Искусство древнее и молодое

Обрабатывать дерево дагестанцы начали очень давно. Самый ранний образец искусства резьбы по дереву был найден в Кафыркумухском могильнике в Буйнакском районе и датируется вторым тысячелетием до н. э.

 Точно не известно, то ли это фрагмент ларца, то ли детской люльки.

Основная часть дошедших до нас памятников принадлежит эпохе Средневековья. Именно в этот период с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства резьба по дереву получила особенное распространение в Дагестане. А первые деревообрабатывающие мастерские были созданы в районах, расположенных в верховьях Аварского и Андийского Койсу, Табасаране и Кайтаге.

В богатой палитре дагестанских мастеров резьбы по дереву значится имя Магди Караева (на снимке), которому подвластны многие виды резьбы: ажурная и рельефная, глухая и сквозная, мозаика и инкрустация…

— Не скажу, что занялся этим вдруг. Я с детства любил работать с деревом – вырезал разные фигурки, но всерьёз задумался над этим в девятом классе, — рассказывает мастер.

Для Магди резьба по дереву — это и хобби, и работа. За двадцать пять лет службы в Дагестанском художественном училище им. М.А. Джемала он обучил этому ремеслу сотни учеников, многие из которых открыли свои мастерские.

IMG_2695.jpg— Как поступил сюда после армии, так здесь и остался. Ни разу не пожалел о сделанном выборе. За время работы поступали заказы из разных городов и регионов страны, связанные с декорированием интерьера и мебели. По приглашению заказчиков некоторое время работал в Москве,- рассказывает Магди, одновременно показывая дипломную работу одного из учеников. — Это панно. Арабская каллиграфия – изделие, высеченное резьбой по дереву, искусство изображения слова. Многие средневековые правители брали на себя обет сделать копию Корана, но для этого им необходимо было постичь основы каллиграфии. Как было сказано мастером арабской каллиграфии Якут аль-Мустасими: «Каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа». Так и в нашем деле: без позитивного настроя никуда не сдвинешься, — рассказывает он.

— Откуда берутся идеи?

— Подчас возникают неожиданно, и тут же надо выложить фантазию на лист бумаги. Иногда это бывает очень мучительно, сродни болезни. Иногда же все случается просто и легко: увидел корягу — и сразу в голове возник образ будущей скульптуры. Порой идеи возникают при просмотре альбомов художников, посещении выставок и музеев. В Интернете можно почерпнуть много идей, узоров. Люди щедро делятся своим опытом. Поэтому и новичкам, и уже состоявшимся резчикам есть чем пополнить свою копилку. Вот только книг стоящих очень немного, чаще всего это однотипные работы.

Этот вид прикладного искусства не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. В каждое изделие резчик вкладывает частичку своей души, каждая работа неповторима. Возвращаться к однажды сказанному ему не интересно. Но опять-таки многое зависит от предпочтений заказчиков. Но и тут Магди пытается внести что-то от себя, и зачастую клиент остается доволен. В итоге природный материал в руках мастера приобретает эстетическую форму. Работы разноплановые. В некоторых отражен один из любимых мотивов дагестанских, да и кавказских умельцев – виноградная лоза. Вырезанная умелыми руками мастера, она, кажется, источает тончайший аромат обласканной солнцем спелой ягоды.

— Один старик заказал шкатулку для книги «Древо семьи». Он приходил каждый божий день, сидел, наблюдал за процессом работы и тут же просил внести какие-то коррективы. Работать с ним было нелегко, но занимательно. Были, конечно, работы, которые я выполнил всего раз, среди прочих — люстра. В последнее время до тошноты приелись искусственные материалы, поэтому возрождается интерес к деревянным изделиям. Это радует. А за ценой любители настоящего не постоят, — говорит Магди. — И материалом для изготовления художественных произведений служат податливые липа и осина – легко режутся, полируются. Главное — почувствовать дерево, и тогда оно не будет упрямиться. Красное дерево – дорогой материал, твердый и красивый. С ним непросто, но приятно работать, — рассказывает Магди, будто читает лекцию своим ученикам.

IMG_2702.jpg– Есть у нас, резчиков, свои маленькие секреты. Расскажу о самом простом: правильно расставленный контраст, преувеличение и цвет усиливают выразительность изделия. Часто естественный цвет древесины сохраняют, чтобы усилить образ или смягчить, подчеркнуть или, наоборот, сгладить, можно прибегнуть к тонировке.

В идеале мастеру требуется отдельное помещение, светлое и хорошо проветриваемое, в котором температура воздуха и влажность поддерживаются на постоянном уровне. Свет должен падать на рабочее место слева или спереди.

— Можно ли по резьбе определить, где она была выполнена?

— Конечно. Например, плоскорельефная резьба различна по характеру изображений, глубине прорезки по элементам, размещенным на изделиях, но, глядя на тончайшие, легкие линии одного образца и монументальность, игру светотени другого, специалист сразу же скажет, что первая выполнена подмосковными мастерами, а вторая – вологодскими. Дагестанцы же чаще прибегают к ажурной технологии, стилизации растительного орнамента. Кроме того, у каждого признанного мастера нарабатывается свой почерк.

— А как часто удается выставлять работы?

— Как только представляется возможность. Пару лет назад педагоги и учащиеся выставляли продукцию на фестивале в Пятигорске. К сожалению, с финансами у училищ туго, во всех выставках участия не примешь. В настоящее время активно готовимся к юбилейным мероприятиям, посвященным 2000-летию Дербента.

— Думаю, у вас дома немало изделий, сделанных своими руками?

— Я как тот сапожник. Как-то так получилось, что ни одного не осталось. Многое подарил, а что-то выставил на продажу.

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27449743/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *