Активность НКО: мнимая и реальная

Институты гражданского общества – основа любого государства. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов сказал, что власть – это не структура, навязанная сверху, это структура, которая формируется снизу, народом. Автор: Руслан Лугововой

 

Одной из форм народной власти, гражданской активности людей являются некоммерческие организации (НКО). Сегодня в нашей республике много задач, которые власти пытаются решить не только сами, но и с помощью общественности. Механизмы такого взаимодействия уже не первый год существуют. НКО могут решать актуальные вопросы общества, сотрудничая с местной властью. Казалось бы, столько вопросов в коммунальной сфере Махачкалы, но, кроме критики, совсем не слышно от горожан конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации. Людской ресурс НКО, судя по документам, внушительный.

По сведениям Минюста, в республике зарегистрировано около 2700 некоммерческих организаций. Если в каждую из них входят хотя бы по три члена, то это целая армия активных горожан – более 7000 человек! Но такое количество людей в общественной жизни республике явно не задействовано. Сильные НКО участвуют в разработке предложений по изменению законов, во всех проводимых мероприятиях, становятся соучастниками решения проблем. Более того, именно через участие в НКО бизнесмены могут непосредственно влиять на принятие решений, входя в экспертные или консультативные советы. В Дагестане, по сведениям республиканского Министерства по национальной политике, активно действуют 150 общественных организаций.

Если же говорить об информационной освещенности деятельности НКО, то выясняется, что таких не более 15 организаций, которые и так у всех на слуху. От общего числа НКО более 700 – это религиозные организации. Например, дагестанцы не понаслышке знают о террористической угрозе и ведут непримиримую борьбу с ней. Однако многие из них не прописали в своих уставах противодействие террору, сохранение межнационального мира и согласия.

В таком случае невольно возникает вопрос: чем хотели бы эти уважаемые организации заниматься, регистрируясь как религиозные? Мы предприняли попытку выяснить, чем занимается такое большое количество некоммерческих организаций в Дагестане? Проблематичным оказался даже розыск действующих адресов этих организаций, номера телефонов в большинстве случаев тоже не обслуживались. Создалось впечатление, что эти НКО – просто фикция. Невольно начинаешь задаваться вопросами и вспоминать, например, о том, что до недавнего времени многие НКО существовали на сомнительные зарубежные гранты, выполняя роль транслятора установок и позиций политических оппонентов нашей страны.

Недавно Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». Закон предусматривает введение нового статуса для некоммерческих организаций – исполнитель общественно полезных услуг. НКО, получившая такой статус, будет иметь право на приоритетное получение различных видов федеральной и муниципальной поддержки, указывается в законе. Президент призвал региональные и муниципальные власти «поэтапно направлять НКО до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы эти организации могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются из бюджета». Возможно, эта инициатива властей страны подтолкнет НКО к более активной деятельности, а не только к тихим появлениям в момент разных конкурсов на гранты по поддержке общественных организаций.

Источник: http://dagpravda.ru© Дагестанская правда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *