Хунзахцы против чародинцев: кто после Муртазалиева?

Руководитель дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Сагид Муртазалиев, подозреваемый в совершении ряда тяжких преступлений, официально уволен с занимаемой должности. Однако имя его преемника до сих пор не названо, что свидетельствует о серьезной закулисной борьбе вокруг одной из самых хлебных должностей Дагестана.
По данным КАВПОЛИТа, ключевым претендентом на нее считается вице-премьер правительства республики, выходец из Хунзахского района Магомед Исаев, который обычно ассоциируется с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. Но в то же время в борьбу за кресло главы отделения ПФР может вмешаться и конкурирующая группа влияния – резко усилившийся в последнее время «чародинский клан».

 Временное правительство

Полномочия Сагида Муртазалиева были официально прекращены 12 ноября, информация об этом была подтверждена Пенсионным фондом РФ два дня назад.

В настоящее время на странице дагестанского отделения на официальном сайте ПФ РФ в разделе «Руководство» указаны пять заместителей руководителя, включая Руфину Магомедову, которая временно исполняет обязанности главы ведомства с конца июля, когда против Сагида Муртазалиева были выдвинуты обвинения. 

Формальным основанием для увольнения Муртазалиева стало прекращение доступа к государственной тайне, что неудивительно, учитывая круг статей УК РФ, по которым он проходит подозреваемым.

По информации СК РФ, он обвиняется в финансировании терроризма и организации покушений на заместителя начальника Центра по противодействию экстремизму при МВД по Республике Дагестан и замглавы администрации города Кизляра. 9 сентября Муртазалиев, находящийся за границей, был заочно арестован и объявлен в международный розыск.

Временно исполняющая обязанности управляющего ПФР по Дагестану Руфина Магомедова – одна из старейших сотрудниц этой организации. В пенсионной системе она работает с 1991 года, то есть ей удалось застать всех ее руководителей.

В дагестанском отделении ПФР Магомедова прошла путь от главного специалиста до заместителя руководителя, на последнюю должность она была назначена в 2010 году с приходом в ПФР Сагида Муртазалиева.

Де-факто всей текущей работой в дагестанском отделении фонда руководила именно она, потому что ее шеф и до возбуждения уголовных дел значительную часть времени проводил в Москве и за границей.

Руфина Магомедова. Фото: pfrf.ru

В то же время Руфина Магомедова – это внеполитическая и внеклановая фигура, тогда как должность руководителей региональных отделений ПФР в республиках Северного Кавказа чаще всего занимают местные «тяжеловесы».

Контроль над разветвленной сетью фонда во всех муниципальных образованиях позволяет быстро наращивать поддержку на местах, не говоря уже об огромных суммах, которые распределяются через Пенсионный фонд.

Четыре года назад в одном из интервью Руфина Магомедова сообщила, что ежегодный объем пенсий и социальных выплат, осуществляемых фондом, превышает 45 млрд рублей. На тот момент это было сопоставимо с годовым бюджетом Дагестана.

Хунзахский претендент

После предъявления Сагиду Муртазалиеву столь серьезных обвинений его увольнение с поста главы дагестанского отделения ПФР было лишь вопросом времени.

Еще в конце августа глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в интервью газете «Взгляд» сообщил, что руководитель ПФР Антон Дроздов позвонил ему с предложением обговорить замену Муртазалиеву.

«Мы со своей стороны предложили кандидатуру, сейчас она рассматривается Пенсионным фондом», – добавил Абдулатипов, не назвав, впрочем, имени этого человека.

Сразу несколько источников КАВПОЛИТа в Дагестане утверждают, что в качестве преемника Муртазалиева в настоящее время рассматривается зампред правительства республики Магомед Исаев.

Никакого отношения к пенсионной системе он не имеет, но в данном случае это не является доводом против его кандидатуры, – в конечном итоге олимпийский чемпион по вольной борьбе и бывший глава Кизлярского района Сагид Муртазалиев тоже пришел на эту должность без специальной подготовки.

Основным лоббистским ресурсом Магомеда Исаева комментаторы в Дагестане называют группу «Сумма» Зиявудина Магомедова, который значительно усилил свое влияние в республике при Рамазане Абдулатипове.

Как и Зиявудин Магомедов, Магомед Исаев – выходец из Хунзахского района и в свое время (2001-2009 годы) руководил этим муниципальным образованием в статусе главы администрации и просто главы.

Следующий эпизод биографии Исаева был связан с фигурой еще одного видного хунзахца – Ахмеда Билалова, который в 2010 году стал председателем совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК).

Магомед Исаев. Фото: ticrd.ru

 

Благодаря Билалову в рамках туристического кластера Северного Кавказа был запланирован проект строительства курорта Матлас на территории Хунзахского района, а курировать его должен был Магомед Исаев, с 2011 по 2013 год занимавший в КСК пост директора дагестанского представительства компании.

Сразу же после назначения Рамазана Абдулатипова врио главы Дагестана Исаев получил пост в правительстве республики – возглавил комитет по туризму, а в сентябре прошлого года был существенно повышен – сразу до вице-премьера.

В этой должности Исаев занимался самыми разными вопросами – проблемной задолженностью перед энергетиками и газовиками, 280-летним юбилеем Кизляра, туризмом, транспортной сферой и т.д.

Помимо этого широкого круга задач, за Магомедом Исаевым в феврале было закреплено персональное кураторство Хунзахского района, который уже больше двух лет возглавляет Саид Юсупов, ранее долгое время работавший в группе «Сумма». Юсупов – это редкий пример муниципального руководителя, который находится на хорошем счету у главы и правительства Дагестана.

«Я очень рад, что мой район сегодня ставят в пример для других муниципалитетов республики», – заявил Магомед Исаев на одной из встреч с районным активом.

Чародинская карта

Однако действующий вице-премьер – это не единственная кандидатура возможного преемника Сагида Муртазалиева, которая может рассматриваться в данный момент.

По информации одного из источников, большой интерес к отделению Пенсионного фонда проявляет влиятельный депутат Госдумы Магомед Гаджиев, близкий к миллиардеру Сулейману Керимову. «Если не лично, то, по меньшей мере через кого-то из своих людей», – добавляет собеседник КАВПОЛИТа.

Сагид Муртазалиев и Сулейман Керимов

 

В настоящий момент главный дагестанский актив, с которым ассоциируется имя Магомеда Гаджиева, – это Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), с 2010 года это предприятие возглавляет брат депутата Ахмед Гаджиев.

ММТП уже давно является единственным портом страны, остающимся в государственной собственности, и в числе основных претендентов на его приватизацию уже давно называются, с одной стороны, структуры Сулеймана Керимова, а с другой – структуры группы «Сумма».

Поэтому в борьбе за кресло главы дагестанского отделения ПФР тоже вполне может прослеживаться давно обсуждаемый в Дагестане сюжет заочного противостояния между Керимовым и Зиявудином Магомедовым.

Магомед Гаджиев. Фото: chernovik.net

Если предположить, что в борьбе за «наследство» Сагида Муртазалиева в той или иной форме рассчитывает принять участие Магомед Гаджиев, то его ключевым козырем может оказаться серьезный силовой ресурс.

Гаджиев принадлежит к так называемому «чародинскому клану», который всегда славился умением жестко «решать вопросы», а в ситуации с Пенсионным фондом это далеко не последняя компетенция.

Дело в том, что за отделением ПФР закреплена внушительная охрана в виде ряда ЧОПов, которые обычно меняются при новом руководителе отделения. Этот фактор также явно будет учтен при определении кандидатуры преемника Муртазалиева.

Если им станет один из чародинцев, эта группа дагестанской элиты резко усилится. В правительстве республики ей не так давно удалось пролоббировать своего человека на пост министра финансов – им стал уроженец села Косрода Чародинского района Билал Джахбаров, ранее возглавлявший Счетную палату Дагестана.

Кроме того, к «чародинскому клану» принадлежат министр образования Дагестана Шахабас Шахов, новый глава Южно-Сухокумска Эсенбулат Магомедов и зять Рамазана Абдулатипова Магомед Мусаев, возглавляющий стратегический совет при главе Дагестана.

Добавление к этой «коллекции» еще и поста главы отделения ПФР может сделать чародинцев наиболее влиятельным кланом в республике. 

Источник: http://kavpolit.com/articles/hunzahtsy_protiv_charodintsev_kto_posle_murtazalie-21515/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *