общей юрисдикции прокурорами подано около 423 тыс. заявлений о взыскании долга по заработной плате на общую сумму более 5 млрд рублей. Почти 390 тысяч исков на сумму более 4 млрд руб. уже удовлетворено.
Есть у нас и более жесткие меры воздействия. Мы можем поставить вопрос перед следственными органами о возбуждении уголовных дел в отношении работодателей, систематически уклоняющихся от выплаты заработной платы. Только в 2010 г. по фактам невыплаты зарплаты свыше двух месяцев органами следствия возбуждено 399 уголовных дел.
Болевая точка
РГ: На дворе — ноябрь, начинается самая гриппозная и простудная пора. А таблетки все растут в цене. Для социально уязвимых категорий населения — инвалидов, пенсионеров, малоимущих — поход в аптеку страшнее непогоды. Удается ли умерить алчность поставщиков, взвинчивающих цены на лекарства?
Чайка: Я бы назвал это не алчностью, а отсутствием совести. Мы провели массовые проверки и выявили, что во многих регионах местные власти устанавливали ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки на лекарства. Их размер доходил до 100 процентов от фактической стоимости. В свою очередь поставщики превышали и этот уровень. В результате по отдельным видам лекарств люди платили в 2-3 раза больше их настоящей цены! В этой ситуации Генпрокуратура предприняла ряд мер. Правительство поддержало наши предложения по механизму ценового регулирования фармацевтического рынка. Минздравсоцразвития разработало и утвердило методику определения предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Федеральная служба по тарифам утвердила методику определения органами исполнительной власти субъектов предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств этой группы. В результате уже около тысячи организаций ощутимо снизили цены на лекарства.
РГ: Судя по всему, в эту тысячу не вошли многие регионы — люди там по-прежнему жалуются на аптечную дороговизну.
Чайка: В ряде регионов местные власти действительно своевременно не приняли правовые акты о предельных надбавках, и это привело к очередному скачку цен на лекарства как импортные, так и отечественные.
РГ: Как прокуроры отреагировали на ситуацию?
Чайка: Мы вынуждены были провести повторные проверки. В Дагестане, Татарстане, Красноярском крае и других регионах вскрыты факты, когда аптеки реализовывали лекарства без протоколов согласования цены на их поставку. В Адыгее, Якутии, Иркутской, Калининградской, Псковской, Свердловской областях распространены случаи реализации лекарств, не прошедших госрегистрацию предельных отпускных цен производителя. Всего за первое полугодие нынешнего года прокуроры выявили более 2,2 тысячи нарушений закона, внесли 968 представлений, объявили 172 предостережения, предъявили 76 исков и возбудили 716 дел об административных правонарушениях. Генпрокуратура внесла представления министру здравоохранения и социального развития России и руководителю Федеральной службы по тарифам. Материалы проверок переданы в следственные органы. Ситуация постепенно выправляется, но этот вопрос я с особого контроля не снима