Такова политическая сущность «скорострельной» северокавказской хроники. Завершение контртеррористической операции в отдельно взятой Чечне — как будто в отместку за поспешность властей — привело к всплеску терроризма в региональном масштабе.
Таком, что подтверждает наличие здесь повстанческой сети, а не "50-60 шайтанов-отморозков". Даже во время визита президента США Обамы в Москву продолжалась операция по уничтожению боевиков под чеченским Бамутом. А ведь в Северокавказский регион входит еще и олимпийский Сочи. Поэтому только военными мерами, на которые всегда делался упор, терроризм не остановить. И дело не в методах разоружения сдающихся и нейтрализации непримиримых. Тем более — не в отделении моджахедов от сезонного криминалитета. И не в поиске коррупционной составляющей в каждом преступлении. Уже нельзя делать вид, что убийство министра МВД Дагестана, покушение на президента Ингушетии, регулярные обстрелы федералов в той же Чечне, укоренение "джамаатов" в Кабардино-Балкарии имеют локально обусловленные истоки. Долго искать корень зла не придется. Он — в неизменной социальной запущенности всего Северного Кавказа: 5 из 7 наименее благополучных регионов России относятся к Южному федеральному округу (ЮФО): Чечня, Дагестан, Ингушетия, Краснодарский край, Ростовская область. Напоминания об этом в каждом материале — от ханкалинских докладов до питерских публикаций — сродни самоплагиату. Поэтому сосредоточимся на системообразующих началах очередного "кавказского замирения". Во-первых, весь ЮФО должен управляться из единого максимально полномочного центра. Нынешняя система ответственности каждого "наместника" за свой "надел" приводит лишь к противопоставлению "успешного" Кадырова его "проблемным" коллегам-соседям. Кстати, признанного правового, да и фактического размежевания Ингушетии с Чечней и Северной Осетией не существует. Даже на это не хватило компетенции череде номенклатурных полпредов президента в ЮФО за последние 15 лет. Обратимся к историческому опыту. В 1918 году советская власть, очень хотевшая выжить, учредила Главвагон, по влиянию сопоставимый с Совнаркомом: Красной Армии не хватало вагонов, а от нее зависела жизнь или смерть. Казалось, что федерализм на Кавказе спасет орган комплексной реанимации Чечни — условно "Главчечня". В сегодняшней повестке — уже "Главкавказ". После едва ли не ежедневных подрывов-покушений эта тема испытывает страну на наличие национального инстинкта самосохранения. Смысл нового "наместничества" — не в умножении бюрократического аппарата, а в "державной" воле и СМЕРШевском контроле над ресурсной базой региона вкупе со всеми видами поступающих сюда дотаций. Средства на социальную поддержку региона, по прежнему, "вливаются" через множество "воронок". В таком виде они скорее развращают местную знать, чем доходят до горца, выбирающего между лопатой и автоматом Калашникова. Отсюда, во-вторых. Что толку бороться с криминалом и экстремизмом, если и то, и другое ежедневно воспроизводится безработицей, из года в год измеряемой 60-70 процентами трудоспособного населения? Практической задачей "чрезвычайного наместника" должно стать "одновороночное" инвестирование в сферы, обещающие создание максимального числа рабочих мест в политически диктуемые сроки. Тем более что только в "нерусской" части ЮФО ежегодно трудоспособного возраста достигают более 100 тысяч молодых людей. Всем им хочется не только есть, но одеваться и нравиться. Сразу скажем: потенциал местной нефтедобычи, на которую делалась неоправданно высокая ставка, ограничен 1 процентом общероссийских нефтезапасов. В качестве инвесторов-подрядчиков могут выступить предприниматели-кавказцы, мотивированные налоговыми льготами и административно-политическими перспективами. Сфера чрезвычайного инвестирования, скорее всего, будет связана со строительным комплексом — тем более что низовой уровень его кадровой профессионализации "красных дипломов" не требует. Да и Сочи, чай, близко. Из этого вытекает "в-третьих". Насущно необходим решительный подъем системы образования и профподготовки молодых кавказцев. В том числе, через расширенное квотирование для местной молодежи мест в столичных вузах — с обусловленным возвращением выпускников домой. ". В местные школы, возможно, придется длинным рублем завлекать московских-питерских педагогов. Например, в качестве условия вожделенного ими командирования в школы при посольствах. В-четвертых. Не обойтись без ужесточенно-советской системы шефства по принципу: любой успешный хозяйственный, в том числе коммерческий, субъект в России отвечает за многообразную реабилитацию подшефного района, аула, элеватора, бензоколонки. Два последних направления, возможно, востребуют вахтовое задействование дефицитных специалистов, тем более что в энергетической сфере это практиковалось совсем недавно. В-пятых. Требуется целенаправленная работа с Турцией. Ее заинтересованность в международном отпоре курдскому сепаратизму может и должна быть увязана с усилением контроля над своей территорией. Тем более что большинство моджахедов — кавказцев и наемников — так или иначе, рассчитывает на помощь соотечественников или единомышленников в Турции. В этом же ряду — вопросы к ближневосточным кураторам отечественной дипломатии. Не менее 300 тысяч выходцев с Кавказа, проживающих в странах ислама, не могут быть политически индифферентными. Впрочем, международное, в частности, информационно-политическое обеспечение неизбежно новой фазы контртеррористической операции — явно соподчинено ее социально-политическим задачам. Политолог, даже имеющий опыт работы на Кавказе, может назвать лишь направления принятия неотложных мер. "Наместник" по Задаче и Статусу, кризис-менеджер по опыту и — лучше — кавказец по истокам подскажет что-то еще. Но есть ли альтернативы перечисленным. |
Борис Подопригора, бывший замкомандующего федеральными силами на Северном Кавказе |
Источник: http://www.inforos.ru/?id=24505