Материалы подготовлены национальными общественными организациями Северного Кавказа и Общероссийской общественной организацией «СОБОР РУССКОГО НАРОДА»
ВСТУПЛЕНИЕ
В июле—августе 2010 года в рамках форума ряда национальных сообществ Северокавказского федерального округа состоялось обсуждение и подписание приводимой резолюции. Инициированная Славянским союзом Ставрополья и ногайской общественной организацией «Бирлик», резолюция нашла поддержку не только у кумыкской, балкарской общественности, но и армянской, туркменской, еврейской общин нынешнего Дагестана, а также участников Международного «круглого стола».
Братское сотрудничество коренных народов Евразии в украинском городе Судак в начале августа и 1-го Международного конгресса тюркских народов, собравшегося в городе Комрате (Молдавия) в конце августа 2010 г.
В отличие от плачей о «Великой Черкесии», резолюция форума в уважительной форме к другим национальным сообществам и российскому государству ставит на обсуждение общественности и научных кругов ряд злободневных вопросов и предложений.
«Не следует сбрасывать со счетов и устойчивые традиции построения в России Федерации, основанной на национальном принципе. Этнический фактор может оказать существенное влияние на стратегию совершенствования субъектного состава. Общественно-политическая ситуация в регионах показывает, что именно этнический фактор часто является причиной антиобъединительных настроений людей, их озабоченности за судьбу своего народа, своей культуры и (пусть в известной степени формальной) государственности. Очевидно, что при всей уязвимости подобного этнического подхода к федеративному строительству, игнорировать национальный фактор в условиях реформы субъектного состава в ближайшие годы не удастся.
С учетом изложенного становится вполне очевидно, что сама по себе оптимизация субъектного состава является всего лишь «верхушкой айсберга» на фоне решения проблем модернизации государства в целом. Укрупнение неизбежно вызовет ломку всей структуры Федерации – такова реальная цена переустройства государственных институтов».
Актуальные проблемы
совершенствования состава субъектов
Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 16 (268)
РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА
представителей балкарского, кумыкского, ногайского, русского, славянского национальных сообществ СКФО, июль—август 2010 г.
Обсудив перспективы развития субъектов Федерации, открывающиеся в связи с созданием СКФО, и проблемы, мешающие этому развитию, участники настоящего форума констатируют: главной причиной всё ещё сохраняющейся в регионе нестабильности, отставания республик Северного Кавказа от общероссийского уровня экономического развития является доставшаяся от советских времён система административно-территориального устройства, при которой республики имели более высокий статус, чем области, края и города федерального подчинения. «Эксперименты» 50-х годов по «укрупнению» национальных автономий, многие годы существовавших в СССР и обеспечивавших единство правового, политического, культурного, образовательного, научного пространства России, с точки зрения тогдашнего руководства страны имели некоторый идеологический смысл.
Но при этом не учитывался ни исторический опыт взаимоотношений, ни численное соотношение этносов, принудительно «объединяемых» в одну республику по воле Москвы.
В результате более многочисленный и более «активный» этнос получал возможность диктовать свою волю менее многочисленным и подавлять стремление к самоопределению всех других этносов, живущих в пределах «национальной республики».
В дальнейшем последствия экспериментов, разделивших народы на «титульные» и «нетитульные», «коренные» и «пришлые» (что противоречит целому ряду статей Основного закона страны – Конституции РФ гл. 1 Основы конституционного строя), не были исправлены, а наоборот, законсервированы на многие годы.
Чем умело воспользовались лидеры этнических кланов, пришедшие к власти в республиках Северного Кавказа после августа 1991 года.
По сути приватизировав республики, активнейшим образом насаждая в них феодальные порядки, они опираются на пережившую своё время систему административно-территориального устройства.
Всё вышеперечисленное неотвратимо приводит:
— к искусственному сдерживанию по этническим причинам социальной и гражданской мобильности, профессиональной (в т.ч. экономической) конкуренции, особенно недопустимой в условиях ускоренной модернизации общества, призванной сделать страну успешной и конкурентоспособной на мировом уровне;
— к ограничению свободной политической конкуренции;
— к сепаратизму в разных формах этнического «самоопределения».
Одним из ярких проявлений последнего в РСО-Алания стал лозунг VI съезда осетинского народа (2007 г.) «Единая Осетия в союзе с Россией» (союз может быть только с другим государством).
Для преодоления негативных тенденций необходима политическая воля по изменению существующего де-факто положения вещей, усиление федерального присутствия в северокавказских республиках, радикальная корректировка всей региональной политики государства на Северном Кавказе. Во главу угла следует поставить законность и строгое следование Конституции РФ и Конституциям республик. По Конституции РФ 1993 года суверенитет России распространяется на всю её территорию (ст.4, ч.1), федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4, ч.2), провозглашено единство правового пространства (ст.4, ч.2), единство системы государственной власти (ст.5, ч.3). За всеми регионами закреплён единый видовой статус субъектов Федерации, равноправных между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами власти (ст. 5, ч. 4). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3, ч.1), присвоение властных полномочий преследуется по закону (ст.3, ч.4). Все действия властей должны быть направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.2), независимо от национальности. Словом, региональная политика должна утверждать приоритет общероссийских ценностей перед местническими и этнократическими интересами.
Искренне желая содействовать максимально полной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории СКФО, преодолению местнического партикуляризма и этнократии, разделения политического и этнического начал, участники форума вносят следующие предложения и рекомендуют руководству Российской Федерации, СКФО рассмотреть вопросы о:
— изменении нынешнего статуса субъектов СКФО в сторону их унификации;
— переименовании субъектов с учётом их географического положения;
— выделении ряда административных районов в новые субъекты округа;
— предоставлении права полпреду утверждения и отстранения районных глав.
С нашей точки зрения данные меры сломают сложившееся клановое разделение сфер влияния, уменьшат их влияние на принятие решений в экономической, социальной области, а введение новых конструктивных сил на поле окружной политики позволит более успешно противостоять влиянию деструктивным силам.
от РОО «Совет старейшин балкарского народа КБР» —
И.Ж. Сабанчиев
от РОД «Тюзлюк» — Г. Азизов
от — О. Аджиев
от РОО «БИРЛИК» — Я.Б. Аджиев
от армянской общины Дагестана — Г.Г. Казаров
от русской общины Дагестана Р.А. Луговой
от русской общины Ставрополья, проф. С.В. Передерий
от РОО «Союз славян Ставрополья» С.Б. Богословский
от РОО «Союз славян С.Осетии» В.П. Писаренко
от нац. культ.автономии терских казаков С.Осетии —
В.К. Храбрых
от Терского казачьего войска, атаман — М.В. Инкавцов
от Кизлярского округа — М.П. Горбунов
от Нефтекумского округа ТКВ — А.Т. Карманчиков
от Нефтекумского округа ТКВО — В.А. Ильинов
от Кировского округа ТКВ — Д.Н. Бесприлепко
от Левокумского округа ТКВ — В.Ф. Слащинин
от Курского округа ТКВ — В.Н. Махначев
от Предгорного округа ТКВ — В.Б. Косякин
от Владикавказского округа ТКВ — А.П. Кабаков
от Моздокского округа ТВКО — В.В. Степанов
от Терско-Малкинского округа ТКВ — Ю.И. Шерстобитов
от ООО «СОБОР РУССКОГО НАРОДА» — С.И. Кучеров
«НЕ БОЙСЯ ВОЙТИ
В ДЖУНГЛИ»
Кавказская дилемма Хлопонина
«Джунгли у нас не только на Кавказе,
они везде — от Москвы до Владивостока,
они в мотивации действий у большинства
современного люда »
Похоже, летняя жара в Центральной России «испарила» последние надежды на молодого красивого полпреда по Северному Кавказу и его ребят.
Обещанный ещё к середине июня «ХлопНЭП» «по турецкому образцу» так и не появился.
И вряд ли причина задержки — одни только жуткие лесные пожары.
Приехавшим в столицу федерального округа Пятигорск из Москвы и Красноярска молодым самоуверенным менеджерам едва ли не впервые в жизни пришлось всерьёз задуматься: к какому народу они принадлежат?
Ведь какой образец для сво-его «НЭПа» ни выбирай, привязывая экономику вверенного тебе региона к турецкой, персидской или китайской экономике, первична национальная составляющая плана. Ибо все мы прежде всего нация, а уж потом — субъекты экономики.
Но ребята в университетах и бизнес-школах этого не проходили.
Бизнес-подход к политическим проблемам на С.Кавказе не выдержит даже Россия.
Они, может быть, и рады попробовать воспроизвести на Кавказе опыт легендарного «Треста по строительству на Дальнем Севере» со столицей в посёлке Магадан, по образцу которого потом кроились все закрытые районы Советского Союза.
Но в «Дальстрое», директор которого был бог и царь от правого берега Лены до Чукотки, действовал принцип «персональной ответственности» руководителя.
А этого у нас нынче боятся, как чумы!
И слабо им повторить то, что устроил у себя в Грузии Эдуард Шеварднадзе, неплохо почистивший руководящие кадры республики, едва стал первым секретарем ЦК Компартии Грузии. Всех проворовавшихся судили открытым судом, на которые мог прийти любой гражданин, взять слово и, не выбирая выражений, высказать всё, что он думает о подсудимом и всей его родне. А республиканское телевидение вело прямую трансляцию с каждого судебного процесса.
Новый глава грузинской церкви, сменивший гомосексуалиста-предшественника, разворовавшего хранилище древних рукописей, на проповеди в главном храме в Мцхета говорил: «Все мы кровно заинтересованы в том, чтобы честь и честность воцарились бы, наконец, на грузинской земле. И поэтому должны поддержать главного труженика на ниве чести и честности – товарища Шеварднадзе!»
