Дни весеннего равноденствия некоторые народы востока связывают с началом Нового года и именуют Навруз-байрамом. В нашей республике этот праздник традиционно отмечают народы Южного Дагестана.
В чем же проблема этого праздника?
Очевидно, исходя из того, что многие восточные народы, почитающие этот праздник, проповедуют Ислам, люди, да и официальные власти, стали говорить о нем, как о мусульманском празднике.
Вместе с тем он не имеет ничего общего с Исламом, если не считать дружбы и единения народов. Более того некоторые обряды праздника: разжигание костров для обдувания дымом и прыгание через них, обливание водой, считая, что таким образом они очищаются или предохраняются от бед, сильно противоречит шариатским нормам Ислама и являются пережитками язычества.
Для того, чтобы наши читатели имели конкретное представление об истории этого праздника, давайте рассмотрим причины и формы его возникновения. Навруз — это сочетание двух персидских слов нав, что означает новый и руз, означающее день, т.е. новый день.Персы отмечают его как праздник наступления нового года, в первые дни после его наступления. В эти дни солнце перемещается из созвездия Рыбы в созвездие Овна и это является началом Нового года.
История этого праздника уходит в глубь истории, когда среди людей царила религия язычества и невежества. Считается, что первым, кто начал празднование этого дня был легендарный персидский король Джамшид. Согласно поверью Джамшид потерял свой перстень с печатью и от него отошло его состояние в течение сорока дней. Затем его перстень нашелся и богатства вернулись.После этого персы провозгласили, что наступил новый день. Они отмечали это событие и сделали днем большой радости, веселья и проявления большой щедрости.
Стало обычаем персидских королей принимать подарки в этот день от других королей. Получали подарки и их подданые. Представители народа преподносили дары своему королю из того, чем они владели. Обычно преподносили стрелы, массивные стволы (предмет боя) из золота и серебра. Министры, писцы и знать дарили золотые и серебряные чаши, инкрустированные драгоценными камнями. Мудрецы дарили знания, поэты — стихи, владельцы сокровищ — драгоценности. И так каждый из того, чем он владел. Каждый подарок прибывал к королю и учитывался преподнесший его. Если преподнесшего подарок настигали бедность и нужда, то ему оказывали поддержку из казны короля.
В этот день короли и весь народ выходили в сады для празднования и проводили там две недели в играх и забавах. Во время праздника Навруза в виде угощения преподносили сахарные лакомства, причиной тому считается открытие в Иране сахара в день Навруза, поэтому люди обменивались им, и поздравляли друг друга. Также из обычаев этого дня является разведение костров ночью и обливание водой утром, убежденные в том, что огонь отстраняет болезни зимы, а вода очищает тело от грязи, приставшей в прошедшем году. Дым от огня, разведенного в ночь Навруза, по мнению язычников как бы очищал тело.
Но с приходом Ислама изменилось мнение по поводу этого дня. Когда посланник Аллагьа (с.т.г1.в.) вошел в Медину и увидел, что жители празднуют этот день, он указал на то, что Аллагь дал мусульманам два праздника, связанные со служением Всевышнему. Это праздник разговения «Идуль Фитр», связанный с постом и праздник жертвоприношения «Идуль Азх1а», связанный с послушанием и паломничеством к святыням Аллагьа. И мусульмане оставили праздники Навруза, как связанные с обрядами язычников.
В век праведных халифов праведного пути не было слышно о праздновании этого дня во всем Исламском обществе. Этот день был забыт, кроме как у некоторых племен, сохранивших этот праздник. Иногда его можно было встретить особенно у огнепоклонников, пребывавших в заблуждении и после того, как Ислам вошел в их страны. Но, когда правителем стал Маг1авий ибну Абу Суфьян, он увидел какую можно извлечь выгоду из подобных праздненств. Для экономии он позволил делать подношения, равные 10 тыс. драхм. Осудил возобновившую традицию Умар ибну Абдуль Азиз, запретив любые подарки, кроме земельного налога. Однако халифы, правившие после него, позволяли себе принимать подобные подарки.