«Такого проекта на самом деле нет»

В среду на заводе «Авиаагрегат» состоялся круглый стол, на котором предполагалось обсудить ход реализации приоритетного проекта развития Дагестана «Новая индустриализация». Попытку обсудить проект предприняли директора заводов, члены Экономического совета при главе РД, а также представители Ассоциации некоммерческих объединений республики «Единство и развитие» и Министерства промышленности, торговли и инвестиций РД.Отметим сразу, попытка не удалась, — как известно, черную кошку в темной комнате искать весьма проблематично. Особенно если кошки этой в комнате вовсе нет. Всё просто: на самом деле (об этом говорили практически все выступающие) проекта «Новая индустриализация» в реальности не существует. Есть очень невнятная декларация, что-то вроде протокола о намерениях, где практически отсутствуют цифры и конкретные показатели. При этом она абсолютно не привязана к главному документу, в котором прописаны основные задачи республики на ближайшие десять лет, — Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 года — и не может использоваться даже в качестве ориентира. На самом деле любой реальный проект (в этом собравшиеся тоже сошлись во мнениях) представляет собой конкретный документ с тщательно сформулированными целями и задачами, а главное — определены и законодательно закреплены в бюджете региона источники финансирования. Ничего этого в проекте «Новая индустриализация» не наблюдается.

Тем не менее, предмет для обсуждения на круглом столе нашелся. Большую часть времени говорили о проблемах, которые тормозят развитие промышленности в Дагестане. За последние десять-пятнадцать лет их перечень практически не поменялся. Это и высокие налоги на землю, и завышенные тарифы на энергоносители, и отстраненность от республиканского заказа, и устаревший станочный парк, и невозможность взять «длинный» кредит под небольшой процент (в фактически отлученном от кредитов Дагестане ставка в 15% считается крайне привлекательной и удачной). Но это общая беда депрессивных регионов, представителей которых российские банкиры считают клиентами второго сорта и кредитуют весьма неохотно. Так, за последние три года все банки, работающие на территории республики, выделили инициаторам инвестиционных проектов всего 8 миллиардов рублей (менее трех миллиардов в год). При этом потребность в кредитах (это только по инвестиционным проектам, включенным в республиканский реестр) оценивается примерно в 150—200 миллиардов рублей.

Очевидно, что на этом фоне конкурентная борьба за доступ к кредитам между инициаторами приоритетных проектов (у остальных шансов практически нет) идет нешуточная. Побеждают в ней лишь те, кто может обеспечить (или купить) поддержку своему проекту со стороны высших чиновников Дагестана, — о коррупции, буквально разъедающей все ветви республиканской власти, на круглом столе говорили очень много. Остальным остается только ждать и надеяться. Нетрудно подсчитать, что при нынешних темпах финансирования ожидание для некоторых может затянуться лет этак на пятьдесят.

На фоне этой статистики приоритетный проект ОАО «Авиа-агрегат» по созданию комплекса полного цикла по производству грузовых и пассажирских автомобилей совместно с китайскими партнерами, можно сказать, находится в самом начале пути. Борьба за доступ к кредитам здесь началась «всего» семь лет назад. Коротко напомним суть проекта. Начав с организации сборки автомобилей на «Авиаагрегате», в дальнейшем предполагалось создать кластер, объединяющий все ведущие предприятия республики. Он должен обеспечить производство 70% комплектующих для выпуска малогабаритных грузовиков. В ходе реализации проекта планировалось создать более 1000 рабочих мест только на «Авиаагрегате» и еще 4000 рабочих мест на других заводах Дагестана с заработной платой в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике. Да, очень важный момент. Китайские партнеры объявили о том, что как только заводу будут выделены финансовые ресурсы, они со своей стороны выделят пропорциональную сумму на реализацию совместного проекта. Иными словами, каждый кредитный рубль прирастет еще одним.

Кстати, по мнению участников круглого стола, именно этот проект, по существу, отвечает всем требованиям, предъявляемым к проекту «Новая индустриализация», и вполне мог бы лечь в основу республиканской политики по возрождению промышленности Дагестана на ближайшие годы. Самое смешное, что распоряжения оказать всестороннюю поддержку и помощь этому проекту в свое время отдавали непосредственно первые лица государства — Путин и Медведев, не говоря уже о руководителях республики, каждый из которых брал проект под персональный контроль.

Справедливости ради следует отметить, что на определенном этапе Абдулатипов проект поддержал не только на словах. Так, благодаря его административному ресурсу был ускорен процесс одобрения проекта Минпромторгом России (до этого московские чиновники кормили завод обещаниями, уклоняясь от подготовки соответствующего документа). Сразу после этого Абдулатипов объявил, что проблема с финансированием проекта им практически решена и через короткое время начнется его реализация. Но в стране случился сначала весьма затратный саммит на Дальнем Востоке, затем Олимпиада, потом Крым, и каждое из этих событий служило веской причиной отказа в финансировании дагестанского предприятия. Окончательно похоронил надежды «Авиаагрегата» на получение кредита в полном объеме (около 5 млрд рублей) нынешний кризис. На его фоне руководство предприятия решило реализовывать проект не сразу, а поэтапно. А поскольку работы по организации сборки (1-й этап) оцениваются примерно в 500 млн рублей, именно вокруг этой суммы сегодня разгорелись нешуточные страсти и интриги.

Решение о предоставлении государственных гарантий на эту сумму правительство республики принимало три раза. На второй раз — в октябре 2014 года — всё, наконец, «срослось». Завод долгожданные гарантии получил. Но в это время как раз началось стремительное падение рубля, проценты по банковским кредитам начали доходить аж до 40%, и представители Россельхозбанка предложили предприятию с кредитом повременить, а получение гарантии перенести на 2015 год. В правительстве республики при этом сказали, что проблем с гарантиями не будет, так как проект находится на контроле у главы республики.

Пару недель назад состоялось заседание правительства Дагестана, на котором было принято решение предложить депутатам Народного Собрания дополнительно включить в бюджет 2015 года государственные гарантии для трех приоритетных проектов (автомобильный проект «Авиаагрегата» в заветную тройку вошел). Однако уже на следующий день при направлении документов в НС оказалось, что проект «Авиаагрегата» по чьему-то распоряжению из списка вычеркнули. Выяснить, кто отдал это распоряжение, на сегодня не удалось. Ясно только, что это чиновник высшего звена (ресурсов простого министра для отмены решения правительства РД, притом находящегося на контроле у главы республики, явно недостаточно). В итоге реальный проект, способный стать основой пресловутой «Новой индустриализации», в очередной раз задвинули под стекло.

Кстати, в связи с этим участники круглого стола предложили отказаться от практики распределения финансовых ресурсов профильными министерствами и ведомствами, включая правительство республики. По их мнению, этим должен заниматься экспертный совет, оценивающий каждый проект по его реальной значимости для республики, а не по административному ресурсу «куратора», который за ним стоит. «Ну, а чиновники, — отметили собравшиеся, — пусть контролируют целевое использование выделенных финансовых ресурсов. В противном случае даже такие проекты, как этот, обладающие серьезным мультипликативным эффектом, будут раз за разом оставаться за бортом, а нам останется только обсуждать мертворожденные проекты вроде “Новой индустриализации”».

На фото: Несмотря на поддержку приоритетного проекта «Авиаагрегата» главой Дагестана, окончательные надежды предприятия на получение кредита в полном объеме похоронил финансовый кризис

Источник: http://ndelo.ru/news/ekonomika/takogo_proekta_na_samom_dele_net/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *