Структура «Суммы» готовит иск о защите чести, достоинства и ущербе деловой репутации
Компания «Стройновация», входящая в группу «Сумма» дагестанских предпринимателей Зиявудина и Магомеда Магомедова – «братьев Смоленских», заявляет, что против нее развязана информационная война.
Месяц назад «Стройновация» отсудила у Альфа-Банка порядка 6 млрд рублей в рамках тяжбы по делу о строительстве железной дороги к Элегестскому угольному месторождению в Тыве, которое планировал разрабатывать опальный банкир Сергей Пугачев, ныне находящийся в Лондоне.
Вскоре после этого в одном из федеральных изданий появилась публикация с обвинениями «Суммы» в «бюджетном рейдерстве», основанными на том факте, что дорога так и осталась на бумаге. Однако в «Стройновации» утверждают, что компания понесла по этому проекту реальные убытки и готова отстаивать свою репутацию в суде.
Сибирские приключения кавказских олигархов
Освоение Элегестского угольного месторождения, которое считается уникальным с точки зрения залежей коксующегося угля (оцениваются в 1 млрд тонн), было одним из наиболее громких инвестпроектов, заявленных в прошлом десятилетии в Сибири.
Его инициатором выступил крупный бизнесмен, основатель Межпромбанка Сергей Пугачев, с 2001 года занимавший пост Совета Федерации от Тувы – беднейшего региона России, сравнимого по ряду экономических показателей с наиболее депрессивными республиками СКФО.
Основной проблемой, которая затрудняла доступ к тувинским залежам угля, было отсутствие какой-либо транспортной инфраструктуры для его вывоза.
Поэтому еще в 2007 году правительство России одобрило проект строительства железной дороги длиной 411 километров, которая соединила бы тувинскую столицу Кызыл, вблизи которого расположено Элегестское месторождение, и город Курагино в Красноярском крае.
Борьба за подряд на строительство первого участка дороги длиной 147 км развернулась нешуточная. Основными претендентами выступали омское НПО «Мостовик», строившее ряд объектов Олимпиады в Сочи и в дальнейшем обанкротившееся из-за огромной долговой нагрузки, ОАО «Ямалтрансстрой» и ООО «Стройновация», которое в итоге и оказалось победителем.
Структура «Суммы» заявила о готовности подать иск о защите чести, достоинства и ущербе деловой репутации
Итоги тендера стоимостью 44,3 млрд рублей были оглашены 15 декабря 2011 года, и всего через пять дней Владимир Путин (на тот момент глава правительства РФ) забил первый костыль будущей дороги около Кызыла.
Однако к тому моменту у банкира Пугачева возникли серьезные проблемы по всем фронтам. Еще в октябре 2010 года его Межпромбанк, входивший на тот момент в первую сотню банков России, лишился лицензии, а вскоре после этого Пугачева досрочно освободили от полномочий сенатора от Тывы с формулировкой «откровенно пренебрегал обязанностями и не оказывал республике никакой поддержки». Оказалось, что за последние два года в этой должности он даже ни разу не был в своем регионе.
В 2012 году настал черед и для Енисейской промышленной компании (ЕПК), специально созданной для разработки Элегестского месторождения. После того как у нее обнаружились скрытые долги, являвшиеся непогашенным кредитом со стороны Межпромбанка, началась процедура ее банкротства.
В результате ЕПК лишилась лицензии, и в 2013 году право на месторождение в Тыве досталось Тувинской энергетической промышленной корпорации известного чеченского бизнесмена Руслана Байсарова. В том же году экс-сенатор и экс-банкир окончательно покинул Россию, где против него была заведена серия уголовных дел.
Правительство РФ заинтересовано в скорейшем освоении и начале добычи угля на Элегестском угольном месторождении. Фото: openrussia.ru
Тогда же у проекта железной дороги Кызыл – Курагино сменился подрядчик. В феврале 2013 года на Красноярском экономическом форуме было сказано, что строить эту магистраль будет «Мостовик», а общая стоимость проекта составит порядка 157 млрд рублей (включая 87 млрд из Фонда национального благосостояния России).
Такое решение не выглядело неожиданным, учитывая то, что у Руслана Байсарова и «Мостовика» уже были совместные интересы – к примеру, летом 2012 года стало известно, что именно омская компания станет генподрядчиком строительства курорта Ведучи на малой родине миллиардера в Итум-Калинском районе Чечни.
