В начале ноября в Сочи пройдет Всероссийский молодежный форум «Многонациональная Россия». В центре дискуссии — проблемы этнической и религиозной нетерпимости. Какова роль молодежи в борьбе с ксенофобией и национализмом?
Гости программы "Логика власти":
Александр Валентинович Соколов, член Общественной палаты, председатель Национального cовета молодежных и детских объединений России;
Султан Геннадьевич Тогонидзе, руководитель комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа.
Ведущий программы — Максим Григорьев.
Совместный спецпроект радиостанции "Голос России"и Фонда исследований проблем демократии.
Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях Александр Валентинович Соколов, член Общественной палаты, председатель Национального cовета молодежных и детских объединений России. Здравствуйте!
Соколов: Здравствуйте!
Григорьев: И Султан Геннадьевич Тогонидзе, руководитель комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа. Здравствуйте!
Тогонидзе: И вы будьте здоровы!
Григорьев: С первого по третье ноября в Сочи пройдет Всероссийский молодежный форум "Многонациональная Россия". Александр Валентинович, что это за мероприятие?
Соколов: Впервые мы соберем молодых людей из разных регионов России (Мурманска, Калининграда, Камчатки, Дальнего Востока, Сибири, Кавказа), которым небезразлично, в какой стране они собираются жить. Это и есть повестка дня. Самое главное, что это люди, понимающие, что, как написано в российской Конституции, единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Это представители более 70 этносов, которые проживают в России, которые хотят жить вместе по принципу солидарности, сотрудничества и делать все, чтобы, с одной стороны, сохранить свою этническую идентичность, а с другой стороны, чувствовать себя полноправными гражданами Российской Федерации.
Григорьев: Если это представители различных этносов, они как-то связаны с общественными организациями? Скажите, как набирали участников для этого мероприятия?
Соколов: Набирали по нескольким линиям. Уже несколько лет действует клуб "Многонациональная Россия", который объединяет несколько сот молодых людей. Многие из них приезжают в Сочи. Мы обращались к федеральным национальным культурным автономиям с федеральным союзом, который создан по этническому принципу, и наиболее активные молодые люди из них тоже будут участвовать. Мы обратились к губернаторам.
Григорьев: К губернаторам всех регионов?
Соколов: Да, к руководителям фактически всех регионов России. И большинство из них откликнулось и направляет представителей своего региона для участия в общероссийском форуме.
Григорьев: Какие вопросы вы планируете обсуждать? Вероятно, будут какие-то секции по отдельным регионам, федеральным округам или по направлениям интересов, может быть, по направленности этих общественных организаций. Как будет организована работа?
Соколов: Регионального разделения не будет, поскольку все одинаковые граждане России, с одинаковыми правами и обязанностями. Люди будут делиться по интересам. Сами секции предложили участники форума. Этих секций одиннадцать. Будут обсуждаться причины и способы борьбы с экстремизмом на этнической или другой почве в молодежной среде, проблемы спортивных фанатов и их нетолерантного поведения на трибунах, вопросы, связанные с мигрантами, их адаптацией и трудоустройством в России. Безусловно, затронутся вопросы молодежной политики.
Я думаю, мы выйдем на ряд серьезных документов и решений. Во-первых, оргкомитет предложил принять Этический кодекс многонациональной России. Это некий свод общих принципов и правил, под которыми подпишутся участники форума и призовут своих коллег и друзей из регионов России следовать этим принципам. Во-вторых, будет резолюция, в которой мы обозначим ряд общих дел для будущего года и объявим, что этот форум является постоянно действующей площадкой, позволяющей ребятам собираться и обсуждать актуальные для страны проблемы.
Очень важный момент. Мы обратимся к президенту с предложением один из ближайших годов объявить годом народов России, поскольку, как нам кажется, нет более актуальной проблемы, чем межэтническое, межконфессиональное согласие в стране.
Григорьев: Султан Геннадьевич, насколько я знаю, вы активно принимаете участие в работе клуба "Многонациональная Россия". Что это за клуб?
Тогонидзе: Клуб "Многонациональная Россия" — это как соты. По аналогии с пчелами, собирающими мед, мы решили с подачи многоуважаемого Александра Валентиновича создать подобную организацию, в которой со всех сторон соберутся молодежные пчелы, работающие во благо молодежи, во благо России. Мы помогаем развивать нашу государственность, гражданскую идентичность и вырабатывать гражданскую позицию в молодежной среде.
Григорьев: Мы понимаем, что в разных регионах, в разных этнических группах есть свои признанные правила поведения. В средствах массовой информации достаточно активно обсуждалось, например, то, что в Чечне в девушек, одетых не по мусульманской традиции, стреляли краской. С одной стороны, мы понимаем, что это хулиганство, а с другой стороны, этот вопрос нужно обсуждать. Ваше личное отношение к этому? Каким образом должны выстраивается отношения различных этносов?
Тогонидзе: Скажу больше. Допустим, в Кабардино-Балкарии были случаи более вопиющие, нежели в Чеченской Республике: девочкам просто простреливали ноги или избивали перед магазином.
Григорьев: За что?
Тогонидзе: За неподобающий внешний вид с точки зрения радикально настроенных групп.
Григорьев: Я так понимаю, что это все-таки единичный случай?
Тогонидзе: Безусловно, это не носило массового характера. Но, тем не менее, это было. И умалчивать об этом я считаю неправильным. Надо поднимать этот вопрос. Надо зрить в корень, откуда растут ноги, грубо говоря, почему у нас есть вот подобного рода проблемы. В принципе, в тех или иных регионах нашего многонационального государства есть какие-то неписанные правила поведения, в том числе и одеяния. Но при этом в каждой семье есть родители. Это основополагающий принцип на Кавказе, если говорить об этом регионе. То, что допускают родители, не имеет права прерывать и запрещать никто другой. В том цельном воспитании, которое дают нам родители, не имеет право усомниться никто другой. И я считаю неприемлемым лезть сейчас со своим шаблонным видением в сложившуюся на Кавказе жизнь.
Да, безусловно, если у людей есть своя идеология, своя оппозиция, это можно пропагандировать, но крайние меры подобного рода неприемлемы ни в коем случае. Если они считают, что необходим ликбез среди молодежи, в том числе и для девочек, которые одеваются неподобающим образом (как считают эти радикально настроенные люди), то можно достигать каких-то компромиссов в порядке нормального общения.
Григорьев: Насколько я понимаю, в данных случаях этот вопрос не носит этнический характер. Это был вопрос не межэтнического взаимодействия, а вопрос несоответствия некоторым традициям?
Тогонидзе: Безусловно, есть такая позиция. Традиционные ценности всегда были на ранг выше того, чего мы хотим. Да, было несоответствие. Хотя этническая принадлежность этих девушек соответствовала региону, в котором это все происходило, внешний вид в некоторых случаях, действительно, не соответствовал нормальному. Грубо говоря, это был вызывающий вид даже для Москвы, куда съезжается народ изо всех регионов не только России, но и со всего мира, и где есть свобода, демократия.
Григорьев: Александр Валентинович, к вам тот же вопрос. Ваш комментарий?
Соколов: В Общественной палате прошел круглый стол о межэтнических, межконфессиональных отношениях в Москве. Султан как раз сказал о Москве, что это мультикультурный город, здесь действительно большое количество представителей разных конфессий, национальностей. Вместе с тем проблем в красивом, сытом городе Москве очень и очень много.
Григорьев: Вы знаете, не всегда сытом. Для кого-то — сытом, а для кого-то — совсем нет.
Соколов: По сравнению с другими регионами. Конечно, все познается в сравнении. С точки зрения экономики, Москва — самый благополучный регион России. И в связи с этим часто говорят, что на Кавказе не все хорошо, потому что там не хватает денег, работы. Частично это правда. Но, на самом деле, деньги не решают проблему межэтнических отношений. Вспомним, недавно была ситуация, когда было получено разрешение на строительство мечети в Текстильщиках и некая инициативная группа граждан собирала подписи, чтобы не дай бог не появилось культового мусульманского сооружения, как они говорят, в русском районе. Хотя, безусловно, в Москве этнических русских районов в чистом виде уже не существует. Все они мультикультурные.
Григорьев: Но, с другой стороны, это вопрос связан еще и с удобством. Аналогичная проблема была недавно в Швейцарии. И, насколько я знаю, там проводили даже целый референдум…
Соколов: Я хочу подчеркнуть, что в Швейцарии был проведен референдум не по вопросу, будут или не будут мечети, а будут ли там минареты. Вот в чем разница.
Григорьев: А в Москве не планировалось строительство минаретов?
Соколов: Распускаются слухи, что, если будет мечеть, то в пять утра будет призыв к молитве, которая будет будить всех окружающих, что это будет место развития мусульманского бизнеса. Ясно, что есть заинтересованная группа людей в Кабардино-Балкарии, в Дагестане, в Москве, которые с разных полюсов подогревают ситуацию.
Григорьев: В свое время были известны события в городе Кондопога. И у меня была написана книжка с исследованием о том, что там происходило. Было именно межэтническое столкновение между выходцами с Кавказа (главным образом чеченцами) и русскими жителями. В основе этого столкновения лежали не только этнические вопросы, но и хулиганские действия, и экономические интересы, в том числе и криминального характера.
Соколов: Зло очень быстро дает корни, очень легко подогревается и расширяется. Если для Центральной России представители этнического большинства – это русские, то для кавказских республик — это представители различных народов, которые там живут и имеют титульный характер по отношению к северокавказским республикам. Если, с одной стороны, представители этнического большинства будут подогревать свою правду и ее исключительность, а, с другой стороны, национальные меньшинства в тех или других регионах будут вести себя, не принимая во внимание то, что есть местные, региональные традиции, то это будет развиваться.
В Этическом кодексе, который мы собираемся принять, есть некоторые принципы, которые можно перефразировать так: в чужой монастырь со своим уставом не суйся. То есть, имей представление о культуре большинства, где ты живешь, и свои национальные особенности не афишируй, потому что у большинства местного населения они могут вызвать неоднозначную реакцию.
С другой стороны, есть и рекомендации большинству, что нужно уважать права меньшинства. Если в Москве, по-разным оценкам, от четырехсот тысяч до двух миллионов мусульман и всего четыре мечети, понятно, что этого явно недостаточно. Запрет на строительство культовых сооружений — это нарушение Конституции. Количество злачных мест, которые появляются в Москве, говорит о том, что построить то или иное учреждение и открыть там какое-то профильное заведение — не так сложно. Я думаю, что пусть лучше появляются церкви, мечети, синагоги, чем игорные дома и кабаре.
Григорьев: С игорными домами вопрос решили, это стало незаконно.
Соколов: Слава богу. Хотя, я думаю, что до сих пор еще с игровыми автоматами до конца не разобрались, поскольку зло, как всегда, очень быстро находит новые варианты. Вместо одноруких бандитов сейчас это преподносится под видом лотереи, с помощью компьютеров. По сути, все то же самое, только вид сбоку.
Григорьев: Султан Геннадьевич, вопрос к вам. Мы понимаем, что, с одной стороны, ситуация на Кавказе и ряде регионов существенно улучшилась, и порядка стало больше. А другой стороны, ситуация остается очень не простой, в некоторых регионах, может быть, есть даже локальные ухудшения. Молодежь — наиболее взрывоопасная часть населения. Что делает клуб "Многонациональная Россия", ваши коллеги, представители различных республик, для того, чтобы был межнациональный мир?
Тогонидзе: Действительно, на Кавказе ситуация не самая благополучная, хотя есть тенденция к улучшению. В последнее время молодые люди проходят идеологическую вакцинацию. В рамках клуба "Многонациональная Россия" мы обсуждаем проблематику не только Кавказского региона, но и других регионов, например, регионов Севера, Центральной России.
Если говорить о Кавказе, мы пытаемся выработать пути решения проблем путем привлечения молодежи, ее социализации, интеграции в общество. Молодежь — это та самая демографическая группа, которая больше всего подвержена радикализации в связи со своими недовольствами. Отсюда проистекают экстремизм и терроризм. Чтобы этого не было, во-первых, необходимо соблюдать несколько принципов. И прежде всего, духовно-нравственный принцип. Необходимо поднять традиционные духовные ценности. Во-вторых, у молодежной среды должна быть социально-экономическая база.
Григорьев: Проще говоря, люди должны находить работу и быть полноценными членами общества.
Тогонидзе: Да. По законам экономики, спрос обычно рождает предложение. Но в последнее время на Кавказе спрос есть, а предложений как-то не дожидаемся. Здесь есть государственная пассивность в молодежной политике. Поэтому мы вместе с теми ячейкам многонациональной России, которые представляют те, или иные организации, работаем для привлечения молодежи в нашу среду. Мы их подтягиваем, социализируем и интегрируем.
Григорьев: Александр Валентинович, насколько я понимаю, на предстоящем мероприятии будет в том числе и секция по борьбе с экстремизмом в молодежной среде. Что будет там обсуждаться? Что вы уже делаете в этом направлении?
Соколов: С экстремизмом можно реально бороться несколькими методами. И эффективнее всего использовать их совокупность. Безусловно, то, что делается силовыми структурами, правильно, но они борются не с причинами, а со следствием, с внешним проявлением. Практика показывает, что на место каждого человека, который из банд формирований, приходит сразу один-два-три новых. Это говорит о том, что эту гидру нельзя погубить только силовыми методами. Поэтому нужно говорить о том, о чем говорил Султан, — об экономике и, самое главное, идеологии.
Если экономикой на Северном Кавказе сейчас занимаются достаточно усиленно и есть много проектов по социально-экономическому развитию Кавказа, то в идеологическом вопросе главная роль отдана как раз гражданскому обществу, общественным организациям и клубу "Многонациональная Россия". Мы поставили себе задачу — бороться с причинами возникновения экстремизма. На Западном и Восточном Кавказе, где я часто бываю, у людей есть ощущение обиды, поскольку, приезжая в другие регионы России, многие ребята ощущают себя людьми второго сорта.
Григорьев:При том, что бюджет России довольно сильно финансирует кавказские республики, и правительство уделяет большое внимание этому региону.
Соколов: Я думаю, что непосредственно до этих ребят эти деньги не доходят. Они видят другое: блок-посты на границе со Ставропольским краем, где проверяют людей. У нас в Шереметьево на таможне так иностранных граждан не проверяют. Они видят, что самолет прилетает во Внуково, где людей загоняют, я бы сказал, в отстойник, где они стоят друг к другу плечом, и потом всех проверяют, хотя это внутренние линии, и их проверяли при посадке в самолет. Они видят, что при заселении в гостиницу у них могут спросить визу. Невежество, которое существует в обществе, рождает недоверие, недоверие — страх, а страх – агрессию. Вот питательная среда экстремизма и терроризма.
С другой стороны, что слышат о Кавказе люди из центральных областей, из Сибири, с Дальнего Востока? Слышат о том, что там постоянно что-то взрывается, что там неспокойно. У нас Кавказ ассоциируется с терроризмом. И в связи с этим мы предлагаем практические меры. Нужно на все молодежные мероприятия, которые проходят в Центральной, Северной, Восточной России, обязательно приглашать ребят с Кавказа. И чтобы на события, происходящие на Северном Кавказе, ездили ребята из других регионов России, чтобы они все видели своими глазами, а не по телевизионным хроникам о взрывах террористов-смертников, и общались с нормальными, образованными, красивыми людьми.
Вместе с Российским конгрессом народов Кавказа в этом году был проведен очень хороший форум. Там с проектами выступали ребята, которые заканчивали вузы Северного Кавказа. Уровень их подготовки – Оксфорд. Вот таких людей нужно больше показывать. Показывать, что Кавказ богат ресурсами, в том числе людскими. Это самое главное. И эти люди хотят ощущать себя гражданами России и вместе с русскими, украинцами, евреями, татарами строить общее государство.
Григорьев: Султан Геннадьевич, как вы оцениваете ситуацию на Кавказе? Очень часто мы говорим, что там есть коррупция. Только что Александр Валентинович говорил, что деньги, которые выделяются из бюджета России, часто не доходят до цели. Султан Геннадьевич, какой способ борьбы с коррупцией на Кавказе вы можете предложить?
Тогонидзе: Безусловно, первые шаги к этому уже сделаны. Наш клуб "Многонациональная Россия" принимал самое непосредственное участие в обсуждении законопроекта "О полиции". Было удивительно, когда глава нашего государства в своем выступлении озвучил те тезисы, которые мы обсуждали в рамках клуба.
Григорьев: О каких тезисах идет речь?
Тогонидзе: О предоставлении социального пакета для сотрудников будущей полиции. Наряду с этим были тезисы о том, что в соответствии с данным законопроектом полиция полностью будет подчинена федеральному центру, хотя в свое время милиция делилась на общественную и криминальную. И мы ставили галочку напротив этого пункта об управлении из центра. Это очень позитивные изменения. Мы имеем еще одну федеральную структуру, которая будет бороться с коррупцией. Это будет противодействием коррупции.
Григорьев: Александр Валентинович, до конца передачи осталось несколько минут. Может быть, вы скажите два слова об Эатическом кодексе, который планируете принять?
Соколов: Мы постарались записать основные тезисы, основные направления межкультурного диалога, принципы солидарности и дружбы народов, пользуясь старыми методами. Достаточно простым языком мы обозначили, что все люди (это не новость, я думаю, но часто об этом забывают), независимо от своей этнической, социальной и другой принадлежности, рождаются равными, обладают равными правами и несут равные обязательства перед обществом и страной в целом.
Мы попытались обозначить те права, которые, с точки зрения этники, должны быть приняты во внимание обществом, и те принципы мира и сосуществования, которые должен понимать каждый гражданин страны. Мы постарались сформулировать, что свобода и права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Если ты не будешь уважать другого человека, он не будет уважать тебя. Это некоторые практические меры, чтобы человек соизмерял свои поступки с теми тезисами, под которыми он в дальнейшем подписывается.
Григорьев: Я хочу пожелать успеха вам и вашему мероприятию. Приятно, что вы не забываете, что Россия — это межнациональная страна. Наши истоки и сила России всегда были связаны с ее межнациональным характером. Спасибо за участие в передаче.