Так уж исторически сложилось, что, имея горы, мы практически не развиваем альпинизм и скалолазание, а, проживая около моря, где все 365 дней в году дует интенсивный ветер, умудряемся не использовать во благо весь этот ресурс, не уделяя должного внимания водным видам спорта.
В свое время на личном примере это доказал наш известнейший путешественник и мореплаватель Евгений Гвоздев. Мухтар Исакович тесно общался с Евгением Александровичем, и тот в своих воспоминаниях часто любил повторять, что яхтенный бизнес сегодня существенно пополняет государственную казну многих стран мира.
Далеко ходить не надо. Взять, к примеру, Турцию и страны Средиземноморья. Там огромное количество лодок и марин. Это очень развитая сфера морского туризма. На берегах Босфора яхтенных марин – свыше 30-ти, общее же количество швартовых мест – 10347. Всего яхт, катеров и лодок – более 80000. Яхтенный туризм приносит индустрии около 25% прибыли. В 2010 году доход составил почти 3 млрд евро, а с 2023 года ежегодно ожидается не менее 14,6 млрд евро. Страна занимает третье место в мире по производству яхт после Италии и Голландии. В Турции зарегистрировано более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт и катеров, в год они зарабатывают не менее 300 млн евро. В последнее десятилетие все указывает на тенденцию к новому росту благодаря правительственным программам. Пожалуй, имеет смысл перенять международный опыт.
— А что нам мешает это делать? — задается вопросом М. Омаров и сам же на него отвечает: – В первую очередь, неприглядный вид побережья.
Как-то раз он исключительно ради спортивного интереса прошелся по всему Каспийскому побережью и насчитал более 20 (!) канализационных стоков, откуда в море каждый день исправно стекают фекальные реки. В такой ситуации говорить о развитии водного туризма не приходится. Тем не менее люди к нам все равно приезжают, правда, предпочитают при этом отдыхать на турбазе «Инчхе», расположенной в Каякентском районе. Там и море чище, и побережье. Еще одна проблема — отсутствие пассажирского морского порта. Не так давно мы проводили международную транскаспийскую парусную регату, и в Казахстане собралось около 40 яхт из России и близлежащих стран, а в акватории Дагестана из-за отсутствия порта — всего 15.
При всех очевидных недостатках не может не радовать тот факт, что у нас неплохо развиваются кайтсерфинг (движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем) и виндсерфинг (мастерство управления на водной поверхности легкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом).
Наша республика также обладает богатым природным потенциалом для развития академической гребли. Я уже рассказывал про озеро Кезенойам, что на границе Веденского района Чеченской Республики и Ботлихского района Дагестана. Раньше это озеро было базовым центром сборной команды Советского Союза по этому виду спорта. У нас в Махачкале, на озере Ак-Гель, также можно проводить соревнования по гребле. Все это нужно возрождать, и создание школы по водным видам спорта, – уверен Мухтар Омаров, — должно изменить ситуацию в лучшую сторону.