В списке пассажиров аэробуса авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс «Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург», находились 14 летний Даниял Салахбеков и его 9-летняя сестра Диана. С ними летела их бабушка. Все погибшие были из одной семьи.
Мы позвонили главе республики Рамазану Абдулатипову…
— Рамазан Гаджимурадович, это из «Комсомольской правды».
— Приветствую.
— По печальным поводам с вами связываемся. Трое ваших жителей оказались среди погибших. Наших жителей. Дагестан – это же Россия. Какую помочь руководство республики, вы лично оказываете семье погибших?
— Во-первых, мы связываемся с соответствующими службами, в том числе Египта, — и через МИД, и через консульство. Наверное, вопросы опознания будут решаться в общем плане. А остальные вопросы, что касается похорон и так далее, — решаем сами, многие расходы мы берем на себя. В том числе будем помогать семьям. Смотря какая ситуация в какой семье. То, что мы можем, должны делать.
— Сейчас многие обсуждают состояние нашей гражданской авиации. Вы много летали и в советские времена, и сейчас. Как у вас ощущение?
— В начале 2000-х годов я был инициатором проведения парламентских слушаний в Совете Федерации по авиации. И тогда я сказал: видимо, мы будем работать до полного упаду. То есть — пока все не попадаем, видимо, до этого этапа мы будем работать.
К сожалению, по развитию авиации существенных каких-то изменений, как, впрочем, и по регулированию деятельности этой отрасли, — не произошло. Мы образовали сотни компаний. Что такое компания из десяти самолетов? Это компания, не имеющие соответствующей базы, соответствующих ресурсов для развития. И так далее… То есть, речь по сути идет об анархия в сфере авиационного обслуживания населения.
Вот была компания правительства Республики Дагестан – «Дагестанские авиалинии». Тоже работали, пока самолеты не начали падать. После этого только лицензии лишили.
А все эти мелкие компании занимались тем, что выкачивали последние соки из этих самолетов. Вот у нас — утром самолет улетал с пассажирами в Москву. После возврата на ночь — полет в Турцию с мешочниками, а оттуда — в хадж с паломниками.
И круглые сутки эти самолеты крутились только для того, чтобы вытащить максимум прибыли. Самолеты были грязные… И так далее. Эта анархия продолжается уже после развала Советского Союза столько лет.
— Вы тогда, когда в начале 2000-х предложили провести парламентские слушания по авиации, какую должность занимали?
— Я был членом Совета Федерации.
— А кто вас тогда не поддержал и почему?
— Мы-то провели слушания, подготовили соответствующее решение, послали решение правительству. Вы знаете, как это делается. Повысить, углубить, расширить. Мы начинаем когда думать? Тогда, когда мы сами или наши близкие с этим сталкиваются.
— В дальнейшем какие меры должны быть приняты для того, чтобы сделать выводы настоящие из этого ЧП?
— У нас в России достаточно эффективный министр транспорта. Надо, чтобы ему полностью дали все права для укрупнения этих мелких компаний, укрепления их материально-технических базы.
Мы взяли медицинский вертолет, а вертолетчиков берем из Краснодара — у себя в Дагестане не можем их найти. Очень мало квалифицированных кадров. Или старые кадры, или непонятного происхождения. Надо наводить элементарный порядок.
…Трагедия унесла жизни 224 человек, в том числе 24 детей. От имени дагестанского народа выражаю соболезнования родным и близким погибших.
Источник: http://www.kp.ru/daily/26453.5/3323742/