Но у хлопонинцев нет ни опыта команды тогдашнего Шеварднадзе (кстати – типичного для аппаратчиков Советского Союза!), ни достаточного запаса времени, чтобы подобный опыт обрести.
В 30-е годы XIX века Александр Грибоедов проталкивал через императорскую канцелярию проект превращения Кавказа в некое подобие ост-индской компании, совмещавшей функции территориальной власти, подотчётной Лондону, и крупнейшего в мире концерна. Англичанам это очень не понравилось, и Грибоедова зарезали в Тегеране. Его недруги полагали, что он способен найти в Российской империи достаточно толковых менеджеров, чтобы раскрутить свой проект.
Но что же делать Хлопонину и хлопонинцам?!
Они очень одиноки в своём Пятигорске среди аборигенов, в последние годы чаще стреляющих и взрывающих, чем занятых нормальным трудом.
Чего стоит одно лишь убийство кизлярского атамана – своего рода бандитский «салют» полпреду перед его встречей с казаками?
В Ставрополе, где перед самым приездом полпреда демонстративно взорвали Дворец культуры, ширится и крепнет движение в поддержку создания в СКФО Русской республики, равноправной с остальными республиками, где даже «самые приличные» люди называют русских некоренной нацией, права которой вроде бы вторичны.
И хлопонинцам по сути не остаётся ничего другого, кроме попыток хотя бы затормозить стремительную дерусификацию региона, по поводу чего бил тревогу в специальном докладе ещё Дмитрий Козак, предшественник Хлопонина в роли куратора Северного Кавказа.
В Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии имеются программы по возвращению и сохранению русского населения, но в реальности они не работают.
Перед тем как вернуться в Москву, бывший полпред Козак создал в Карачаево-Черкесии два новых национальных района — Абазинский и Ногайский, дав понять местным жителям, пребывающим в состоянии перманентной войны друг с другом, что власть может быть вменяемой и умело гасить первопричины конфликтов.
Продолжится эта линия – сохранятся хотя бы хорошие надежды на будущее. Не продолжится – не останется даже надежд.
О чем тут спорить, если президент Д. Медведев был вынужден признать ситуацию в северокавказском регионе главной угрозой безопасности страны?!
А 19 мая 2010 года на встрече с правозащитниками Дмитрий Анатольевич официально назвал сохранение русского населения в республиках региона главной гарантией безопасности России.
Едва Ставропольский край, не спросив мнения его жителей, включили в состав СКФО, в газете «Северный Кавказ» было опубликовано Обращение славянских и казачьих организаций с призывом создать Русскую республику, где русские были бы «титульным народом». Сейчас это Обращение обсуждается на 350 сайтах на Ставрополье, в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже и других городах России. Идёт сбор подписей под обращением.
Рано или поздно перед президентом страны, его полпредом в СКФО и законодательными органами будет поставлены вопросы: являются ли русские равноправным народом в Северо-Кавказском федеральном округе с собственным правовым статусом? Каковы гарантии государственной поддержки «северокавказских» русских, в которой они на сегодняшний день нуждаются (как и другие народы Северного Кавказа)?
При положительном ответе появляется надежда, что русское население Ставропольского края будет равноправным участником экономических программ, а не резервной территорией, страдающей от различных политических, экономических и военных экспериментов в ходе их реализации в соседних республиках.
В 1998 году при разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе под руководством тогдашнего вице-премьера федерального правительства Рамзана Абдулатипова русское население в её тексте было искусственно разделено с казачеством. При этом ни казаки, ни русские не получили в концепции полноправного статуса народов Северного Кавказа.
Дагестанец Абдулатипов (ныне посол России в Душанбе) всю свою «концепцию» построил на призыве проблемы «бедных гор» решать за счёт «богатой равнины», которая, по его мнению, начинается с территории Ставрополья. Экспертное заключение ставропольских учёных, опубликованное в одном из сборников, издающихся в Администрации президента, решило судьбу концепции. Она не получила статус государственного документа.
Но и без статуса, она, тем не менее, оказалась мощным «руководством к действию» для аппаратчиков разных уровней.
Что не может не провоцировать все новые и новые межэтнические конфликты.
Русские на Кавказе — как прожилки у зеленого листа.
Места занимают немного. Но если эти прожилки перерезать, лист погиб.
Сергей КУЧЕРОВ,
сопредседатель «Собора Русского Народа».
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Полпреду СКФО А.Г. Хлопонину
Созданием Северо-Кавказского федерального округа признана особая озабоченность ситуацией на Северном Кавказе для российской государственности. Ситуацией критической.
Назначением полпредом округа Вам поручено нахождение оптимального пути разрешения этой критической ситуации. Мы можем только выразить надежду, что определенный коридор вариантов решения лежит в русле укрепления российской государственности.