Структура Байсарова объявила тендер на строительство желдороги к Элегестскому месторождению
Суд на два фронта
На тот момент, когда право на строительство железной дороги получил «Мостовик», никаких работ на этом объекте не велось.
В декабре 2012 года правительство РФ признало паспорт инвестпроекта дороги Кызыл-Курагино утратившим силу, после чего предоставление бюджетных ассигнований прекратилось, а «Стройновации» было направлено письмо с предложением расторгнуть контракт.
Однако, по утверждению «Стройновации», в течение предшествующего года компания понесла на тувинской площадке существенные затраты: первоначально объем выполненных ею работ оценивался в 6 млрд рублей.
Со своей стороны заказчик – Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) – потребовал от «Стройновации» вернуть 5,048 млрд рублей аванса, предоставленного на строительство дороги.
Росжелдор потребовал от «Стройновации» вернуть 5,048 млрд рублей аванса за строительство ж/д Кызыл – Курагино
Третьей стороной в этом споре выступил Альфа-Банк, предоставивший «Стройновации» гарантию под строительство железной дороги на сумму 14 млрд рублей и, по утверждению компании, получивший за свои услуги в общей сложности 600 млн рублей.
Начались затяжные суды, которые пока завершались в пользу структуры «Суммы». Еще в апреле прошлого года Арбитражный суд Москвы признал, что «Стройновация» понесла фактические расходы по проекту железной дороги, правда, иск строителей был удовлетворен лишь частично, на сумму 3,9 млрд рублей.
Однако в компании подчеркивают, что факт понесенных расходов был установлен арбитражными судами трех инстанциях на основании результатов независимой экспертизы, что, по мнению «Стройновации», исключает какие-либо подозрения в недобросовестном распоряжении государственными средствами.
Далее настала очередь Альфа-Банка, который сначала погасил Росжелдору сумму аванса 5 млрд рублей, а после этого в порядке регресса списал такую же сумму со счета «Стройновации».
На этом основании арбитражный суд отклонил иск Росжелдора о возмещении аванса, а затем в начале октября, уже по иску «Стройновации», взыскал с Альфа-Банка 5 млрд рублей необоснованного обогащения плюс 540 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 495 млн рублей убытков. Для «Стройновации» это весьма солидные суммы – для сравнения, в прошлом году выручка компании составила 10,751 млрд рублей.
Победа над Альфа-Банком, похоже, удовлетворила «Стройновацию», поскольку в конце октября компания отозвала свой иск к Росжелдору о взыскании 5 млрд рублей. При этом в «Стройновации» отметили, что в условиях кризиса не видят смысла оказывать дополнительную нагрузку на госбюджет.
Зиявудина и Магомеда Магомедовых может ждать незавидная судьба из родственников, два года назад вынужденных покинуть РФ
На руках у компании уже есть исполнительный лист на взыскание упомянутых выше 3,9 млрд рублей с одного из участников заключения контракта на строительство железной дороги, ФГУП «Единая группа заказчика». Однако летом этого года эта компания инициировала собственное банкротство, и Арбитражный суд Москвы ввел в ее отношении процедуру наблюдения.
О том, что «Стройновация» считает трехлетнюю тяжбу исчерпанной, стало известно 26 октября, и уже на следующий день в газете «Известия» появилась публикация, в которой утверждалось, что государство в лице Росжелдор «рискует потерять около 10 млрд рублей на амбициозном проекте» железной дороги Кызыл-Курагино.
При этом со ссылкой на экспертов издание утверждало, что «еще при получении контакта "Стройновация" не собиралась ничего строить, поэтому действиями ее руководства и владельцев должны заинтересоваться правоохранительные органы».
В завершающей части статьи содержался явный намек на то, что братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых может ждать незавидная судьба из родственников, Ахмеда и Магомеда Билаловых, два года назад вынужденных покинуть Россию.
?
Ахмед Билалов. Фото: ria.ru
Ответное заявление «Стройновации» не заставило себя ждать. Уже 28 октября компания официально сообщила, что публикация в «Известиях» «содержит целый ряд заведомо ложных либо искаженных фактов» с возможной целью «оказать давление на суд и политизировать спор двух хозяйствующих субъектов» – «Стройновации» и Альфа-Банка.
Продолжение эта история может получить уже в суде, поскольку структура «Суммы» заявила о готовности подать иск о защите чести, достоинства и ущербе деловой репутации.
Источник: http://kavpolit.com/articles/tuvinskaja_tjazhba_smolenskih_bratev-21118/