В Дагестане 1 октября было принято решение о проведении конкурса по отбору кандидатов в мэры Махачкалы. Это решение практически не заметили в СМИ – потому что тогда же началось бурное обсуждение данного Владимиром Путиным обещания поручить Генпрокуратуре проверить жалобы подсудимых по делу экс-мэра Махачкалы Саида Амирова.
Когда начнется и чем закончится проверка, еще не ясно, но известно, что в конце этого месяца у Махачкалы появится мэр без привычной уже приставки «и.о.»
Депутатский корпус
После подведения итогов выборов 29 сентября в одном и том же помещении администрации города друг за другом прошли «премьерные» заседания первых созывов депутатов внутригородских районов.
По странному стечению обстоятельств все три собрания депутатов внутригородских районов словно по разнарядке избрали своими председателями представительниц прекрасного пола.
В Кировском районе – профессора ДГМА Эльмиру Абиеву, в Ленинском районе – директора лицея №22 Саламат Анатову, а в Советском районе – выходца из администрации Советского района Елену Кожухину.
Причем все три новых председателя возглавляли списки «Единой России» на выборах в соответствующих районах.
Очевидно, что в силу занятости по основному роду деятельности вести полноценную работу выбранные председатели не смогут. В настоящий момент у них нет ни собственного имущества или помещения, ни аппарата.
В прессе не опубликован список депутатов, прошедших в горсобрания от внутригородских районных собраний
Изначально «партия власти» декларировала, что в депутатах должны появиться новые интересные лица. Для этого в первые ряды уговорили записаться и деятелей искусства, и руководителей медучреждений, и даже шахматистов.
Предполагалось, что эти люди пройдут и в списки горсобрания.
Но на конференции городского отделения «Единой России» выяснилось, что списки потенциально проходящих кандидатур в горсобрания были переписаны за одну ночь, как говорят «злые языки» однопартийцев, первым заместителем главы администрации Махачкалы Абдулмумином Ибрагимовым.
Этот же чиновник присутствовал на всех заседаниях внутрирайонных собраний депутатов и контролировал «политический процесс» прямо из президиума.
Перед теми, кого уговаривали пойти на эти «выборы» и украсить своим именем и статусом состав горсобрания, извинились. Но, скорее всего, как только грянут первые субботники, и этих людей попросят выйти с метлами вместо дворников, терпение их лопнет, и они подадут заявления об уходе, тем самым еще снизив качество районных собраний.
Интересно, что ни в республиканской, ни в городской прессе не опубликован список депутатов, которые прошли в горсобрания от внутригородских районных собраний. Тем не менее это не помешало 1 октября провести первое собрание депутатов, где можно было увидеть, что полной замены горсобрания не произошло не только по персональному составу, но и стилю.
Ошибки процедуры
Главой городского собрания был поставлен профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой ЮФ ДГУ Абумуслим Муртазалиев, который ранее возглавлял Общественную палату РД и – позже – Общественный совет при главе Махачкалы.
Возможно, выбор пал на него из-за публичной критики юридических актов горсобрания, в том числе на страницах КАВПОЛИТа. Но юридических проблем столько, что все исправить не получается, и появляются новые ошибки.
Из объявления о проведении конкурса на пост мэра Махачкалы видно, что решение по мэру, возможно, уже принято
1 октября 2015 года, вняв критике, новоизбранные депутаты решили внести изменения в положение о проведении конкурса на пост главы Махачкалы, где вместо городского округа с внутригородским делением упоминался «городской округ».
Положение дополнили пунктом, что формулировка «городской округ» используется в значении «городской округ с внутригородским делением».
Но дефиниции двух разных видов муниципальных образований установлены в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
И махачкалинское горсобрание, пусть и первого созыва, не имеет права изменять федеральный закон.
Это как если бы студент профессора Абумуслима Муртазалиева на письменном госэкзамене перепутал понятия «институт» и «норма права», а потом попросил профессора читать «институт» везде, где он написал «норма права».
Изменения в положении о порядке проведения конкурса на пост главы города затрагивают реализацию пассивного избирательного права человека, а значит, вступает в силу минимум через 10 дней после публикации.
Новоизбранные депутаты об этом не знали, поэтому указали, что изменения вступает в силу со дня опубликования.
Опубликовано постановление 2 октября 2015 года, но еще до вступления в силу поправок депутаты приняли решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа «город Махачкала».
Ранее уже отмечалась, что конкурсная процедура юридически уязвима.
Кроме того, в Махачкале приняли положение, которое не может применяться, поскольку ни одно из условий объявления конкурса не соответствует ситуации, при которой с осени 2014 года в Махачкале нет мэра.
Депутаты могли бы исправить эту ошибку, когда вносили поправки в положение, но они это не сделали.
Для запуска процедуры объявления конкурса было бы лучше отправить в отставку и.о. мэра Махачкалы Мусу Мусаева с 1 октября, так как федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации гласит: «Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования».
Это послужило бы юридическим фактом для объявления конкурса.
Из объявления о проведении конкурса на пост мэра Махачкалы видно, что либо решение по мэру уже принято, либо депутаты не прочли главу 5 положения о проведении конкурса. В обоих случаях сроки проведения конкурса установлены неразумно и не соответствуют нормативным актам некоторых госорганов.
Очевидно, что конкурсная комиссия, завершив прием документов 26 октября в 18:00, не успеет до 15:00 следующего дня провести проверку представленных сведений, ведь обработка персональных данных, запросы в госорганы и получение ответа оттуда занимает не менее недели.
Следовательно, проверки не будет, что является грубым нарушением положения. Подобные нарушения могут привести к мерам прокурорского реагирования.
Есть и другие юридические парадоксы. В реестре юридических лиц значится администрация городского округа, который с 16 мая 2015 года (после изменения устава Махачкалы) не существует в силу законов РД №43 и №44. Куда изберут 28 октября нового мэра, не ясно, ведь ни юридического лица, ни муниципального образования ГОВД «Махачкала» нет.
Кто станет мэром?
Уповать на строгость закона и волю прокуратуры в Дагестане не приходится, поэтому, несмотря на грубейшие нарушения процедуры, скорее всего, республиканские политики не захотят останавливать процедуру избрания мэра.
6 октября начинается прием документов. Предполагалось, что главным фаворитом гонки будет и.о. мэра Махачкалы Муса Мусаев.
4 сентября в комментарии КАВПОЛИТУ Мусаев заявил: «Я проработал в Махачкале много лет, город знаю назубок. Если провести конкурс, то я не думаю, что найдется человек, который знает город лучше, чем знаю его я».
Но политическая ситуация в республике меняется каждый день. И уже сейчас в мэры Махачкалы прочат председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова.
Косвенным подтверждением его интереса к посту мэра республиканской столицы может служить недавний обход строящихся объектов вместе с Мусой Мусаевым. При этом сторонники и наблюдатели задаются вопросом: откуда деньги на строительство скверов и т.п.?
Скорее всего, средства выделяются из частных финансовых структур, подконтрольных окружению Абдусамада Гамидова. И, соответственно, спонсор имеет право знать, как расходуются его деньги.
При этом всем известно, что Муса Мусаев – человек Абдусамада Гамидова и проработал с ним многие годы в банке Гамидовых, а затем и в Минфине.
Трудно сказать, когда появилась мысль, что Гамидов уйдет в Махачкалу мэром. Но можно вспомнить, что 26 июня КАВПОЛИТ разместил опрос с перечнем возможных кандидатур на пост мэра Махачкалы, среди которых был указан и Гамидов (хоть и с оговоркой «Представить, что он неожиданно переместится на одну ступень ниже во властной вертикали, мягко говоря, сложно»)
Уход Гамидова в мэры позволит Абдулатипову провести очередную «неожиданную» рокировку в министерствах
Неожиданно на второй день голосования на фамилию Гамидова стали кликать, и его рейтинг подскочил очень высоко – до второго места, после Мухтара Меджидова (бывшего главы правительства РД).
Трудно сказать, какие именно причины толкнули Гамидова и Абдулатипова на такую рокировку.
С одной стороны, есть информация, что бюджетный провал 2015 года надо на кого-то списать.
С другой стороны, возможно, что публичная положительная оценка Гамидова при подготовке юбилея Дербента со стороны полпреда СКФО вызвала ревность у Абдулатипова. Кто-то называет личные мотивы, в том числе семейного характера.
В издании «Совершенно секретно» 16 сентября была опубликована статья «Мекегинский картель», содержание которой свидетельствует о работе журналиста с ближним кругом Рамазана Абдулатипова.
Судя по материалу, мекегинский клан стал мишенью для работы по «отжиманию» денежных средств: «Как утверждают представители местных правоохранительных органов, с финансами у этого клана все более чем хорошо».
Уход в мэры Гамидова приведет к отставке всего правительства РД, что позволит Абдулатипову продемонстрировать «политический тонус» и провести очередную «неожиданную» рокировку в министерствах.
Источник: http://kavpolit.com/articles/kto_i_kak_stanet_merom_mahachkaly-20405/