Практика советской национальной политики показала ущербность пути формирования новых «исторических общностей» с опорой на активных и одновременно агрессивных, в силу своей культурно-психологической оторванности горских племен. Это же подтверждает исторический опыт Римской империи.
Путь постепенного, сдерживающего врастания представителей горских племен в устойчивую, базирующуюся на русской цивилизационной модели общину, с нашей точки зрения, единственный выход из сложившейся ситуации. И укрепление русского присутствия во всех субъектах округа – основополагающая идея такого решения проблемы.
Для нас русский суперэтнос — это более широкое понятие, чем славянство, русские для нас — это и финно-угоры (мордва, марийцы и др.), и тюркские этносы (казанские татары, башкиры и др.). Русскость для нас — это общность целей, подходов в вопросах безопасности в настоящем и картины будущего для нас и наших детей.
Резолюция Форума ряда национальных сообществ, готовность поддержать ее со стороны и других этнических групп СКФО свидетельствует, что «святая корова» территориальной исключительности — это миф, выгодный узким, властвующим группам, а широкое общественное мнение уже приняло необходимость коренного перекраивания территориальной карты округа.
Другого пути разрушения сложившейся со времен СССР власти этнических кланов нет.
Выражу общее мнение участников форума: уход от этой проблемы — это недальновидная «страусиная» политика.
От имени участников форума предлагаю создать рабочую группу при полпреде для рассмотрения поставленных в Резолюции вопросов с включением в нее представителей этнических сообществ, её подписавших.
По поручению участников форума председатель общественной организации «Союз Славян Ставрополья»
С.Б. БОГОСЛОВСКИЙ.
Всю власть –
уважаемым старикам!
На встрече с президентом Медведевым глава Ингушетии Евкуров заявил, что, по данным его сотрудников, свежее пополнение боевиков – люди небедные и неплохо образованные. А значит, никакими «инвестиционными проектами» Кавказа не утихомирить, не сделать его нормальной провинцией нормальной страны.
С наступлением темноты власть «официальную» автоматически сменяет власть «неофициальная». Сколько там ни разбрасывай денег, заработанных русскими областями нелёгким трудом, всё без толку.
27 ноября в Ницце три чеченца избили полицейского, посмевшего не пустить их без очереди в ночной клуб. Перспективе предстать перед судом они очень удивились. В Москве и других городах России они, не раздумывая, бьют морду, а то и стреляют в любого, кто посмеет сделать им замечание. И никто даже не пытается сопротивляться их темпераменту.
Президент Медведев назвал это специфическое явление «повышенной обидчивостью кавказцев».
На Кавказе народу живёт много больше, чем на Чукотке, где Абрамовичу в короткие сроки удалось кое-что построить и навести элементарный порядок. А кавказские жители предпочитают не спиваться, как чукчи, но зарабатывать на производстве спиртосодержащих жидкостей, более эффективных при завоевании чужих земель, чем снайперская винтовка.
Да и разбрасывают по горам Хлопонин и его сотрудники деньги не из своего кармана, а из государственного бюджета. Уже официально признано, что, например, в Дагестан ни один психически здоровый инвестор ни рубля вложить не рискнёт.
Чего стоит одна лишь ситуация в Хасавюрте, откуда мэр-аварец уже не первый год выживает кумыков из города, который основали их предки?!
Спорить с мэром оказалось абсолютно невозможно после того, как в районе «Нефтекачка» разместился отряд из шестисот вооружённых автоматическим оружием «сотрудников» вроде бы для охраны нефтепровода (не многовато ли для охраны!) и стал очищать район от кумыков. И тех, кто занимал какие-то должности, и от простых работяг.
При этом мэр все минувшие годы строил одну мечеть за другой. Забыв, что мечеть и помойка не могут соседствовать. Но ему никто не решался об этом напомнить. Хотя он, может быть, просто не знает, как убирают мусор и моют полы.
Ну не было в его жизни столь ярких впечатлений!
Да и в Чечню удаётся заманить «инвесторов» лишь в обмен на обещание простить им чудовищное воровство в центральной России. Тому пример – владелец пресловутого «Черкизона» Тельман Исмаилов.
«Начальник» Чечни Кадыров открыл глаза Медведеву на то, что почти все сельскохозяйственные угодья республики – сплошное минное поле. А Министерство обороны требует немалые деньги за разминирование.
Президент России изумился: «Как же так?! Мы чуть ли не навязываем иностранным государствам услуги своих минёров, тратим на «гуманитарную помощь» большие деньги, а о своей земле позаботиться не можем?!»
Жуть! Столько народу числится в «спецслужбах», а у президента нет достоверной информации!
И если уж Дмитрий Медведев, регулярно принимающий в своей резиденции в Сочи отчёты глав регионов, плохо представляет себе, что творится за забором его летней резиденции, то замученные множеством проблем, которые им создают неутомимые чиновники всех рангов, рядовые обыватели и подавно не понимают сути происходящего на давно всем осточертевшем Кавказе.
В 20-х числах августа в Кизилюртовском районе Дагестана, в населённых пунктах Языковка, Нечаевка, Кормосовхоз, Чонтоул состоялся «семинар-практикум» ваххабитских организаций «по обмену опытом».
И не случайно, в последние недели и участились на С.Кавказе эксцессы с резонансом по всей России.
В недавнюю лютую жару москвичи и редкие туристы-экстремалы с искренним недоумением наблюдали, как группа немолодых мужчин «кавказской национальности» голодала на лавочке посреди Манежной площади, в слабенькой тени плаката с малопонятным текстом о каких-то проблемах в отношениях между кабардинцами и балкарцами.
— Балкария?! А где это?!
Помимо Москвы балкарцы устроили голодовку ещё и в Ессентуках возле резиденции полпреда А. Хлопонина.
Некоторые СМИ уже поспешили сообщить миру, что балкарцы требуют отдать им пастбища, пока что находящиеся в собственности всей республики.
И ни слова о том, что до репрессий 40-х годов эти пастбища были балкарскими, а потом об их возвращении были приняты вполне внятные законодательные решения, которые республиканская власть и не думает исполнять.
Участники голодовки, объявляющие о своей готовности умереть «во имя будущего детей и всего вымирающего народа», утверждают, что лучшие участки Приэльбрусья — Голубые озёра, Чегемские водопады — отрывают от Балкарии и отдают олигархам.
Балкарцы начали голодовку в Ессентуках 11 июля. Они требуют исполнения 131 федерального закона от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления», исполнения определений Конституционного суда, разработки механизма защиты политических и социально-экономических прав балкарского народа с целью его сохранения, сохранения его самобытности и равноправного развития с другими народами КБР.
Телеграмму со своими требованиями они отправили ещё и президенту Медведеву.
Трём участникам голодовки больше семидесяти лет, двум больше шестидесяти, остальные «чуть моложе».
После взрыва на Баксанской электростанции, сетований президента республики Канокова, что бандиты ни на день не прекращают свою «работу» и очередной рекомендации Дмитрия Медведева опираться на советы старейшин интереса к проблемам крошечной республики не прибавилось. Ни на уровне запарившегося обывателя, ни на уровне «парламентария», мысли которого уже далеко-далеко в пятизвёздочном отеле на берегу умеренно тёплого моря.
В начале лета на совещании у президента Медведева по проблемам Северного Кавказа бывший председатель Совета по правам человека Элла Памфилова предложила возродить такой инструмент управления, как советы старейшин. Высказала надежду, что, может быть, хоть уважаемые старики смогут устыдить «князьков», лихо использующих боевиков для устранения конкурентов при дележе «московской дани».
Президент предложил подумать о путях практической реализации предложения Памфиловой.
Но едва совет старейшин Балкарии прислал своих пикетчиков на Манежную площадь – как тут же Интернет заполонили заявления «конструктивной оппозиции», предлагающей «не раскачивать лодку» и «не создавать очага напряжённости у грузинской границы на радость г-ну Саакашвили».
Хотя чего там «создавать», если «очаг» давно горит?!
Если уж чиновников не смог одолеть бывший полпред по Южному Федеральному округу Дмитрий Козак, предлагавший ввести в дотационных республиках Северного Кавказа прямое президентское правление как единственный способ пресечь славную традицию разворовывания всех «подарков бабушки Москвы», то про голодовку балкарцев на Манежной площади можно сказать одно: «безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
Но где взять подходящее ассенизационное устройство для утилизации «продуктов распада российской власти», упорно стремящихся довести уровень дотаций из Москвы в бюджетах своих «национальных республик» до 100 процентов? При этом субъекты активнейшим образом пугают Кремль призраком «сепаратизма»!
Неужто придётся взять на вооружение идеологическую концепцию из пособия по борьбе с крысами: «Победить их невозможно, но бороться с ними необходимо!»
Аналитическая группа «Русский Кавказ».
НАШЕ
МНЕНИЕ
о самом необходимом
После образования СКФО активно обсуждается вопрос об изменении статуса субъектов округа и об изменении административного подчинения ряда районов.
В Конституцию РФ заложены принципы равенства, уважения достоинства личности и общины.
Но требование равноправия субъектов Федерации (ст.5 Конституции РФ) входит в противоречие с нынешней реалией, а необходимость уважать мнения национальных сообществ ставит вопрос о необходимости решения этого вопроса.
Так, Кумыкское (народное движение «ТЕНГЛИК»), Ногайское (общественная организация «БИРЛИК») национальные сообщества ставят вопрос о преобразовании Республики Дагестан в Западно-Каспийский край и придании нового статуса районам Ногайский, Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский; Балкарское (общ. организация «Совет старейшин Балкарского народа») о придании нового статуса Зольскому, Эльбрусскому, Чегемскому, Черкесскому районам, русское, славянское, казачье сообщества о придании статуса новой области Бабаюртовскому, Кизлярскому, Наурскому, Щелковскому, Прохладненскому, Майскому, Моздокскому, Нефтекумскому, Курскому районам. Таким образом, остро стоит вопрос о судьбе, как минимум, 15 районов СКФО.
Если обобщить мнения ряда национальных сообществ СКФО, формируется следующее предложение по структуре округа:
1. Округ состоит из 4 краев – Западно-Каспийского, Северно-Кавказского, Восточно-Кавказского, Ставропольского и 4 областей – Горной, Степной, Терской, Центрально-Кавказской.
2. В состав Степной области предлагается включить – Ногайский, Тарумовский районы; Центрально-Кавказской области – Зольский, Эльбрусский, Чегемский,Черкесский; Терской области — Наурский, Щелковской, Кизлярский, Бабаюртовский, Прохладненский, Майский, Моздокский, Нефтекумский, Курской районы; Республику Карачаево-Черкесия предлагается переименовать в Горную область.
3. Предлагается включить в состав:
Западно-Каспийского края — районы нынешней республики Дагестан без 4 северных районов, Северно-Кавказского края – районы С.Осетии без Моздокского и КБР без 4 западных районов, Прохладненского и Майского, Восточно-Кавказского края — районы Чечни без Наурского и Щелковского и районы Ингушетии, из состава Ставропольского края вывести Нефтекумский и Курской районы.
Таково обобщенное мнение участников нынешнего форума
С точки зрения участников форума, данные предложения имеют смысл и такое административное деление округа:
1. нарушит сложившееся клановое разделение сфер влияния, уменьшит их влияние на принятие решений в экономической, социальной области;
2. сгладит ряд, принявших антагонистический характер, противоречий, раздирающих округ;
3. выведет из понятийного оборота населения привязку административно-территориального деления к национального признаку;
4. введение новых конструктивных сил позволит более успешно противостоять влиянию экстремистских кругов кавказского подполья;
5. позволит упорядочить и унифицировать отношения практически со всеми национальными сообществами СКФО.
Конечно, данное предложение нуждается в обсуждении специалистов, заинтересованных сторон и детальной прорисовки сценариев развития событий.
Задача общественных сил поставить вопрос, показать его злободневность и принять активное участие в его проработке.
Свою капусту,
пожалуйста,
выращивайте
сами!
— Идея передать на Кавказе власть аксакалам, по-моему, очень неплохая! — считает экс-глава Центробанка России Виктор Геращенко, живущий на даче в деревне Виденево под Мытищами. Его выперли из Центробанка в 1994-м после прогулок Ельцина с Клинтоном по пляжу Ванкуверского университета, украшенному табличкой «Купальник необязателен!». К этому времени стало ясно, что с «Гераклом» и его заместителями у Березовского не проходит традиционный его трюк, когда он, войдя в кабинет, рисует крупными цифрами на листе бумаги миллион долларов, дожидается пробуждения у хозяина кабинета хватательного рефлекса — и дальше уже указывает ему, что делать. Потом, правда, ненадолго обратно позвали — спасать финансы страны после дефолта, устроенного Кириенко. – Иначе все благие планы президента Медведева окончатся ничем, — продолжает Геращенко.
Можно как угодно относиться к кавказцам, умевшим тибрить золото из старательских артелей еще «при Советах», переправляя украденное через границу с Афганистаном. (В банковской сфере тогда украсть было ничего нельзя… Все четыре государственных банка находились в Москве, а в республиках действовали региональные конторы Госбанка СССР, которые в начале года собирали от предприятий заявки на то, сколько денег кому нужно, и после согласования вопроса с Москвой следили за расходованием выделенных средств.) Но у кавказцев еще сохранилось уважение к старшим. Чего днем с огнем не увидишь в России… Если опереться на уважение к старшим – глядишь и в России вспомнят о забытой морали!
Тут вопрос не этикета, а выживаемости народа!
Ну какие могут быть результаты у Хлопонина и его ребят, если они никому вокруг не верят и им никто не верит?!
Вряд ли кто станет спорить, что в сегодняшней России «порвалась связь времен». И почти не осталось людей, способных поверить, будто в российской политике возможны хорошие пути к хорошим целям.
За одно лишь столетие «отцы» дважды вынуждены были выслушивать от «детей», что их поколение жило на свете зря и самое разумное для него — побыстрее исчезнуть, не мешая юным умникам строить «светлое завтра».
Очень обидно, что ситуация мало изменилась со времен Пушкина, написавшего: «Там царь Кощей над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет!» Думаю, именно за почти неприличную точность формулировок и не любят Пушкина «диссиденты», возглавляющие ныне Минфин России и Центробанк. Ребята неутомимо вливают российские деньги в экономику США. А наш рафинированно деликатный президент их почему-то до сих пор терпит! Они, как алкоголики, тащат добро из дома чужим людям — и ничего. Как и много лет назад, мы гораздо более озабочены тем, чтобы заставить окружающий мир поверить в свою цивилизованность, нежели тем, чтобы стать цивилизованными на самом деле.
Если бы мне и моим друзьям позволили победить на выборах (а мне предлагали стать одним из кандидатов в президенты России, узнав из социологических опросов, какое количество россиян мне доверяет!), я постарался бы стать папой для всей буйной российской безотцовщины. Ведь ребята понимают, кто такой пахан, но нормального заботливого и строгого папы у них никогда не было. Вот, например, газета «Ведомости» всю осень 2007 года била тревогу по поводу того, что банки назанимали на Западе значительно больше, чем способны отдать. И ситуация по многим параметрам сегодня хуже, чем на момент дефолта в августе 1998 года.
Все всё знали про собственные глупости и извращения, но думали: «Ни хрена, перекредитуемся!».
А через полгода оказалось – никто не дает новых кредитов. Начался так называемый мировой кризис!
В свое время мы в Центробанке эти ситуации не только отслеживали, но еще и строго наказывали чересчур расшалившуюся молодежь, не ведающую, что «хороший человек» и человек, который к тебе хорошо относится, — не одно и то же.
Сейчас в основном грозят руководящим пальчиком.
Но если людям в детстве не вложили в головы представление о том, как разумно тратить заработанное, если они неспособны «по одежке протягивать ножки», никакой диплом никакого университета не сделает их профессионалами.
А у нас главная заповедь трудолюбивых буржуа (на самом деле это слово лишь производная от слова бург – город!) даже не декларируется.
Ни на уровне правительства, ни на уровне семьи!
Грустно это!
В. ГЕРАЩЕНКО.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
на съезде 1-го Международного
конгресса тюркских народов
Республика Молдова, август 2010 г.
1. Ногайцы, как и остальные тюркские племена, являются естественными потомками и преемниками всех предыдущих этнических образований (начиная со скифов и гуннов) на «Дороге народов», они (ногаи) были последними из тех, кто доминировал здесь в свое время, занимая те же земли, что и предшественники их, кипчаки, а ранее – печенеги…
2. Первопричиной межнациональных конфликтов в ареале проживания ногайцев в республике Дагестан является в первую очередь переселение горцев на равнину, предпринятые в начале 20-х годов Центральным исполнительным комитетом ДАССР. «Земли так мало в горах, что перераспределение ее не предоставляется возможным, горцам «надо дать землю, но землю им можно дать на равнине. (Самурский Н. Дагестан. М-Л., 1925)…
В основе нынешних драк, которые в МВД классифицируются как бытовые, нередко лежит межнациональный конфликт. Так, 19 июня 2008 года в пресс-службе МВД республики сообщили, что несколько жителей селения Новая Коса повздорили с жителями кутана «Караша», одного из хозяйств отгонного животноводства горных районов. По версии следствия, причиной драки стал бытовой конфликт, который впоследствии перерос в массовую драку с участием 250 человек. Кулаками агрессоры не ограничились, в ход пошло огнестрельное оружие, и во время драки раздалось несколько выстрелов, в результате которых двое местных жителей-ногайцев были доставлены в центральную районную больницу Бабаюртовского района со сквозными пулевыми ранениями ног. Таковы нынешние реалии национальных отношений на ногайской и кумыкской земле.
3. Уникальным для республики является Закон РД. В соответствии с принятым законом земли отгонного животноводства находятся в республиканской собственности, и распоряжается ими правительство Дагестана на свое усмотрение. А на практике получается так:
— сначала выносится правительственное решение, разрещаюшее на землях равнинных народов построить временное строение, т.е. чабанки и кошары для зимовки овец;
— незаконно на эти участки переселяются сотни семей с горных районов;
— далее решением законодательного органа республики незаконно построенным поселениям придается официальный административный статус.
За последние годы на землях отгонных пастбищ построено около 200 населенных пунктов и прикутанных хуторов, появление которых противоречит пункту 1 статьи 79 «Земельного кодекса РФ», согласно которой поселения не могут находиться на землях сельскохозяйственного назначения, к которым в том числе относятся пастбища отгонного животноводства. Тем более расположенные на удалении от административного центра на значительные расстояния (от 500 до 700 км). 30 ноября 2006 года Народным собранием единогласно принят закон РД, который сохраняет статус поселений за 11 муниципальными образованиями, расположенными на землях отгонного животноводства. В принятии и утверждении всех этих законов депутатами НС РД учитывается благополучие только «своих» народов, ногайский фактор не интересует никого.
С 1989 году развивались интенсивные контакты и консолидация Кизлярского округа ТКВ и ногайского общества «Бирлик», завершившиеся подписанием Декларации о самоопределении коренных народов Ногайской степи, в которой предполагалось «восстановить территориальную целостность Ногайской степи», создать административное образование ногайцев и терского казачества в РСФСР в случае провозглашения Дагестаном суверенитета.
Власти Дагестана идею самоуправления и тем более создания национально-территориального образования полностью отвергли, смешивая его с проблемой сохранения территориальной целостности Дагестана.
4. Проблема ассимиляции народов стара как мир, но программные деяния появилась после установления Советской власти.
Нынешняя насильственная ассимиляция народов, осуждаемая мировым сообществом, является основной причиной законодательного кризиса.
Необходимо сочетание консервативного начала, а не просто возврат к корням. Ногайское общество должно активно модернизироваться, развиваться, частично открываться окружающему миру, но, строго сохраняя и укрепляя свою собственную идентичность, строиться, исходя из долговременных стратегических принципов, с учетом опыта поколений.
В реформировании российского и дагестанского общества, охватывающем политическую, социальную, экономическую, культурную сферы, решающим фактором являются права и свободы человека, без обеспечения которых невозможно движение к демократии, свободе, правовому государству, законности.
Настала необходимость глубокого осмысления всего многообразия проявлений межнациональных отношений, поиска причин их обострения, выявления причин и источников конфликтов в этой сфере и возможных путей прогнозирования и предотвращения конфликтов между обществом и власти. Хочется верить, что наконец-то наши руководители поймут – Ногайская степь является средой обитания и образом жизни ногайского народа, а не только пастбищами для отгонного животноводства. Даже русские цари в свое время не позарились на Ногайскую степь из-за безводности и суровости климатических условий.
Председатель
исполкома региональной общественной
организации «Бирлик»,
координатор МОТМ
по Северокавказскому региону Янгурчи АДЖИЕВ.
ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Мы, кумыки, жители г. Хасавюрта и Хасавюртовского района, вынуждены настойчиво напомнить властным структурам Дагестана о продолжающейся политике целенаправленной дискриминации прав и интересов кумыкского народа. Да, наша республика многонациональная, и раз уж наши народы обречены на совместное проживание, то оно, как и ранее мы обозначали неоднократно, должно быть поставлено на правовую основу, где главным является учёт и защита интересов каждого народа, и в том числе кумыкского, на его исконной исторической родине.
Руководство Дагестана не создало никаких механизмов защиты исторической территории проживания коренного этноса. Некогда высоко культурный и динамично развивающийся этнос, имевший свою государственность, сегодня превратился в изгоя на своей земле.
Наиболее ярко проявляется политика дискриминации нашего народа на его исконно этнической территории в городе Хасавюрте, где подобная антикумыкская политика приобрела наиболее уродливые формы.
Прежнее руководство республики допускало серьезные ошибки механизма межэтнического единства, но в тоже время, обеспечивая пропорционально-этническое представительство «титульных народов», сумело создать определенный баланс в обществе, сохраняя хотя бы мнимое единство. Однако нынешняя коррумпированная и национализированная дагестанская элита осуществляет геноцид кумыкского народа, лишая его работы, средств к существованию, тем самым создает в обществе именно такие предпосылки, которые в скором времени, если сегодня же не предпринять радикальных мер, станут катализаторами межэтнических противостояний.
Мы считаем, что наиболее ущемленные от такой политики в нашем обществе являются кумыки, живущие в городе Хасавюрте со времени прихода к руководству города Сайгидпаши Умаханова. Именно с его приходом к руководству городом в 1997 году и начались притеснения и гонения в отношении кумыков. За период работы он буквально сместил всех кумыков со своих постов, устраивая на их местах своих родственников и соплеменников. Ни для кого не секрет, что в Дагестане существует негласное правило при распределении руководящих должностей, пропорционально численности того или иного этноса. Однако нашему мэру подобная тенденция ни о чем не говорит и ни к чему не обязывает. В подборе и расстановке руководящих работников города и его структурных подразделений Умаханов С.Д. учитывает только личную преданность работника, его национальность, а не его деловые и профессиональные качества.
Именно с молчаливого согласия и попустительства руководства республики Умаханов С.Д. творит весь свой беспредел. Он настолько охамел, что никого вокруг не видит и не признает. Живет и руководит городом по принципу «Мой город, что хочу, то и ворочу».
Такая политика вызывает справедливое возмущение кумыкского народа, и дальнейшая эскалация подобной политики может спровоцировать наш народ к стихийным и массовым акциям протеста.
Мы требуем положить конец антикумыкской политике не только со стороны Умаханова С.Д., но и со стороны руководства РД. Требуем соблюдения национального квотирования и возврата нашему народу тех должностей, которые были отняты у него в угоду другим. Мы требуем и будем настаивать на возвращении кумыкам постов министра юстиции, руководителя пресс-службы президента РД, председателя Счетной палаты и т.д.
Другим путем решения вопроса о сохранении кумыкского народа, и в настоящее время наиболее реальным, является административное переподчинение районов с преобладанием кумыкского населения к Ставропольского краю или выделение их в отдельную область.
Руководитель регионального отделения Общественного движения «Тенглик» Осман АДЖИЕВ.