В августе 2017 года «Корпорация развития Дагестана» заявила о запуске программы поддержки франшиз класса «А». Эта новость не могла не понравиться предпринимателям – ведь финансировать обещают, шутка ли, до 85% процентов затрат на создание бизнеса по схеме франчайзинга. Большую часть заявок сразу отклонили за несоответствие целям программы – помощь исключительно брендам, которые известны подавляющему большинству.
А с брендами все сложнее. Это не просто составить бизнес-план и предоставить мало-мальски пригодное помещение. У франчайзера с миллиардными оборотами и безупречной репутацией свои требования, дабы не продешевить честное имя случайно появившимися ларечками с нагло сворованным громким названием.
«Не понадобилось даже проведения специальных исследований рынка – дела с франшизами обстоят плохо. Нельзя сказать, что их нет вообще, но о цивилизованных правилах ведения бизнеса говорить пока рано», – заявил в интервью директор «Корпорации развития Дагестана Эльбрус Гасанов. Ровным счетом также заканчиваются и суждения ученых-экономистов о развитии франчайзинга в регионе.
Корпорация активно ведет переговоры и с брендами в сфере общественного питания, и агентствами недвижимости, и фирмами по оказанию туристических услуг, – предпочтение всем известным брендам. Готовы в Корпорации поддержать начинания и в развитии франшиз крупных негосударственных банков.
Как это работает?
Программа поддержки франшиз уже приносит первые плоды. Хорошая новость для любителей американского автопрома: в республике появился официальный дилер «Ford». Здесь продают автомобили, чинят их. Этот центр, открытый в ноябре прошлого года, единственный на Северном Кавказе, создан за счет собственных средств предпринимателя (70%), привлечены и сторонние инвестиции от частного лица (24%), и дофинансирования от Корпорации (6%). По словам генерального директора дилерского центра Магомеда Гаджиева, для полного запуска Центра нужно еще 50%.
«Работать по таким солидным франшизам не просто, у них европейские стандарты и такие же требования, но мне, как человеку, всю жизнь посвятившему автомобилям, не так уж сложно. Спрос на наши услуги нас устраивает – мы обслуживаем 15 человек в день, при таком раскладе окупимся в течение стандартных семи лет, несмотря на некоторый кризис в стране. Мы создали 35 рабочих мест и при дальнейшем развитии франшизы, их будет больше. Вообще скажу, что получить кредит на франшизу у нас в республике очень не просто, возможно, поэтому рынок франчайзинга у нас так слабо развит», – отметил Гаджиев.
Еще два крупных бренда, открытию которых помогла Программа поддержки франшиз, –CalvinKlein и DKNY – начнут работать в марте.
«Завести на рынок Дагестана крупных игроков», – как выразился Эльбрус Гасанов, – вполне возможно, если приложить усилия, имея в виду и переговоры с держателями брендов, и инвесторами, готовых не пожадничать на благое дело.
Халяльный McDonald’s?
Популярный бренд одежды Zara свою франшизу за просто так не отдаст. Руководитель Корпорации здесь вносит поправку: «Владельцы бренда не продают франшизу, но готовы открывать собственный магазин, что для нас одно и то же. Ведь суть не в юридической схеме, а в юридической чистоте».
Выражаясь патетично, заполучить франшизу этих брендов мечтают многие предприниматели, ведь спрос на их продукцию колоссален. Нередко мелкие дельцы пользуется чужим брендами, в том числе и вышеназванными.
Появление любого крупного бренда – это несомненный плюс для экономики каждого региона. Первым делом отойдут на второй план мелкие заведения, которые прячут свои доходы от фискальных органов, придут знания и технологии, во много раз повысится уровень обслуживания.
И своих поддержим
Как ни парадоксально, но открытие крупных брендов в сфере общественного питания, может дать мощный толчок и для развития собственного фермерства. Только поставщик мяса должен будет выполнить ряд условий крупной компании, одно и самое главное из которых – это переход на белые рельсы.
Впрочем, стать франчайзи гиганта в сфере фаст-фуда желают многие. Весь Северный Кавказ бомбит бренд своими заявками. В связи с этим компания изменила тактику франшизы. Она отдает права пользования брендом только крупному инвестору, готовому работать на большой территории (к, примеру, Юг России), потратив на это дело несколько миллиардов.
Многие рестораторы с опаской смотрят на возможное появление известных заведений быстрого питания. Однако 7 из 10 дагестанцев все же предпочтет быстрой еде традиционную кухню. То же самое можно сказать и о туристах, которые тем более не откажутся от местных кулинарных изысков, пройдя мимо фаст-фуда. Поэтому местным ресторанам, ведущим чистый бизнес, боятся нечего – крупный бренд займет только свою нишу.
Откуда берутся деньги?
Программа развития франшиз финансируется из собственных средств Корпорации и за счет инвестиций. К слову, частные вложения – это мощный драйвер современной экономики. Другое дело – как привлечь заветные инвестиции? Ведь вложить деньги, не будучи уверенным в успехе предприятия, мало кто захочет. Но, тем не менее, нашлись те, кто верит в перспективность региона, и это не только выходцы из Дагестана.
Свой молл лучше
Итак, из всего вышеизложенного не сложно понять, что для успешного развития брендовых франшиз, Дагестану нужен крупный современный торговый центр, который сегодня на иностранный лад называют молл. Как, скажете вы? Ведь у нас их так много. Парадокс – все они не соответствуют требованиям крупных франчайзеров. Ведь одним из условий, которое должен соблюсти соискатель франшизы, – это так называемое соседство брендов. Это условие выполнить в Дагестане практически невозможно по одной простой причине, – не с кем соседствовать.
Чтобы торговый центр на подобие «Дубай-молл» или хотя бы похожий на него, появился в Дагестане, нужен инвестор. Земля отведена и находится в собственности Корпорации развития Дагестана (территория бывшего ипподрома). Два крупных торговых центра уже внесены в градостроительный план Махачкалы.
Рынок франшиз?
Дагестанские бизнесмены, о предприимчивости которых ходят легенды, предпочитают, что называется, работать на себя. Многие отказываются от приобретения франшиз, дабы иметь возможность расти дальше.
Владелец магазина женской верхней одежды Наида Магомедова, считает: «Собственное дело, лучше, чем франшиза, хотя бы потому, что есть возможность роста, развивая свою собственную сеть».
Не секрет, что многим удобна схема «работать на себя», для того чтобы спрятаться от налогов. В случае же с официальными брендами, такие махинации невозможны. Во многом из-за этого рынок франчайзинга в республике практически пустует. Кроме того, франчайзи негде разгуляться, ведь бренд с мировым именем ни за что не будет ютиться на 20 квадратных метрах, а больших торговых центров нет.
Не так давно в Махачкале появиля KFC – крупный сетевик, пожалуй, единственный гигант фаст-фуда в городе, не говоря о Subway.
Есть и более мелкие франшизы, в основном в сфере общественного питания и торговли одеждой. Вот некоторые из них: ресторан «ШашлыкоFF», мороженое «33 пингвина», сеть магазинов японской и китайской кухни Sushi-sity, кафе йогурт-мороженого Tutti Frutti FrozenYogurt и многое другое. Есть и более оригинальные франшизы, как, к примеру, «Шоу профессора Николя» (организация детских праздников в научном стиле), но таких пока мало.
Франчайзи сети одежды российского бренда ZARINA Салима Толбоева осталась довольна однажды принятым решением. «Намного легче стать частью уже существующего огромного бизнеса, чем начинать свое дело с нуля и самостоятельно нести потери, риски и убытки предпринимательства, включая и расходы на рекламу», – рассказала нам в интервью Толбоева.
Оплот ВВП
Известный факт – малый бизнес – основа экономики Дагестана. Промышленные предприятия практически простаивают, многие из них закрыты, дотационный регион не всем может дать рабочие места. И вот здесь честный малый бизнес – оплот ВВП региона, а франшиза плюс еще возможность перенимать практики ведущих мировых брендов. Эффективное функционирование предпринимательства по схеме франчайзинга говорит о степени развитости экономики и цивилизованных методах ведения бизнеса. Открывая дело по франшизе, предприниматель оказывается защищенным от чиновничьих препонов, хотя в скором будущем и это понятие может кануть в лету, когда государство будет полностью защищать малое предпринимательство от негативных воздействий, требуя взамен лишь честно платить налоги. Ведь франшиза – это своего рода палочка-выручалочка для владельца малого бизнеса, благодаря которому он укрепляет свои позиции на рынке и кризис ему не страшен, если только франчайзер не станет банкротом, что практически не реально, особенно с нашими «франшизами класса «А».
Читайте нас в Telegram | |
@obzor_smi |