КТО СПАСЕТ ИЗБЕРБАШСКИЙ РАДИОЗАВОД?

 

Развитие производства, поддержка промышленности – эти тезисы часто звучали из уст руководителей республики за последние годы. Почему тогда одно из самых успешных предприятий Дагестана – Избербашский радиозавод имени Плешакова – практически «дошло до ручки»? Кто виноват и какие предпринимаются шаги по выходу из кризиса, выясняли «МИ».

Избербашский радиозавод был создан в 1978 году как филиал Челябинского объединения «Полет» по инициативе министра радиопромышленности СССР Петра Плешакова. Петр Степанович многое сделал для республики и являлся с 1974-го по 1987 год депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Дагестанской АССР.

Основной продукцией завода стали радиолокаторы для военных аэродромов. В 1992 году завод вошел в состав финансово-промышленной группы «Кредо», созданной Мухтаром Меджидовым, который впоследствии и возглавил Совет директоров предприятия (Мухтар Меджидов с марта 2010 года – заместитель председателя Правительства Республики Дагестан, с 30 января 2013-го по 22 июля 2013 года – председатель Правительства РД. – Прим. «МИ»).

Избербашский радиозавод стал успешно развивающимся предприятием. Лучшие показатели пришлись на 2008 год, когда объем выполненных работ и услуг составил около 404 миллионов рублей.

 

ДЕНЬГИ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ

Генеральный директор Абдурахман Кадиев, работающий в должности с февраля прошлого года, рассказал «МИ», что выпускаемые на заводе локаторы для военных аэродромов являются уникальной продукцией, так как ни на одном заводе России больше не производятся.

Проблемы у предприятия начались в 2013 году. Как выявила проверка, нецелевым образом были израсходованы 90 миллионов рублей, которые предназначались для изготовления продукции в рамках контракта Минобороны РФ. В тот период директором предприятия был Валентин Семендяев.

«Контракт перед Минобороны завод не выполнил. Раз пришли деньги, надо было платить налог на добавленную стоимость, за невыполнение заказа начислили штрафы. С тех пор начали копиться долги. В мае 2016 года было возбуждено арбитражное производство, все счета завода заблокировали, а имущество арестовали. В октябре 2017 года завод объявили банкротом», – рассказывает Кадиев.

С 26 февраля этого года на предприятии введено внешнее управление. По словам Кадиева, за все эти годы следствие так и не нашло виновных, допустивших «утечку» денег.

«В августе 2017 года сменился прокурор Избербаша. Новый прокурор Ахмед Алигаджиеввстретился с коллективом и был удивлен, что следствие тянется столько времени. По его инициативе в феврале 2018 г. вновь возбудили дело по факту хищения денежных средств», – рассказал директор завода.

С февраля 2016 года работники предприятия не получают зарплату. На 1 мая 2018 года задолженность по зарплате составила 62 миллиона рублей, по налогам – 100 миллионов. Всего радиозавод задолжал около 260 миллионов рублей.

Все сотрудники написали заявление о приостановлении работы. Несмотря на кризис, работникам – а их сейчас более двухсот человек, продолжают начислять зарплату и положенную по закону компенсацию. Люди вникают в ситуацию. На прошедшем в феврале собрании трудового коллектива работники завода выразили готовность в любое время приступить к исполнению своих обязанностей.

Как рассказала «МИ» уполномоченный от коллектива завода Лариса Рамазанова, до 2013 года не было случая, чтобы хоть один контракт оставался невыполненным.

«Платили дивиденды акционерам. На дни рождения, праздники, к отпуску или выходу на пенсию давали премии и другие выплаты», – говорит Лариса Рамазанова.

6-7 (2).jpg 

ИСКАЛИ ВЫХОД

Пока следствие пыталось разобраться с судьбой исчезнувших средств, руководство завода предпринимало попытки выбраться из сложившейся ситуации.

«За изготовленную и поставленную продукцию Минобороны РФ нам должно 28 миллионов рублей. Но их мы не можем получить. Для каждого контракта должен быть открыт спецсчет, иначе Минобороны не имеет права перечислять деньги. Открыть спецсчет мы не могли, так как налоговики не давали добро. Обращались к руководителям УФНС, УФАС, в прокуратуру. От всех приходил ответ: пока не оплатите долги, не сможете открыть счет. Получился замкнутый круг, который я не мог разорвать», – говорит Кадиев.

Как рассказывает гендиректор предприятия, по проблемам завода в прошлом году несколько раз проводились совещания у вице-премьеров Анатолия Карибова и Рамазана Алиева. Коллектив два раза писал обращение к Рамазану Абдулатипову, но тот вообще не счел нужным ответить.

«Я просил хотя бы помочь спецсчет открыть. Предлагал вместе с владельцем контрольного пакета акций Магомедом Мусаевым отдать 50% республике. Говорил: соберите руководителей филиалов крупных банков, мы отдаем под залог эти 50% акций, чтоб завод “вытащить”, но ничего так и не решилось. Помещения, оборудование завода на площади 21 гектар стоят около миллиарда рублей. 50% акций – это 500 миллионов. Мы просили, дайте хотя бы 200-250 миллионов, эти деньги уйдут на зарплату и налоги в бюджет, и вернутся в республику. Даже если завод не выполнил бы своих обязательств, он перешел бы в республиканскую собственность», – рассказывает Кадиев.

На 10 февраля, как говорит Кадиев, по инициативе врио Главы РД Владимира Васильевапланировалось совещание по ситуации на Избербашском радиозаводе.

«Мне позвонили из правительства, уточняли, кого следует пригласить. Я сказал – руководство Службы судебных приставов, налоговой службы, Следственного комитета, Корпорации развития Дагестана. Но в тот день приехал генпрокурор России Чайка, и совещание отменили», – говорит Кадиев.

15 марта на встрече врио Главы Дагестана с журналистами главный редактор «Махачкалинских известий» Расул Хайбуллаев спросил у Владимира Васильева, какие меры руководство республики принимает для спасения предприятия.

«Завод был в глубоком банкротстве, из которого мы его выводим. Сейчас находим решение, там есть территория, которую можно продать. Идут процессы, чтобы долги обнулить, выплатить и выйти из положения. Плюс мы делаем все для того, чтобы одно из наших предприятий взяло и начало работать на этой территории, с этими людьми, чтобы сделать современное производство», – ответил Васильев.

6-7 (4).jpg 

НАДЕЖДА НА СПЕЦСЧЕТ

До сих пор у руководства завода не было законных оснований, чтобы реализовать часть территории предприятия и полученные деньги направить на погашение долгов. Первоначально предполагалось продать свободный участок размером 7 гектаров, было подготовлено обращение в суд с просьбой разрешить реализовать его судебным приставам. Но озвученная сумма – 50 миллионов рублей – не устроила заводчан. Было решено назначить экспертизу, чтобы дать реальную оценку стоимости земли.

После того как на предприятии с 26 февраля 2018 года в результате банкротства была введена процедура наблюдения, стало возможным открыть спецсчет. Сейчас идет замена необходимых реквизитов, право подписи переоформляется на внешнего управляющего, на это уйдет определенное время.

Номер спецсчета уже отправлен в Минобороны России, и, как полагают на предприятии, в ближайшее время должны прийти 28 миллионов за выполненный контракт.

Но эти деньги не решают проблемы. Руководству завода все-таки придется искать покупателей на часть территории предприятия.

Заместитель руководителя УФНС России по РД Саид Ханбулатов рассказал «МИ», что объекты оборонного комплекса финансируются по специальным счетам. По его словам, сейчас Избербашский радиозавод является банкротом с внешним наблюдением.

Он уточнил, что счета в настоящее время разблокированы и предприятие может получать финансирование. В первую очередь, деньги должны быть направлены на погашение задолженности по зарплате, в последующей очередности – на оплату налогов.

«Избербашский радиозавод – некогда эффективное предприятие, где рынок сбыта был гарантирован государством. Это предприятие надо было лелеять, оберегать. Я просил руководителя завода переговорить с акционерами. В первые годы кризиса еще можно было изыскать возможность погасить долги по зарплате. А по налогам, согласно закону, можно было погасить задолженность в течение двух месяцев. Это был идеальный выход. Но решение не было принято. Мое личное мнение – потерять такой завод и отдать его территорию под застройку будет большой ошибкой для руководства города и собственника», – считает Ханбулатов.

 6-7 (1).jpg

КТО ВИНОВАТ?

В СМИ часто связывают радиозавод с именем экс-премьер-министра Дагестана Мухтара Меджидова. Руководство предприятия дает свое разъяснение по этому поводу.

«Когда Меджидов пришел к руководству завода в 1992 году, предприятие находилось в плачевном состоянии, были двухлетние долги по зарплате и налогам. Меджидов являлся председателем Совета директоров завода до 2009 года, когда стал вице-премьером, и по закону не мог заниматься коммерческой деятельностью. Да, он приезжал к нам в октябре 2017 года на встречу с коллективом. Но это он сделал именно потому, что в СМИ стали упоминать его имя в связи с плачевной ситуацией на предприятии. Здесь, на месте, он был удивлен озвученными работниками фактами», – говорит Абдурахман Кадиев.

По словам Ларисы Рамазановой, поначалу на встрече с коллективом Меджидов (на тот момент уже председатель Совета директоров оборонного предприятия – АО «Дукс» (г.Москва). – Прим. «МИ») был настроен оптимистично.

«Хоть он не имел формального отношения к заводу, было видно, что ему не безразлична его судьба. Он рассказал о поиске потенциальных инвесторов, сказал, что поможет тем, что в его силах. Во время перерыва он попросил меня, как представителя трудового коллектива, зайти с ним к гендиректору Фирязу Фарманову. Там он сказал мне: вы в курсе, что счета завода заблокированы? Я поняла, что для него это было шокирующей новостью. Он посадил директора, бухгалтера и начал спрашивать: была такая сумма, в том месяце такая? Куда делись деньги? Никто толком не мог объяснить», – рассказывает Лариса Рамазанова.

Начало проблем на заводе совпадает с приходом на предприятие Александра Иванченко, который с 2013-го по 2015 год являлся председателем Совета директоров.

Иванченко неоднократно оказывался в центре различных скандалов, что, правда, не помешало ему с 2014-го по 2016 год быть гендиректором ОАО «Корпорация развития Дагестана», которую создали для привлечения в республику инвесторов. Вклад Республики Дагестан в уставной капитал корпорации составил 5 миллиардов рублей, причем в уставной фонд были вложены не деньги, а земли республиканского значения, оцененные в эту сумму.

«За 3 года своего существования корпорация не просто не смогла довести до осязаемого результата почти ни одного из заявленных проектов со своим участием, но еще и на ровном месте оказалась под банкротством. Впрочем, никакого иного результата быть и не могло, если учесть предыдущие “подвиги” господина Иванченко в “Авиалиниях Дагестана” и холдинге “Кредо”, также оказавшихся под банкротством», – пишет в своем расследовании «Кавполит».

Кадиев рассказал «МИ» о том, что согласно имеющимся материалам следствия во время допроса бывший гендиректор Семендяев говорит о том, что Иванченко давал ему поручения перевести в одну из компаний 60 миллионов рублей. При этом Семендяев упоминает, что «не знал для чего, но перевел деньги».

6-7 (3).jpg 

ПОСЛЕДНЯЯ СОЛОМИНКА

Есть ли шансы у завода восстановить работу и сохранить коллектив? По мнению заводчан, кому-то приглянулась территория предприятия, расположенная в центре города, недалеко от берега моря, и предприятие хотят специально обанкротить и затем продать под застройку.

«Если завод в этом году не восстановит производство, то контракт на изготавливаемые нами изделия могут передать на Лианозовский электромеханический завод, там проходят сейчас их испытания. Но если наша продукция обходится в 90 миллионов рублей, там ее цена уже 500 миллионов», – рассказал Кадиев.

Он отметил, что Мухтар Меджидов и сейчас пытается помочь предприятию.

В 2016 году Меджидов возглавил Совет директоров старейшего оборонного предприятия России – ОАО «Дукс». У завода большой оборот, и не исключено, что часть заказов разместят на Избербашском радиозаводе.

«В 2017 году завод получил коды на два вида деятельности, что позволяет нам расширить номенклатуру продукции. На каждый вид оборонзаказа существует отдельный код. Тех кодов, которые мы взяли, в СКФО ни у одного предприятия нет. Меджидов хотел частично завод обеспечить заказами через “Дукс”», – говорит Кадиев.

Он отметил, что в октябре 2016 года в Дагестан приезжал генеральный директор ОАО «Дукс», генерал-лейтенант авиации в запасе Юрий Клишин. Он посетил три дагестанских предприятия: «Авиаагрегат», «Русская радиоэлектроника» и Избербашский радиозавод им. Плешакова.

«Клишин похвалил наш завод. Думаю, в сотрудничестве с “Дукс” есть большие перспективы», – считает Кадиев.

 

P.S. Когда текст готовился к печати, в «МИ» пришла информация о том, что правоохранительные органы в одном из городов страны задержали бывшего директора завода Валентина Семендяева.

Данный факт подтвердил Абдурахман Кадиев, сказав, что «Семендяев задержан в рамках уголовного дела по хищениям денежных средств на предприятии. Он этапирован в Избербаш, с ним проводят следственные мероприятия».http://midag.ru/

 

Тимур Алиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *