Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, находящийся с рабочим визитом в Дагестане, встретился с представителями органов исполнительной власти и бизнес-сообществом республики.
В рамках встречи были обсуждены вопросы, касающиеся реализации на территории региона Национального плана развития конкуренции в России.
Сергей Пузыревский рассказал собравшимся об особенностях Нацплана. Было отмечено, что 1 декабря 2017 года Президент России подписал указ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, которым утверждён соответствующий Национальный план на 2018-2020 годы. Указ определяет мероприятия и направления по развитию конкуренции государственной политики всех уровней власти и ставит перед властями четыре цели государственной политики.
Первое – повышение удовлетворенности потребителей, граждан товаром, работой и услугами, которые обращаются на товарных рынках. Второе – повышение экономической эффективности и конкурентоспособности предпринимателей, действующих на товарных рынках, и обеспечение свободы деятельности предпринимателей. Третья цель – стабильный рост и развитие экономики на территории Российской Федерации.
«Нацплан предусматривает ряд мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях. Что необходимо сделать? В первую очередь, определиться с приоритетными рынками, на которых необходимо развивать конкуренции. Каждый субъект имеет свою специфику и из 41 приоритетного рынка, предложенного планом мероприятий реализации Национального плана, регион может выбрать свои, но не менее 80% от предложенных. Затем – проанализировать барьеры, которые существуют при вхождении частного сектора на эти рынки. И после определить конкретные мероприятия, направления движения, которые приведут к развитию конкуренции», – заявил Пузыревский.
По его словам, необходимо также провести реформу субъектов естественных монополий. «Некоторые рынки искусственно монополизированы, например, услуги, оказываемые в портах», –заметил замруководителя ФАС России.
Он отметил, что ряд находящихся в монопольном положении сфер может выйти на конкурентные рынки и стать предметом частных компаний. «Мне кажется, эта тема должна быть проанализирована в рамках специфики экономического положения Республики Дагестан», – добавил он.
Было отмечено, что результатом взаимодействия ФАС России с властями Дагестана должна стать дорожная карта с конкретными мероприятиями.
О том, какая работа проводится в Дагестане по развитию конкуренции, рассказал министр экономики и территориального развития республики Осман Хасбулатов. По его словам, федеральным центром рекомендован 41 ключевой показатель развития конкуренции, который охватывает такие сферы экономики, как здравоохранение, образование, агропромышленный, строительный и транспортный комплексы. «Мы предлагаем дополнить этот перечень сферой туризма», – добавил он.
По мнению главы Минэкономразвития Дагестана, реализация указанных показателей должна способствовать изменению ситуации с развитием конкуренции в регионе и обеспечить достижение к 2022 году ключевых показателей в отраслях экономики Республики Дагестан.
«Нами выполнены все семь требований стандарта развития конкуренции в части принятия нормативных актов Республики Дагестан, принят план совместных мероприятий с региональным УФАС и Минэкономразвития на 2018 год. На постоянной основе в министерстве ведется мониторинг реализации и эффективности мероприятий по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в Дагестане. С февраля 2018 года введен рейтинг муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Сейчас ведем работу по внесению изменений в положение об органах исполнительной власти Республики Дагестан, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках», – рассказал Хасбулатов.
Он сообщил, что эта работа должна быть завершена до 1 января 2019 года. Необходимые поручения уже даны председателем Правительства Дагестана.
Глава ведомства проинформировал о том, что за 2017 год государственными муниципальными заказчиками Республики Дагестан опубликовано извещение о проведении закупок на общую сумму 26,3 млрд рублей. Из них доля закупок с применением конкурсных процедур составила 93,1% от всего объема государственных муниципальных закупок. Наиболее активно развивается конкуренция в сфере управления многоквартирными домами. Доля МКД в Дагестане, в которых собственники помещений выбрали и реализовали способ управления, составляет 86,9%.
Минэкономразвития республики разработан проект плана мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции в Республике Дагестан, который по итогам обсуждения с учетом высказанных предложений будет доработан и внесен на рассмотрение в Правительство.
Далее с докладом о практике применения антимонопольного законодательства в республике выступила врио руководителя Управления Джамиля Халлаева. Она рассказала, что за 2017 год Дагестанским УФАС было возбуждено 119 дел по признакам нарушения закона о защите конкуренции. По 100 делам приняты решения о наличии фактов нарушения, 19 – прекращено в связи с отсутствием факта. Эти дела были возбуждены как по инициативе Дагестанского УФАС, так и по поступающим в службу заявлениям.
«Большинство антимонопольных дел, возбужденных в 2017 году, – это результаты реализации актов плановых проверок, проведенных Управлением в 2016 году: например, в отношении администраций Каспийска и Махачкалы. Есть дела и в отношении других муниципалитетов: Избербаш, Кизилюрт, Магарамкентский, Дербентский, Казбековский районы и другие.
Если в городах нарушения антимонопольного законодательства чаще всего допускаются при изменении видов разрешенного использования земельных участков, то в районах – чаще всего допускают нарушения при проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков.
Что касается нарушений антимонопольного законодательства, допускаемых хозяйствующими субъектами, такими как ПАО «ДЭСК», АО «Дагестанская сетевая компания», АО «Газпром газораспределение Махачкала» и другими, то здесь в основном незаконное отключение энергоресурса и нарушение установленных законом сроков при выдаче технологических условий», – сообщила Халлаева. Она напомнила, что порядок выдачи технологических условий (газ, электрическая энергия, водоснабжение) вне зависимости от категории заявителя (физлицо, юрлицо, ИП) осуществляется субъектом естественных монополий на безвозмездной основе и в установленные законом сроки.
В прошлом году на торги по продаже государственного или муниципального имущества в Дагестанское УФАС России поступило 20 жалоб, из которых 15 – необоснованны. Кроме того, было возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».
Врио руководителя антимонопольного органа подчеркнула, что их служба сегодня существенно расширяет институты предупреждения и предостережения, что в итоге приведет к снижению количества возбуждаемых дел и концентрации на наиболее важных из них, общественно и социально значимых. Так, за 2017 год было выдано 99 предупреждений, из которых 94 – органам государственной власти и органам местного самоуправления республики, что составляет 95%. Кроме того, выдано 5 предостережений хозяйствующим субъектам и должностным лицам о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению требований антимонопольного законодательства.
Дагестанским УФАС России в 2017 году было рассмотрено 2 тыс. 470 жалоб, поступивших на закупки разного уровня (муниципальные, республиканские, федеральные): 948 из них были признаны необоснованными, 925 – обоснованными, 337 – возвращены комиссией УФАС , 260 – отозваны самими заявителями. Помимо этого, 1002 закупки были проведены с нарушениями федерального закона № 44 «О контрактной системе…»
«Если говорить в разрезе заказчиков, то больше всего закупок с нарушениями закона было проведено республиканскими заказчиками – 519 (федеральными – 87, муниципальными – 396). Связано это с тем, что количество закупок, проводимых республиканскими заказчиками в разы больше, нежели число закупок, проводимых федеральными или муниципальными заказчиками», – пояснила докладчик. Всего, по ее словам, в минувшем году были отменены закупки на общую сумму более 4,8 млрд рублей. За нарушения в сфере государственных закупок было вынесено 245 постановлений о наложении штрафов на сумму свыше 5,7 млн рублей.
По словам первого заместителя председателя Правительства Дагестана Рамазана Алиева, количество размещенных заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок решений составляет 5 тыс. 478, из них для государственных нужд – 4 тыс. 235 закупок на сумму 10 млрд 200 млн рублей. По закупкам на обеспечение муниципальных нужд – 1 тыс. 243 закупки на сумму 2 млрд 620 млн рублей. Всего заключено 3 тыс. 252 контракта. «Уровень конкуренции составляет 1,2 заявки на одну закупку, а в муниципальных образованиях и того меньше – 0,8. Вот уровень нашей конкуренции, ее практически нет!», – заявил первый зампред и добавил, что в этом направлении министерствам и ведомствам, которые занимаются этими вопросами, необходимо провести значительную работу.
Встреча продолжилась в режиме вопрос-ответ.https://www.riadagestan.ru/