Невежество самый страшный враг

«Нет более бедного человека на свете, чем бедный знаниями, и нет награды лучше, чем награда мудрости» Дж. Руми

 

 

Богобоязненность, уважение и искренне глубокое чувство любви к Всевышнему Аллагьу напрямую зависят от воспитания, уровня знаний и образования.
Если человек будет обладать фундаментальными научными знаниями и умением использовать их в окружающем его мире, применять свои теоретические знания в практической деятельности, удаляясь от слепого животного упорства, то пожеланию Всевышнего внутренний мир его осветится светом веры.
В противном случае знания теряют свою ценность. "Вспоминайте об Аллагье и Он будет помнить о вас" — говорится в Коране.
В Исламе изначально существует особо уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Коране сказано:
"Воистину, Аллагь поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания на высокие ступени. Ведь Аллагь знает то, что вы делаете". (св. Коран, 58:11)
"Читай! Во имя Господа Твоего, который сотворил: сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь Господь Твой щедрейший, Который научил пером, научил пером, научил человека тому, чего он не знал". (св. Коран, 96:1-5)
"Обучение недостойного подобно драгоценному ожерелью из золота и жемчуга, повешенному на шею свиньи", — гласит хадис от Ибн Маджа, Байхаки.
Другой хадис от Дарими гласит: "Стремящийся к знаниям и достигший их получит двойную награду; если же его постигла неудача, он все равно получит награду".
Вот, что передается вХадисе от Муслима, Тирмизи, Насаи: "Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), и праведных детей, которые станут обращаться к Аллагьу с мольбами за него".
Велика ответственность человека как наместника Всевышнего Господа на земле. И чтобы он мог достойно нести ее, Аллагь сотворил его как высшее создание среди всех живых существ, наделил разумом и свободой воли, свободой выбора образа жизни, поведения, свершения деяний, дал великое благо — способность обретать знания. Знания необходимы человеку для жизни, деятельности и поклонения. В этом отношении человек стоит даже выше ангелов, которые не получили этой способности от Всевышнего.
Хвала и благодарность нашему Господу миров, у которого мы просим помощи, который ниспослал священную книгу "Къур’ан" прямую речь Господа. Хвала Всевышнему, что Он наделил нас разумом и знанием владеть и пользоваться этой речью Аллагьа.
В священном Коране не является человеческим творением ни одно предписание, ни одно слово, ни одна запятая:
"Кто постелил ковром вам землю,
Покровом небеса возвел,
Чтоб возрастить плоды для вашей пищи,
А потому, когда вам истина уже известна,
Вы в равные Ему божеств не измышляйте" (св. Коран, 2:22).
Всевышний Аллагь, разъяснив установления религии и закона (шариата), ниспослал пророкам 104 писания, по которым они призывали народы к вере и благочестию. Самое последнее писание — священный Коран, ниспосланный Пророку МухIаммаду (с.т.гI.в.). Коран содержит в себе установления, необходимые для человечества в этом загробном мире.
В Исламе изначально существует уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Коране сказано: "Воистину, Аллагь поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания на высокие ступени. Ведь Аллагь знает то, что вы делаете". (св. Коран, 58:11)
В Коране упоминается перо, что подчеркивает значение письма как средства распространения науки и образования. Книга Аллагьа свое название берет от чтения и называется Къуръаном (часто читаемое). Чтение является ключом к дверям знания, через которую человек проникает в различные науки. Коран говорит о важности чтения и побуждает к изучению наук.
Пророк МухIаммад (с.т.гI.в.) сказал: "Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки".
Наука является прочной основой для понимания религии и жизни.
История Ислама тесно связана с наукой и образованием. С момента ниспослания первого стиха Аллагьом Пророку МухIаммаду (с.т.гI.в.) стремление к знаниям начинает все быстрее входить в жизнь мусульман. Аллагь направил к людям своего посланника с тем, чтобы он научил их священной книге, мудрости, закону и наилучшим знаниям.
Наука — это добро пути, ведущего в загробный мир, это добро наследия, оставляемого людьми своим потомкам. Посланник Аллагьа (с.т.гI.в.) отмечал: "Тому, кто встал на путь знаний, Аллагь облегчает путь в Рай; ангелы простирают свои крылья над ним, защищая его от невзгод на этом пути".
Посланник Аллагьа, да будет над ним мир, сказал: "Кто вышел из дома в поиске науки, тот идет по пути Аллагьа, пока не вернется". Ислам призвал людей овладевать наукой и посвящать талант и способности образованию и знанию. Священный Коран существует в настоящее время в своем первоначальном виде. Милостивый и Милосердный Аллагь ниспослал Коран на арабском языке, и язык Корана стал основой объединения всех мусульман Благое дело и велика честь научиться читать эту священную книгу — прекрасную речь нашего Создателя.
Вера и знания — вот два основных требования, которые Всевышний ставит перед людьми.
Вера делает людей праведными и чистыми на земле и в жизни будущей, а знания определяют их на высокое место.
Развитие грамотности естественным образом приводило к развитию научной мысли у мусульманских народов.
Средневековая мусульманская литература, сочинения мусульманских авторов по медицине, истории, географии, астрономии и многим другим наукам составили золотую сокровищницу научной мысли человечества и дали толчок развитию европейской науки.
У всех мусульманских народов России исторически арабская письменность до 1917 г. лежала в графической основе их языков. Более того, единство графики позволяло разным тюркоязычным народам иметь общий литературный язык, который был понятен всем грамотным людям. И хотя российские мусульмане имели возможность получать образование только в мусульманских религиозных учебных заведениях — медресе, из их числа вышли знаменитые богословы, историки, географы.
Для ислама не является характерным разделение науки на религиозную и светскую, и исторический опыт показывает, что из среды религиозно образованных мусульман вышли такие всемирно известные специалисты по медицине как Ибн Сина астрономик — Улугбек, философии — Аль-Газали, аль-Араби и др.
Замена арабской графики на латынь, а затем на кириллицу привела к окончательному отрыву новых поколений мусульман от своих научных, богословских и нравоучительных истоков.
К началу 30-х г.г. была полностью уничтожена система религиозного образования, а старое поколение мусульманских ученых эмигрировало или было уничтожено путем репрессии. Открытое после окончания Великой Отечественной войны медресе "Мир-Араб" в Бухаре, а также исламский институт имама Аль-Бухари в Ташкенте, основанный в 1980 г., не ставили целью подготовку мусульманских богословов и ученых. Но в Советское время благодаря им сохранился ограниченный контингент имамов и алимов. Сейчас насущной необходимостью является подготовка нового поколения теологов, специалистов по толкованию священных текстов Корана и хадисов, историков Ислама и других специалистов.
В современных условиях свободы вероисповедания перед мусульманами стоит прежде всего задача возрождения религиозного образования, нацеленного на подготовку широкообразованных, грамотных священнослужителей, способных вести проповедническую деятельность в XXI веке. В этой сфере очень важным является также и воспитание в духе мира, согласия, уважения свобод и прав, взглядов и убеждений других людей, что возможно только при сохранении и упрочении школ Ислама, традиционно присущих российских мусульманам.
Один из хадисов гласит: "Тот, кто изучил науки, будучи молодым, похож на надписи на камне, а тот кто начинает познавать науки уже в старшем возрасте, похож на пишущего по водной глади". Говоря о достоинстве знания, Пророк (с.т.гI.в.) сказал: "Руководство и знания, с которыми Аллагь послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая часть ее была плотной, она задержала на себе воду, и Аллагь обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой пустыню, которая не задержала воду, и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллагьа, получили пользу от того, с чем послал меня Аллагь. Они сами приобрели знание и передали его тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллагьа, с которым я был направлен к людям" (Бухари).
Иса Гасанов Косродинский,
журналист и просветитель
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *