Изучая историю Дагестана, мы в нескольких местах находим упоминание о раннесредневековом городе Аркас, но для широкого круга любителей истории эти упоминания мало о чем говорят. А ведь эта тема в свое время была всесторонне изучена прекрасным историком и археологом Дибиром Муслимовичем Атаевым.
Д.М. Атаев вел археологические раскопки Аркаса с 1963 по 1966 годы. Отчеты работ этих лет лежат в рукописном фонде ДНЦ РАН. Смерть помешала исследователю обнародовать законченные работы.
В средние века у современного аула Аркас (в 25 км юго-восточнее Буйнакска) существовал одноименный, сильно укрепленный город, развалины которого сохранились до сих пор. Местность на северном склоне Гимринского хребта, в районе Аркаса, носит название Шишилик меэр (гора). Природа расчленила его на ряд каньонообразных ущелий, два из которых ограждают большой участок плато треугольной формы, из–за чего боковые стороны плато недоступны. Высота их, в некоторых местах, достигает 50 метров. На самой вершине плато располагалась цитадель, такой же треугольной формы, повторяющая контуры плато. Основание цитадели — 60 м, высота — 88 м, ширина стен на опасных участках -1,8 — 2 м. Вторая система оборонительных сооружений располагалась ниже цитадели на расстоянии 400 метров от вершины треугольного плато. Длина этой стены 166метров, она представляла из себя саму стену и, конструктивно связанных с ней, 7 башен и контрфорсов. От второй системы оборонительных сооружений до основания треугольного плато 346 метров. И там, опоясывал город, первая крепостная стена от которой в данный момент ничего не осталось, весь камень ушел на строительство нынешнего аула Аркас.
Расположение древних поселений на естественно укрепленных местах – старая традиция кавказских народов. Итак, в Аркасе мы видим классическую форму средневекового города Цитадель-крепость-посад. Общее впечатление от местности на которой расположен город- ее полная изоляция и неприступность.
Раннесредневековый феодальный город – сосредоточение торговой и ремесленной жизни, административный и культурный центр. Отличается вместе с тем и пестрым составом населения. В частности в Дербенте обосновались иранцы, арабы, сирийцы, азербайджанцы, турки, армяне, дагестанцы. Такая же картина наблюдалась и в других раннесредневековых городах Дагестана, в том числе и в Аркасе. Здесь проживали не только коренные дагестанские народы. Д.М. Атаев раскопал могильники, по которым можно определить, что это воины похороненные с типичными чертами погребальных обрядов степников. Они были захоронены под тем местом, где находилась крепостная стена города и прилегающие к ней казармы. Можно предположить что они наемные воины – охрана крепости.
Арабский историк X века Масуди пишет: «Когда арабы завоевали Иран, настал конец сасанидам, из сасанидских царей Йездигерд III бежал от арабов, впереди себя он отправил верного человека в Сарир, с частью своей казны и золотым троном. Царя убили, а посланец укрылся в горах Сарира. Царь Сарира стал называть себя Сахиб-ас-Сарир, то есть, владетель золотого трона, а его подданных называли сарирами. У царя Сарира была неприступная крепость называемая Ал –Ал (Аркас), где хранилась его казна. Столицей Сарира был — Хумрадж (Хунзах). В стране было 12000 населения, разбросанных по ущельям. Царя Сарира звали «Авар».
По археологическим данным Д.М.Атаев поставил Аркас в хронологические рамки VIII-XIV век. В эпоху генезиса феодализма, в Дагестане сохранились крупные городские центры, унаследованные от античной эпохи ( Урцеки и др), а также выросли новые средневековые города феодального типа Дербент, Аркас (Ш.М.Ахмедов «К вопросу о становлении феодальных отношений в Дагестане». 10 стр.). Наличие значительного количества городов-крепостей свидетельствует о сравнительно развитом аппарате управления в государстве Сарир. Средневековый город Аркас защищал подступы во внутренний горный Дагестан. Он же контролировал один из важнейших торговых путей связывавших прикаспийскую низменность с горным Дагестаном. Кроме того, здесь проходил жизненно важный для Сарира путь под называнием «Бол нух» (Войскавая Дорога). «Бол нух» начинается у крепостных ворот Аркаса и направляется вверх по склону горы «Шишилик –меэр». Цари Сарира назначали самых близких людей управлять такими городами.
«Кроме того, могущественными феодалами были те, которые получали в управление такие города-крепости как Аркас» (Б.Алиев, Ш. Ахмедов, М.С.Умаханов; «Из истории средневокового Дагестана» стр. 63).
Вероятно, в различные периоды своей истории, роль средневекового города Аркас была разной. Если в период могущества Сарира там хранилась казна и она защищала подступы во внутренний Дагестан, то есть играла защитную роль и полностью подчинялась царям Сарира, то после распада Сарира в XI веке, Аркас стал приобретать все больше самостоятельности. Правда военная роль и роль охраны горожан сохранялись всегда в средневековый период.
Хозяйственная жизнь аркасцев
В рассматриваемый период: «В горной части Дагестана основой хозяйства было пастбищное скотоводство с разведением мелкого рогатого скота (овцеводство). На плоскости и в предгорном Дагестане было распространенно земледелие – «деревянный плуг с железным лемехом, каменные зернотерки, волокуши и др.» — свидетельствуют о древней земледельческой культуре горцев. Аркасцы видимо занимались и тем и другим. Свидетельства занятия аркасцами земледелия прекрасно сохранились – это древние террасовые поля. Все отлогие склоны каждый участок земли были использованы под пашню. Это говорит о том что земли городу не хватало, и горожане стремились максимально решать эту проблему. Д. М. Атаев считал, что основной культурой возделываемой в Аркасе были – бобы (чIегIераб гьоло). Это подтверждается находкой при раскопках в 1965 г. Бобового семени. Специалисты определили что бобы эти являлись местным дагестанским сортом, которые отличаются небольшими размерами. В Аркасе помимо бобов найдены зерна голозерного ячменя и пшеницы твердых сортов. Чередование посевов бобовых голозерного ячменя и твердой пшеницы цикл заменяющий горцам современную систему земледелия. Хотя аркасцы и занимались земледелием, но основой хозяйствования все же являлось скотоводство. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках кости различных животных. (Остеологический материал). При раскопках найдены кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лощадей, буйволов, ослов, собак, дикого кабана, серны, тура, рыбы осетровых пород, карпа и окуня. Наибольшее количество это кости КРС и МРС. По остеологическому материалу, мясное питание в Аркасе на 20% было за счет диких животных. Нахождение большого процента костей диких животных на цитадели объясняет этот факт. Видимо верхушка средневекового города Аркас как и все феодалы того времени занимилась охотой с привлечением воинов. Интересным фактом торговли аркасцев с другими районами Дагестана является нахождение костей рыб, почти на всех раскопках. Д. М. Атаев считал, что было несколько путей завоза рыбы в город Аркас:
1. Приобретение или обмен у жителей прибрежной полосы Каспия и нижнего течения Сулака.
2. Поскольку большинство костей было найдено в цитадели 60%, рыба поступала в город в качестве дани выплачиваемой Аркаским правителям, в эпоху расцвета их могущества. Кости рыбы найдены по всей территории Аркаса. Это говорит о том, что рыба была доступна для всех категорий населения и для богатых и для бедных.
В этот период в Дагестане вместе со скотоводством и земледелием получило развитие ремесло. В частности, такие его отрасли как: обработка металла, оружейное и кузнечное дело, медночеканное производство, ковроделие, войлочное и бурочное производство. Некоторые дагестанские города, в том числе Аркас, выступают в качестве типичных феодальных городов, центральная часть которых, представляет собой совокупность ремесленных кварталов.
В результате раскопок в 1964 году был найден горн для выплавки железа. Археологические раскопки 1965-1966 годов выявили, что рядом находится производственные мастерские «Металлообработка являлась ведущей отраслью средневекового ремесла. Крупными очагами металлообработки были не только средневековые города – Дербент, Зирихгеран, Урцеки, Аркас, но и ряд других аулов и поселений. (История Дагестана том1 стр 224).
Ихилов М.М. пишет: «В это время мужчины занимались оружейным ремеслом и художественной обработкой металла, женщины ткачеством и гончарным делом».
В детстве, в Западной части посада, где небольшой холмик, мы часто находили большое количество битой керамической посуды. была одна или несколько гончарных мастерских. В косторезной мастерской Аркаса найдены- костяные пуговки, бляшки, рукоятки ножей, наконечники стрел, предохранительные кольца, а также заготовки и отходы производства, запасы кости состоящих из оленьих рогов. Внутренняя торговля осуществлялась в основном путем обмена. Связи дагестанцев со своими ближайшими соседями были уже регулярными. Дагестан был втянут в круговорот высокоразвитых торговых отношений. В торговой жизни также активно участвовал средневековый город Аркас, являвшийся воротами в горы. По дороге (Бол нух) имеется несколько родников, один из которых называется «базаргабазул иц» (родник торговцев, купцов). По этой дороге в горы могли идти не только караваны, но и колесный транспорт, так как дорога была достаточно широкой. Планировка Аркаса показывает, что напротив крепостных ворот, около мечети, имеется довольно большая площадь, которая, как считал Д. М. Атаев, является своеобразным рынком. Вероятно, окружавшие древний Аркас села, были вовлечены в торговлю. О торговых связях дагестанцев между собой говорит и то что в Аркасе Д. М. Атаев в ходе раскопок нашел лезгинскую керамику XIII-XIVвв. Эта керамика найдена и во многих других селах (Чох, Ругуджа, Кудали и тд).
Гибель средневекового города Аркас
Примерно за свою 600 летнюю историю (по археологическим данным) в Аркасе происходило очень многое – войны, пожары, смена правителей, вассальная зависимость и усиление, укрепление власти — самостоятельность. В местной хронике, записанной Инкачилау в 1923 в селе Аракани, говорится: «Затем захватили мусульмане Хадар, в тот же день и бежали кяфиры, пока не достигли своих мест. Затем в течение недели шла война в Хиркесе (Аркас), вследствие чего было захвачено это селение, в то время как оставался один квартал в верхней части города, где обосновались раисы и амиры, их по имени Таватил и Арнахурал. И не могли мусульмане захватить этот укрепленный квартал, в течение двух месяцев. Затем они захватили (этот квартал…) и убили всех, кто был в нем, исключая тех, кто принял Ислам». Профессор А.Р Шихсаидов относит этот эпизод к середине XIII века (Дагестан в X-XIV вв стр 143). Д.М. Атаев установил точную дату гибели города Аркас 1396 год. Город был разрушен хромым Тимуром. Как же это произошло. В 1395 году, вслед за поспешно уходившим Тохтамышем, предавая все огню и мечу, Тимур прошел через прибрежный Дагестан. В 1396 разграбив улусы Золотой Орды Тимур вернулся в Дагестан. Историограф Тимура Шариф ад-дин Иезди пишет: «Переправившись по льду через реку Терек и придя в Тарки, Тимур отделился от обоза и с целью свяшенного набега двинулся на Ушкудже (АКУША ) По прибытии туда победоносное войско окружило Ушкудже расположилось там и воины поспешили отправиться во все стороны громить и грабить. В это время Шаукал (Шамхал) Казикумухский и Аухарский(Аварский) с 3000 человек шел на подмогу жителям Ушкудже (Акуша)… «Удальцы бросились на них и предав мечу большую часть разгромили их». Некоторых из них взяли в плен и привели живыми. Тимур с упреком спросил их: «Прежде вы приверженцы ислама, всегда воевали с неверными, что стало теперь, что вы, отступив от этого, шли к ним на помощь» Тимур Разрешил им вернуться , чтобы они сообщили своим старщинам и вельможам. Чтобы те немедленно пришли, раскаялись и Тимур закрепил за ними их владения. Акуша была захвачена — «из убитых сделали холмы и опустошили всю их область». После этого к Тимуру пришли старшины (колонтари) казикумухские и аварские вместе с казиями и вельможами(акабир). Тимур «обласкал» их разными милостями- почетными халатами, златотканными одеждами, золотыми поясами для мечей и арабскими конями. И дал наставление- всегда воевать с врагами веры. Утвердив за ними область и дав им ярлыки, он отослал их назад. После этого, самый первый удар был нанесен по самому крупному и наиболее укрепленному городу Нергесу (Аркас).
Историограф Тимура Шариф ад-дин Иазди так описивает захват города: «Затем была крепость по имени Нергес (Аркас) (войско Тимура) там также много сражалось, много народу было убито и в конце концов (ее) взяли. Некоторые из них, уйдя на склоны горы, устроили там себе укрепленные места. Войско тотчас село на коней и отправилось. Прибыв (туда), некоторых из храбрых воинов посадили в ящики и на веревках спустили к ним. В конце концов взяли также и ту крепость. Победоносное войско сделало тамошних заблудших, пищей для меча газавата, и разграбив крепость, сравняло его с землей». (Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды, собранные Тизенгаузеном М.Л. стр. 185)
Другой историограф Тимура Низам-ад-дин-Шами пишет: «Затем была крепость по имени Нергес(Аркас) войско Тимура там также много сражалось, много народа было убито и в конце концов ее взяли».
Как мы видим из описанного, защитники города долго боролись, но были сломлены превосходящими силами противника. Из анализа событий мы можем сделать два вывода:
1. Аркаские правители не ходили с поклоном к Тимуру.
2. К приходу Тимура Аркас не находился в вассальной зависимости ни от аварских, ни от Казикумухских правителей. В противном случае, Тимур не должен был на них нападать.
Оставшиеся в живых жители средневекового города или основали или переселились в Нижнее Казанище, свидетельством этому является существование в Нижнем Казанище квартала Аркас-аул (Гьаркас авул). В Аркасе находится зиярат, где похоронен шейх Асильдер Аркаский. Последним упоминанием о средневековом городе Аркас можно считать дату смерти Асильдера Аркаского -1404 год.
Каласо Тажбутдинов
Сейчас ясно, что здесь