Банк ограничился рассрочкой, или поможет ли нам Восток?

Джангиши Гадисов

Чтобы понять вкус чего-то, надо хотя бы это съесть. Это я по поводу исламского банкинга. Оговорюсь сразу: то, что я попробовал, было отнюдь не дешево, однако, согласитесь, не все, что дешево, – хорошо. Не то, чтобы у меня не было возможности взять потребительский кредит в обычном банке, нет. Интерес к делу, который затеял коммерческий банк «Мудариб» (на то время новаторский в Дагестане), у меня был чисто профессиональный. Меня интересовала в первую очередь экономика и, конечно, то, как сработает мусульманский продукт в наших реалиях.

 

Скажу сразу, я не пришел в восторг от качества обслуживания клиентов. Да, казалось бы, все чинно и благородно, но теплоты и внимания, которые ожидал увидеть здесь, не ощутил. То ли я оказался незрячим, то ли этого и не требовалось демонстрировать. Однако демонстрация того, что банк исламский и продукт он предлагает именно для мусульман, уж очень бросалась в глаза каждому, кто входил в офис. И это, на мой взгляд, главная ошибка менеджмента компании. Банку, скажите, какая разница – мусульманин я или буддист? Банк действительно не использовал слово «кредит», но правила кредитования для всех одни. Так к чему делать различия в вероубеждении клиента?

Конечно, иноверцу вход в «Мудариб» не запрещен, однако речь о позиционировании им своего продукта. Дело, как я помню, дошло до того, что услуги исламского банкинга стали «рекламировать» даже в мечетях. Конечно, и в этом не стоит усматривать крамолу: кому как не мусульманской умме быть в клиентах банка. Однако, если дело сулит выгоду, вряд ли кого нужно агитировать. Таким образом, на мой сугубо субъективный взгляд, основатели банка «Мудариб» спровадили от своих дверей массу потенциальных клиентов. У меня лично не менее десяти человек наводили справки об этом банке, ибо те, кто был далек от ритуальной молитвы, просто побаивались идти в его офис.

Может, так и нужно? А может и нет! Может, приобщившись к общему делу с мусульманами, убедившись в благости и чистоте ведения бизнеса, того и гляди, человек и иман свой поднял бы. Кто знает… И другой момент. Конечно, понятно, что у банка с самого его основания не было больших капиталов. Он, можно сказать, раскручивался с нуля, и отсутствие денег (так же, как и законодательные ограничения) развиваться ему мешало. Фактически долгое время так называемый исламский банкинг в Дагестане главным образом крутился вокруг предоставления товара в рассрочку. Суть этой услуги в том, что банк покупает товар и отдает клиенту, который оплачивает его в течение определенного времени.

Помимо того, что договор с клиентом не прописывает проценты, а оговаривает к возврату фиксированную сумму, а также того, что с клиента не взимаются пеня и штрафы. Во всем остальном это мало чем отличается от обыч­ного приобретения товара в рассрочку. Ассортимент же услуг классического исламского банка куда богаче и разнообразнее. Главное его преимущество (помимо отказа от процентов) в том, что банк в сделках с клиентами может брать на себя возможные риски инвестируемого дела. Именно это в корне отличает его от светского банка, который как минимум требует залог, а как максимум – накручивает проценты. Так что перспективы открытия в Дагестане исламского банка вовсе не исключены после открытия недавно такого банка в Татарстане. Ситуацию с инвестициями в экономику республики это могло бы определенно поправить. Инвестиций, замечу, нам сейчас (в особенности с кризисными явлениями и испорченными отношениями с Западом) ох как не хватает. Сельское население, полагаю, также будет приветствовать это, так как не особо желает входить в процентные отношения со светским банком. Вот только вопрос: поможет ли нам Восток? 

Источник: http://dagpravda.ru/© Дагестанская правда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *