По инициативе Главы Республики Дагестан два года назад была создана служба государственного финансового контроля РД. Деятельность службы направлена на обеспечение решения задач, поставленных Главой и Правительством республики посредством контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также соблюдением законодательства о госзакупках.
— Наша служба по итогам 2014 г. признана эффективной, мы осуществляем последующий контроль по произведенным расходам. Однако лучше нарушения предупреждать, чем выявлять потом. Предварительный контроль бюджетных расходов позволит оптимизировать их объем, выявить бюджетные риски и предотвратить правонарушения. Ведь именно такой подход к планированию финансовой контрольной деятельности был задан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2014 года. Мы в свою очередь стали думать о введении системы предварительного контроля у нас в республике.
Для изучения опыта построения системы предварительного финансового контроля, который неоднократно оценивался в качестве уникального и востребованного многими субъектами РФ, мы организовали рабочую поездку в Самарскую область для обмена опытом предварительного контроля бюджетных расходов.
Одним из методов повышения качества финансового контроля в Самарской области является внедрение качественного предварительного контроля, а также рискоориентированное планирование контрольной деятельности. Суть такого планирования состоит в определении объектов, по которым наиболее вероятны финансово-бюджетные нарушения. Система требует прежде всего организации эффективного механизма взаимодействия структурных подразделений контрольного органа. Информация, полученная в ходе предварительного контроля, используется при осуществлении последующего контроля.
Так, 75% контрольных мероприятий последующего финансового контроля, включённых в план работы службы госфинконтроля Самарской области по проведению контрольных мероприятий на 2015 год, запланированы по итогам работы предварительного контроля, осуществлённого службой в 2014 году.
Таким образом, на стадии предварительного контроля работает метод «светофора», когда необоснованным расходным обязательствам соответствует «красный свет» (в этом случае выставляется требование на предоставление дополнительных обосновывающих документов). Расходным обязательствам, в отношении которых были установлены определённые бюджетные риски и которые взяты службой госфинконтроля на контроль до момента их отработки, соответствует «жёлтый свет». Тем расходным обязательствам, в отношении которых были подтверждены эффективность их реализации и обоснованность бюджетных расходов (в том числе и по итогам устранения выявленных службой госфинконтроля нарушений и замечаний, выполнения рекомендаций), соответствует «зелёный свет».
В результате на стадии предварительного контроля удаётся не только выявлять риски, но и оперативно предотвращать нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств; не допускать завышения стоимости планируемых мероприятий; повышать обоснованность включаемых в бюджет расходов; прорабатывать альтернативные пути реализации планируемого мероприятия или источники его финансирования в целях снижения нагрузки на бюджет.
Руководством службы госфинконтроля Самарской области была высоко оценена выстроенная в Дагестане система контроля в сфере закупок.
Сотрудниками отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа за 2014 год было проведено 292 проверки с охватом средств на сумму 4,5 млрд рублей. По результатам проверок выдано 35 представлений об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По фактам размещения государственных заказов без источников их финансирования аннулированы торги без права повторного их проведения на сумму 672 млн 600 тыс. рублей, в результате предотвращено образование необоснованной кредиторской задолженности на указанную сумму. По предписаниям и рекомендациям службы заказчиками за счет уменьшения начальных максимальных цен контрактов сэкономлено 56 млн 900 тыс. рублей. Всего за прошлый год рассмотрено 325 обращений государственных заказчиков о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком на общую сумму 2 млрд 500 тыс. рублей. По результатам рассмотрения согласовано 223 обращения на сумму 1 млрд 800 млн рублей, отказано в согласовании по 88 обращениям на сумму 707 млн 800 тыс. рублей, возвращено без рассмотрения 14 обращений. По результатам согласования достигнута экономия бюджетных средств на сумму 27 млн 500 тыс. руб.
Таким образом, за 2014 г. объем сэкономленных и восстановленных средств республиканского бюджета РД в целом в сфере закупок составил 757 млн рублей.
— Основная задача, стоящая перед службой, — внедрение системы предварительного контроля в части оптимизации бюджетных расходов, выстроенной коллегами из Самарской области, на основе которой хотелось бы наладить осуществление предварительного контроля и в нашей республике, – отметил Темирлан Шабанов.
Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27448827/