Как живут над уровнем облаков в селе Куруш — самом высокогорном населенном пункте Европы
На склоне священной горы Шалбуздаг, выше уровня облаков, расположено село Куруш. История этого населенного пункта началась еще во времена арабо-хазарских войн в VII–VIII веках, когда там укрывались первые мусульмане-отшельники. В мирное время здесь занимались разведением скота, за счет этого у местных жителей всегда было свое мясо, сыр, масло, молоко. Как живут и чем занимаются сейчас горцы, выяснял корреспондент РП.
С трассы, проходящей вдоль долины реки Самур, мы повернули на грунтовку, которая началась с крутого подъема у подножья Шалбуздага. Высота горы — 4142 метра, ее скалистая вершина нависает над долиной Самура в районе сел Мискинджа и Ахты.
Наша машина полностью погрузилась в зону облачности. Видимость стала почти нулевой, а дорога — каменистой. Скорость машины резко снизилась. Казалось, что мы из этого тумана не выберемся. «С погодой не повезло, не суждено увидеть достопримечательности села», — говорю своему спутнику, географу и этнографу Амилю Саркарову. Однако он не столь пессимистичен.
– На той высоте, где расположен Куруш, нет облаков, — обнадежил он. И оказался прав. Проехав еще десяток извилистых километров, машина неожиданно вынырнула из облака. Туман уже под нами, стелется по ущельям, накрывая села, оставшиеся внизу. А дорога будто ведет нас в чистое небо. Мороз и солнце, которые воспел Пушкин, здесь частое явление.
Дома на склоне Шалбуздага и вид на главный Кавказский хребет. Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
Открылась удивительная панорама. Выше облачной завесы только горы-четырехтысячники. Перед нами отвесной стеной стоит огромный каменный массив. Почти вертикальный обрыв высотой несколько сотен метров. Это облюбованная альпинистами скала Ерыдаг.
Напротив села вершины Главного кавказского хребта. Самая высокая гора в Дагестане — Базардюзю, словно гигантская пирамида, покрытая вечными снегами. Ее высота — 4466 метров.
– По тому, как перемещается солнце над вершинами гор, местные жители определяют дневное время, — просвещает меня уроженец Куруша Агамюршид Ибрагимов, на машине которого мы отправились в поездку. — Утром оно находится над Базардюзю. Затем оказывается над Несендаг, то есть «полуденной» горой по-лезгински. Она названа так, потому что солнце над ней находится в зените. Это красивая гора, пирамидальной формы (ее высота чуть меньше четырех километров). Еще правей располагается Рагдан — «сумеречная» гора (рагъдан — сумерки на лезгинском, — Примеч. авт.), высотой 4020 метров, за которой солнце скрывается.
Наконец показались скученные дома. Они по мере приближения расступаются, и мы въезжаем в центр села, где на небольшой площадке дети гоняют мяч.
– Вершина Шалбуздага со стороны Куруша смотрится как корона с остроконечными зазубринами или природная крепость. На вершине инопланетный ландшафт и совершенно другая аура, — делится впечатлениями побывавших там туристов и паломников Агамюршид. Он рассказывает одну из самых захватывающих легенд о Куруше. — Во времена арабо-хазарских войн в VII–VIII веках там укрывались первые мусульмане-отшельники из рода корейшитов. Это род пророка Мухаммада. Поэтому название село Куруш произошло от рода корейшитов, а гора Шалбуздаг носит имя святого, ученого исламского проповедника шейха аль-Бурзи.
Жители села Куруш, по старинке сушат мясо. Говядина и баранина под навесом во дворе дома. Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
Главная достопримечательность села — старая местная школа — больше похожая на музей. У нее богатая история. Среди выпускников школы — много генералов советской и российской армии и спецслужб. А вот «будущих генералов» здесь воспитывают немного: учащихся в курушской средней школе, по словам директора, Рустама Агаметова — всего 98 учеников.
На школьном стенде — фамилии курушцев, которые ушли на фронт. Более 700 добровольцев, 325 погибли в боях, а семьдесят пропали без вести. Здесь же фото 3-х героев соцтруда. Выходцем из Куруша является основатель и первый глава ДАССР Нажмудин Самурский.
На балконах домов сушатся тонко нарезанные туши баранов и куски говядины. Соленое, заправленное специями и пропитанное горным солнцем, мясо обретает особый вкус. Сушеное мясо отправляют многочисленной родне, живущей в городах Дагестана и остальной России.
На стенах сараев и коровников сушатся лепешки из навоза. Таким образом местные жители заготавливают кизяк — топливо из навоза. У многих домов заборы сделаны из кизяка. В этом отношении Куруш остался прежним. Деревья и кустарники здесь не растут — слишком высоко, газ не проведен, поэтому топят печи по старинке.
О суровом климате можно судить по домашним животным. Все они: от кошек до коров и лошадей, — длинношерстные.
О хозяйственном укладе «Русской планете» рассказал глава села Куруш Таги Баширов. Традиционно жители села занимались отгонным животноводством и вели полукочевой образ жизни. Территории у курушцев в этой горной местности больше, чем у жителей всех остальных соседних сел. Ранее у села были и свои зимние пастбища в Муганской степи, что на территории нынешнего Азербайджана. Отары круглогодично паслись и питались свежей травой. Летом скотину выпасали в окрестностях самого Куруша, на лугах, где изобилие тмина и лекарственных трав. Зимой они перегонялись на пастбища в низменности. Оттого их мясо по вкусу и аромату сравнивали с дичью. В советское время в селе было 3 колхоза. Общая численность отар достигала более 100 тысяч голов.
Однако в 1950 году курушцы лишились отгонных зимних пастбищ. Уникальный многовековой хозяйственный уклад был нарушен. Земли на юге Ахтынского и Докузпаринского районов, сельские пастбища и загоны была переданы Азербайджану.
Но большие стада овец невозможно круглогодично держать в горах. Таким образом, искусственно возникла проблема переселения на равнину курушцев, лишенных возможности вести традиционное хозяйство. Но если жителей других лезгинских сел переселяли на низменность в южном Дагестане, то большинство населения Куруша в 1952–1956 годах оказались за пределами своей этнической территории. Их поселили на севере Дагестана в Хасавюртовском районе, где возникло село Новый Куруш. Это единственное лезгинское село в Хасавюртовском районе, где проживают в основном аварцы, кумыки и чеченцы. Оно очень крупное — более 7 тыс. человек. Между обоими селами поддерживаются тесные связи.
Кошка греется на солнце, устроившись на овечьих шкурах. Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
Сейчас в горном Куруше, проживает 920 человек, а домашних хозяйств 238. У населения около 1500 голов крупного рогатого скота. Количество овец из года в год уменьшается: овцематок всего около трех тысяч.
– Но и сейчас по сравнению с селами, которые находятся ниже, уровень доходов у жителей Куруша выше. Это за счет домашних хозяйств. Свое мясо, сыр, масло, молоко. Более 100 тонн сыра продают жители села. Он в два раза дороже, чем мясо, — рассказывает Таги Баширов.
Но поскольку большая часть населения переселилась в низменность, в горном Куруше, за годы советской власти и в постсоветское время практически ничего не построили. Нет новых социальных объектов.
– Клуб у нас старый, но недавно сделали евроремонт. Аксакалы, пожилые люди собираются в клубе, играют в шахматы, шашки, нарды. Но молодежь, будущие поэты, генералы и чабаны, должна вести активный образ жизни. А в селе нет даже спортзала. Молодежи просто негде проводить свой досуг, негде заниматься спортом, — говорит Таги Баширов.
По его словам, жители села обращались к разным бизнесменам, депутатам, чиновникам за спонсорской помощью, поскольку в бюджете на строительство спортзала нет денег. В 2001 году один из депутатов Народного собрания Дагестана дал немного денег. Жители села купили стройматериалы, провели субботник и заложили фундамент спортзала. На продолжение строительства денег собрать не получилось. В прошлом году в Куруш приезжал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он тоже обещал помочь со спортзалом. Но вновь из бюджета деньги так и не выделили.
Несколько лет назад жители села обратились к депутату Государственной думы Мамеду Абасову во время встречи в районном центре, с просьбой посетить их село.
В этом году, 28 июля, Мамед Абасов приезжал в Куруш, встретился с жителями, посмотрел место строительства и самостоятельно принял решение построить за свой счет универсальный спортзал. С учетом роста населения села площадь будущего спортзала решили увеличить. Удивительно, но услышав об инициативе депутата, многие состоятельные курушцы присоединились к этому проекту.
Коровы на высокогорье — длинношерстные. Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
– Старый фундамент 2001 года убрали, с учетом новой планировки уже залили новый, начали возводить монолитный каркас. В зимнее время, в условиях низких температур, продолжить бетонные работы не представляется возможным. Работы будут продолжены весной. Площадь спортзала будет 32 на 15 метров, высота — шесть метров. Там будут все условия, раздевалка, душевые, санузлы, — сообщил Агамюршид.
– Хотим завершить строительство весной, — добавляет Агамюршид. — А затем завести необходимое оборудование, это поможет также снизить отток молодежи из села.
Вода в Куруше тоже особая. Говорят, на лабораторные анализы воду забирал олигарх Сулейман Керимов. Теперь он здесь постоянно воду заказывает. Уникальными свойствами вода обладает потому, что растаявший снег проходит через слои почвы, насыщается полезными свойствами и накапливается в маленьких прозрачных прудах, или бьет ключом на склонах.
Местный проводник Мансур Ибрагимов часто водит туристов и паломников на вершину Шалбуздага.
– В советское время вообще кошмар был, туристов за тысячу переваливало. Сейчас тут пограничная зона, и чтоб приехать в село, приезжие должны заранее получать разрешение. На Ерыдаге проходят ежегодные соревнования по скалолазанию. Но это не тот масштаб, — ностальгирует Ибрагимов.
Источник: http://dagestan.rusplt.ru/index/samoe_vysokogornoe_selo_v_Evrope-19922.html