В ноябре 1870 года с крепости на горе Анжи-Арка оружейным выстрелом было оповещено на весь мир, что в России стало одним морским портом больше – это был вновь рожденный порт на Каспии – «Порт Петровск».
Махачкалинский морской торговый порт, который отмечает свой юбилей, – 140-летие со дня образования, единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Он является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России. Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза с емкостью 540 тыс. куб. м. единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку – Новороссийск с пропускной способностью – 5 млн. тонн нефти в год.
Махачкалинский порт сегодня – это сухогрузная гавань, включающая в себя железнодорожно-паромный и авто-паромный терминал, складские помещения открытого и закрытого типов; нефтегавань порта – современный комплекс по переработке нефтепродуктов, оборудованный высокопроизводительными средствами обработки танкеров грузоподъемностью 13 тыс. тонн и осадкой до 8 метров. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, генеральных и других видов грузов, располагая в настоящее время перегрузочными комплексами мощностью 7,9 млн. тонн наливных грузов и 1,5 млн. тонн сухих грузов в год, в том числе единственной на Каспии железнодорожной паромной переправой производительностью более 20 тыс. вагонов в год.
В последние годы в рамках программы развития ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» реализуется масштабный инвестиционный проект, который предусматривает завершение реконструкции и развития порта.
Привлекательность проекта обусловлена и тем, что он расположен на исторически сложившихся транспортных магистралях, по которым традиционно экспортируются нефтепродукты, генеральные и другие грузы.
Данный проект предполагает дальнейшую реконструкцию существующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузов и нефтегавани с образованием акватории и новой территории; строительство подъездных железнодорожных и автомобильных дорог и коммуникаций к ним.
После реализации проекта реконструкции мощность Махачкалинского морского торгового порта значительно возрастет, т.е. до 15 млн. тонн грузов в год, в том числе 10 млн тонн нефтепродуктов и 5 млн генеральных и других грузов, против 7,9 млн тонн нефтепродуктов 1,5 тонн других грузов в настоящее время.
Осуществление этого проекта имеет огромное значение для экономики Дагестана и Юга России.
Махачкалинский порт весьма интересен для инвесторов. Он вписывается в общую концепцию развития транспортного коридора «Север-Юг». Создание коридора имеет огромное значение, а Махачкалинский порт в этой длинной цепочке – сильное звено. А если учесть геополитическое и стратегическое положение республики, то становится ясно, почему внимание многих компаний и потенциальных инвесторов приковано к нему. Транспортировка каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в Казахстане, в Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, наиболее выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору «Север-Юг» до западных стран через Черное море.
Важным событием в последнее время в жизни Махачкалинского торгового порта и Республики Дагестан стало прибытие в порт танкера с первой Российской нефтью, добытой на Карчагинском месторождении в Каспийском море, принадлежащем ОАО «Лукойл» — одной из ведущих нефтяных кампаний не только в России, но и в мире.
Из столицы Республики Дагестан нефть по трубопроводам пойдет в Новороссийск и дальше в Европу, в перспективе ожидается перевалка более 1 млн. тонн этой нефти через Махачкалинский порт.