Это очень важно – как тебя назовут. Ведь говорят же, что имя влияет на судьбу. Не знаю, как сейчас себя чувствуют Флорида, Ратха и Стелла, но в школе все они были весьма благополучны и в нормальном состоянии ума. Если что-то пошло не так – неудачи, болезни, всегда рядом окажется тот, кто посоветует: поменяй имя, и у тебя все будет хорошо. Иногда ритуал срабатывает.
http://dagpravda.ru/У большинства дагестанских народов обряд имянаречения исполняется по-разному. Некоторые традиции до сих пор успешно практикуются. Ну вот, например, в одной ногайской семье родились подряд три девочки. Этим «подрядом» отец был страшно недоволен. Третью дочь отчаявшийся глава семейства назвал Улан-герек, что значит «нужен мальчик». И что вы думаете? Каким-то образом мольба подействовала, и Азиз все-таки родился!
Этнограф, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева (на снимке вверху) по всей республике собирала обряды и традиции, связанные с наречением имени.
К мальчикам в Дагестане всегда было особое отношение. И первому, сообщившему о его рождении, полагался хороший магарыч. Ведь отцы верят, что из воробушка обязательно вырастет орел. Ну-ну… Если при рождении девочки гостей ограничивали скромными посиделками и угощениями: халва, каша, мед, чуду, то с появлением на свет мальчика устраивали настоящий пир: резали корову, баранов.
– Мулла или старший родственник – обязательно по мужской линии – выносит ребенка в круг собравшихся родственников и, прочитав молитву «Саллахъ», трижды кричит имя – вначале в правое, а затем в левое ухо младенца.
– Кумыки, ногайцы, терекемейцы считают, что оставлять ребенка без имени можно максимум семь дней. По истечении этого времени «нечистая сила» дает ему свое имя, поэтому на третий-пятый, как правило, нечетный от рождения день, обычно в четверг вечером, собирались родственники, приглашали муллу и проводили обряд наречения имени, – рассказывает Майсарат Мусаева.
У рутульцев, например, имя ребенку давали на третий день, чаще всего обряд проводила бабушка по отцовской линии. У кумыков наречение имени проходило через неделю после рождения ребенка. Мужчины на церемонии не присутствовали. Имя, заранее заготовленное семейным советом, первым оглашала бабушка – «аначы къатын». С ребенком на руках она занимала самое почетное среди гостей место. В первый раз укладывала в люльку младенца тоже бабушка.
Досталось по наследству
Сохранился у нас еще один старый обычай: давать первенцу имя усопшего близкого родственника. Говорят, оно несет энергетику, которой при жизни обладал его владелец, и тогда младенец даже внешне становится похож на потомка.
Чтобы избавить маленького человечка от возможных неудач в будущем, рутульцы советуют прочитать Коран на могиле родственника, чье имя унаследовал ребенок. По верованиям многих дагестанских народов, в частности, аварцев, даже самый плохой человек, умирая, «очищает» свое имя. Терекемейцы обращались к духу покойного со словами: «Твое имя дали этому младенцу, приди и благослови его». И одновременно, для «души» покойного, раздавали халву, слоеный хлеб. У рутульцев, когда ребенка называли именем деда, все в семье называли его Баба, именем отца – Дид или Дедий, а если именем брата – Угай.
… И ребенка звали «отцом»
Есть и такой давний добрый обычай: давать имя только пришедшему в мир человечку в честь кунака.
– У лезгин кунак за оказанную честь приносил в жертву овцу или телку, чтобы род развивался. У некоторых народов Нагорного Дагестана, например, у даргинцев, если при рождении сына в доме оказывался гость или случайный путник, ребенка называли его именем. Кунак в ответ на это дарил ребенку свой кинжал.
Когда мальчику исполнялось 7, 10 и 18 лет, мужчина дарил ему полный комплект одежды и устраивал угощение для всех сельчан. В свою очередь отец ребенка дарил старшему тезке сына быка. Между семьями устанавливались близкие отношения, а дети кунака называли мальчика, названного в честь их папы, отцом. И говорили при этом: «Так пусть же будет достоин он своего имени!»
Чтобы имя не осталось «лежать» на земле
Вообще набор дагестанских благопожеланий практически однотипен: «Пусть будет жить долго и счастливо!», «Пусть он со своим именем проживет до старости!», «Чтобы имя не осталось «лежать на земле»…
Мальчиков часто называли в честь легендарных личностей. Встречаются и так называемые домусульманские женские и мужские имена. Имен оберегов уже меньше. Но самые древние были заимствованы у растительного и животного мира. В ту же домусульманскую эпоху они были преобладающими у курушцев. Мужские – Самур (Река), Аслан (Лев), Пеленг (Тигр); женские – Гюль (Цветок), Беневша (Фиалка), Гюльпери (Фея цветов), Кизилгюль (Красная роза), Жавагир (Драгоценный камень)…
Имена Ширван (Северный Азербайджан), Даглар (Гора), Шахнабат (Река и вершина), Гюльнабат (Альпийский цветок) появились в период перегона скота на зимние пастбища в Азербайджан – рожденным в пути детям давали имена, соответствующие названию мест, через которые проходили.
И сегодня дети получают имена по месяцам мусульманского календаря, в которые они родились. Часто называют в честь пророков и других коранических личностей: Мухаммад, Иса, Ибрагим, Джабраил, Юсуф, Дауд, Хамза, Иседуллах, Аббас, Расул. Девочек называют именами жен и дочерей Пророка: Хадижа, Фатима, Айшат, Зайнаб…