Одной из главных тем творчества народного поэта Дагестана Абдуллы Даганова, который по праву входит в историю дагестанской литературы как один из талантливых поэтов середины XX века и первого десятилетия XXI столетия, является тема родины, родного края и горцев, его населяющих, всех тех, с кем поэт жил и живёт.
Это о них он пишет в цикле стихов «На свадьбе»: «Я видел скромность признанных героев, я видел столько доброты вокруг!..» Это среди них сформировался и расцвёл огромный талант Абдуллы Даганова, человека необыкновенной судьбы, высокой чести и скромности.
Обращаясь к родине, поэт вопрошает:
Кто я, Родина, для тебя?
Твой ли сын я самою сутью?
Эти горы в рассветный час
Не моею ли дышат грудью?
(Перевод Олега Дмитриева)
В стихотворении «Горный родник», в котором социально-психологическое находится в тесном единстве с романтикой и лирикой, его лирическое «я» связано с мировосприятием поэта, с его взглядами, интересами и стремлениями, которые и являются объектом художественного постижения действительности. «Я – горный родник, который сочится из-под камней, находит идущий в горы отраду в струе моей. В полуденный час знойный напев мой сулит благодать, его у горянки стройной легко я смог перенять». И снова поэтический повтор, символика которого понятна многим: «Я – горный родник, несмело пульсирующий среди скал, моё привычное дело – бодрить того, кто устал». Поэзия Даганова является воплощением мудрости и гуманных чувств дагестанского народа, являющегося частицей великого русского народа. Поэтому стихотворение «Горный родник» заканчивается следующим четверостишием:
Струится с дальних нагорий
Моя шелковистая нить,
Чтоб с песнями рек и моря
Мой голос прозрачный слить.
(Перевод Юлии Нейман)
Абдулла Даганов – яркий представитель аварской культуры и литературы многонациональных народов Дагестана, поэтому в своей поэзии он поднимает целый комплекс актуальных проблем, художественно осмысливая их по-своему, в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Вот его известное стихотворение «На рассвете», в котором главным средством изобразительности языка является олицетворение:
Шаль блестящую на горы бросив,
Разгорается солнце с утра.
Нежно гладит головки колосьев,
Шепчет им:
– Просыпайтесь, пора!
(Перевод Юлии Нейман)
Для Абдуллы Даганова человеческая жизнь – не бессмысленное явление. Вот как он пишет о жизни поколений горцев Кавказа:
Ничто не вечно под луной…
Но все их подвиги остались
Навек с тобой и со мной!
Пусть слава их потомков греет,
Летит в иные времена!
Печально, друг, – отцы стареют…
Но их бессмертны имена.
С юбилеем тебя, мой дорогой друг!