Время жестких мер

 

В первом же своем публичном выступлении врио Главы Дагестана Владимир Васильев заявил о необходимости возвращения республики в правовое поле. Что это значит для строительной отрасли? Свое экспертное мнение по этому поводу высказывает президент Ассоциации «Гильдия строителей СКФО», заслуженный строитель РД, почетный строитель РФ, член Совета по квалификациям НОСТРОЙ Али Шахбанов (на снимке).

– Осуществление строительства относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, – говорит он. – Именно поэтому необходимо соблюдение законодательства о градостроительной деятельности и связанных с ней нормативных документов, таких как СНиПы, стандарты и т.д.

– От кого зависит соблюдение всех этих пунктов?

– Естественно, от всех участников строительного процесса. Это изыскатели, проектировщики, эксперты проектов, муниципалитеты, которые выделяют землю и выдают разрешение на строительство, застройщики, надзорные службы органов государственной власти, саморегулируемые организации (СРО) в области строительства и проектирования строительных объектов. Ответственность каждого из них регулируется отдельными законодательными актами и правилами, а также Уголовным кодексом.

– А СРО разве не могут повлиять на бесконечные нарушения в строительстве?

– Саморегулируемая организация никак не может повлиять на порядок выделения земельных участков под строительство. На это есть службы муниципальных образований – городов и районов, сельских поселений, они и занимаются выдачей разрешений на строительство. Службы надзора органов власти – Минстрой, к примеру, – контролируют соблюдение законодательства в градостроительной деятельности, технического регламента, выдают разрешение на ввод того или иного объекта. Они должны проверять соответствие земельного участка под строительство жилых домов, наличие экспертизы проектов, их соответствие санитарным нормам, наличие парковочных мест, детских площадок, озеленения и т.д.

СРО в области проектирования и изыскания отвечают за качество проектно-изыскательных работ, а СРО в строительной отрасли – за качество строительных работ и несут ответственность за причиненный вред третьим лицам, окружающей среде вследствие недостатков в выполнении работ, за срыв сроков строительства за счет созданных для этих целей компенсационных фондов.

Еще раз повторюсь: каждый процесс в строительстве регулируется законодательством, нужно его соблюдать. Однако на практике мы видим совсем другое: на 3-4 сотках земли получают разрешение на строительство частного дома, в последующем превращающегося в многоквартирное жилье.

– Кто же за это должен отвечать, разве строительная компания не должна находиться в составе СРО?

– Муниципалитет выделяет землю и выдает разрешение на начальном этапе на строительство малоэтажного дома, а в дальнейшем, несмотря на многочисленные жалобы людей, на происходящее все закрывают глаза. Разве не видно, что котлованы вырыты не для частного дома? Где участковые уполномоченные, ответственные службы муниципалитета, прокуратура? В Министерстве строительства говорят: нам нужен документ для включения таких домов в программу проверок – это извещение о начале строительства. Но откуда этому извещению появиться? Такие дома в основном строят ночью, на скорую руку, без соблюдения строительных норм, давая взятки на каждом этапе, за каждый этаж. О каком качестве строительства здесь может идти речь? В погоне за деньгами строят не там, где можно, а где попало. И наши люди, к сожалению, из-за низкой стоимости квадратного метра жилья в таких домах покупают для себя проблемы. Часто они становятся обманутыми дольщиками. Все, что построено в нарушение Градостроительного кодекса, относится к незаконному строительству. На такие объекты у людей отсутствует право на собственность, значит, прокуратура в любое время может вынести решение о сносе таких объектов.

В основном незаконным строительством занимаются недобросовестные предприниматели, скрывающиеся за фирмами-однодневками, работающие «в тени». Они нанимают низкоквалифицированных работников, гастарбайтеров, и никто на сегодняшний день не контролирует качество возводимых ими домов.

Строительные компании – члены саморегулируемых организаций – в таких сомнительных схемах не участвуют. К таким организациям есть особые требования: наличие в штате специалистов, включенных в Национальный реестр строителей, со стажем работы в области строительства не менее 10 лет, наличие техники, оборудования, а также внесенных в компенсационные фонды денежных средств, соответствующих уровню ответственности. И это не все. Как видите, требования очень жесткие, и контрольные органы СРО следят за соответствием этих организаций необходимым требованиям, соблюдением ими технических регламентов, СНиПов, стандартов СРО. В случае нарушения и неустранения предписаний такая организация, ее руководитель попадают в черный список и в течение 1 года не могут вступить в состав саморегулируемой организации. Около 30 организаций мы исключили из членов нашей СРО в течение 2 лет.

– Али Баширович, долгие годы у Махачкалы не было Генерального плана. Сегодня он вроде бы есть. Как вы считаете, если бы он был принят как положено, обсужден публично, не формально, был опубликован, ситуацию это бы изменило?

– Да, он принят и выставлен на сайте администрации г. Махачкалы и Министерства строительства. К нему, конечно, есть много вопросов, он определенно требует доработки. Но ведь ситуация такова, что и без Генплана нарушается масса законов и правил, о которых я выше говорил. Отсутствие Генплана не является причиной того, что происходит с градостроительством в Дагестане. В каком законе написано, что можно застраивать детские площадки, тротуары, второстепенные дороги и т.д.? А они застраиваются. У нас сейсмически активная зона, а это значит, что между домами должно быть расстояние не менее двух высот большего из них. Это правило не соблюдается. Руководители городов, служб муниципалитетов, архитекторы и все, кто участвует в этих нарушениях, разве не должны нести за это ответственность?

В Дагестане нарушение градостроительных норм стало основой коррупционных отношений. Если бы действовало правовое поле, разве давали бы взятки ответственным лицам? Нужно прекратить эту практику. Но почему прокуратура закрывает глаза на это безобразие? Ведь нарушения явные. Нужно немедленно остановить незаконное строительство и уплотнение нашей столицы. Городу необходимы комплексная застройка на новых территориях и подвод к ним инфраструктуры, как это делается в других регионах страны. А сейчас город гробится.

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять в сложившейся ситуации?

– Надо искоренить первоначальные причины нарушений, а второстепенные сами по себе выявятся. Первоначальные – это незаконное разрешение на строительство, после – экспертиза, которая иногда почему-то подписывается задним числом, и т.д. С особого внимания к этим вопросам и нужно начинать. Вы посмотрите, что у нас творится на проспектах и улицах: все застроено, нет зон для прогулок и отдыха. А случится землетрясение – что будет? Как подъехать пожарным и спасателям к домам в случае ЧС, как провести эвакуацию? Это все очень серьезно. Отсутствие четкой градостроительной политики, планов развития городов и районов, несовершенство законодательства в области градостроительной деятельности, существующее положение с плотной застройкой городов республики при недостаточном развитии автотранспортной и инженерной сетей ведет к нарушению комфортной среды обитания наших граждан и, как следствие, к социальной напряженности.

Необходимо провести системные эффективные мероприятия, направленные на повышение сейсмостойкости жилых домов, объектов и систем жизнеобеспечения, снижение сейсмических рисков и ущерба при землетрясениях и других ЧС, создание условий безопасности жизнедеятельности населения республики для снижения социального, экономического и экологического ущерба от возможных разрушительных землетрясений.

– На различных тематических мероприятиях часто обсуждаются эти воп­росы…

– Да, есть практика отмены некоторых предыдущих постановлений, но в целом ничего не меняется – как строили, так и строят. Вот, к примеру, сегодня на проспекте им. Акушинского, при повороте на улицу Энгельса, есть небольшая площадка в форме треугольника, чуть дальше – кольцевое движение, где постоянно пробки, и невозможно проехать, нет возможности для парковки и места для детской площадки, земля относится к дорожной полосе. Однако и тут строится многоэтажный дом, рядом – 3-этажное коммерческое здание и заправка впритык к дороге.

Думаю, что в Махачкале необходимо принять социальную программу, аналогичную Программе реновации г. Москвы. Нужно разработать план мероприятий, чтобы в случае ЧС последствия были минимальными. Сносить нужно все, что мешает движению. Иначе нам не миновать беды.

Если власть говорит о наведении порядка, то какими законами и правилами руководствуются те, кто разрешил и кто строит эти объекты в таком месте? Куда смотрят органы надзора? Настало время принимать жесткие меры, позволяющие ограничивать стремление людей к деньгам в ущерб безопасности жизни, здоровья и деятельности граждан. Пора перейти к профессиональному управлению отраслью, в котором предупредительные меры займут свое приоритетное место.

Настало время создать при Правительстве Республики Дагестан общественный межведомственный координационный совет по развитию строительной отрасли, придать строительному комплексу республики единый вектор развития на основе законодательства о градостроительной деятельности.http://dagpravda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *