Спорт, отдых и туризм

Так уж исторически сложилось, что, имея горы, мы практически не развиваем альпинизм и скалолазание, а, проживая около моря, где все 365 дней в году дует интенсивный ветер, умудряемся не использовать во благо весь этот ресурс, не уделяя должного внимания водным видам спорта.

Морской туризм, активный отдых на воде, другие виды пляжных развлечений культивируются где угодно, но только не в Дагестане, – сокрушается мой собеседник, энтузиаст спортивно-массового движения, директор детско-юношеской спортивной школы «Каспий» Мухтар Омаров. А ведь парусный спорт, рафтинг, яхтинг – достаточно перспективные направления, не требующие особых финансовых вложений при создании инфраструктуры. Что нужно, к примеру, для развития яхтинга? Минимум условий.

В свое время на личном примере это доказал наш известнейший путешественник и мореплаватель Евгений Гвоздев. Мухтар Исакович тесно общался с Евгением Александровичем, и тот в своих воспоминаниях часто любил повторять, что яхтенный бизнес сегодня существенно пополняет государственную казну многих стран мира.

Далеко ходить не надо. Взять, к примеру, Турцию и страны Средиземноморья. Там огромное количество лодок и марин. Это очень развитая сфера морского туризма. На берегах Босфора яхтенных марин – свыше 30-ти, общее же количество швартовых мест – 10347. Всего яхт, катеров и лодок – более 80000. Яхтенный туризм приносит индустрии около 25% прибыли. В 2010 году доход составил почти 3 млрд евро, а с 2023 года ежегодно ожидается не менее 14,6 млрд евро. Страна занимает третье место в мире по производству яхт после Италии и Голландии. В Турции зарегистрировано более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт и катеров, в год они зарабатывают не менее 300 млн евро. В последнее десятилетие все указывает на тенденцию к новому росту благодаря правительственным программам. Пожалуй, имеет смысл перенять международный опыт.

— А что нам мешает это делать? — задается вопросом М. Омаров и сам же на него отвечает: – В первую очередь, неприглядный вид побережья.

serf1.jpgКак-то раз он исключительно ради спортивного интереса прошелся по всему Каспийскому побережью и насчитал более 20 (!) канализационных стоков, откуда в море каждый день исправно стекают фекальные реки. В такой ситуации говорить о развитии водного туризма не приходится. Тем не менее люди к нам все равно приезжают, правда, предпочитают при этом отдыхать на турбазе «Инчхе», расположенной в Каякентском районе. Там и море чище, и побережье. Еще одна проблема — отсутствие пассажирского морского порта. Не так давно мы проводили международную транскаспийскую парусную регату, и в Казахстане собралось около 40 яхт из России и близлежащих стран, а в акватории Дагестана из-за отсутствия порта — всего 15.

При всех очевидных недостатках не может не радовать тот факт, что у нас неплохо развиваются кайтсерфинг (движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем) и виндсерфинг (мастерство управления на водной поверхности легкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом).

Наша республика также обладает богатым природным потенциалом для развития академической гребли. Я уже рассказывал про озеро Кезенойам, что на границе Веденского района Чеченской Республики и Ботлихского района Дагестана. Раньше это озеро было базовым центром сборной команды Советского Союза по этому виду спорта. У нас в Махачкале, на озере Ак-Гель, также можно проводить соревнования по гребле. Все это нужно возрождать, и создание школы по водным видам спорта, – уверен Мухтар Омаров, — должно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/sport/27449741/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *