Как победить сельскую бедность

Исследование тенденций развития агропромышленного комплекса Дагестана позволяет утверждать о произошедших существенных изменениях во всех сферах агропромышленного производства. Ряд из них следует оценивать как положительные, обеспечивающие адаптацию регионального АПК к рыночным условиям. Однако избранный алгоритм осуществления реформ привнес и негативные моменты: резкое уменьшение объемов производства во всех сферах АПК, выведение из оборота сельхозугодий, в том числе пашни, существенное снижение урожайности сельхозкультур и стремительное падение продуктивности животноводства.

 Как показали предварительные оценки состояния социальной сферы сельских территорий региона, социальная инфраструктура села практически деградировала. Несмотря на рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств, наблюдается высокая безработица сельского населения.

Главным фактором, обеспечивающим дальнейшее развитие агропроизводства в республике, является регулирование уровней накопления и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и форм хозяйствования. Оно осуществляется путем регулирования цен на сельхозпродукцию и ресурсы для сельского хозяйства через дотации и компенсации агропроизводителям, субсидии, банковский кредит под низкий процент, льготное налогообложение, государственный заказ, закупки в федеральный и региональный продовольственные фонды.

Неравновесное состояние современной российской экономики, несоответствие между спросом и предложением сельскохозяйственной продукции отражают вариативный характер развития экономической системы, требующей регулятивного участия со стороны государства. Подверженность хозяйствующего субъекта влиянию общеэкономических особенностей аграрной сферы способствует как формированию инструментов воздействия со стороны государства, так и выработке адаптивных моделей поведения, опирающихся на внутренние резервы хозяйствования.

Важную роль в формировании организационно-экономического механизма развития агропромышленного комплекса выполняют сегодня финансово-кредитные учреждения региона, предлагая рынку оригинальные технологии и схемы кредитно-финансового обеспечения аграрной сферы. Конструктивные подходы в этом направлении содержатся в концептуальных наработках Россельхозбанка, Сбербанка России и его территориально-региональных структурах, других банков. Наряду с прямой государственной финансовой поддержкой сельхозтоваропроизводители нуж­даются в открытом доступе к кредитным ресурсам. Альтернативным вариантом формирования системы кредитования аграрных производителей должно стать развитие сельских кредитных и страховых кооперативов. В связи с этим личные подсобные хозяйства представляют для кредитной кооперации особый интерес и как потенциальные заемщики, сглаживающие сезонность сельскохозяйственного производства, и как потенциальные сберегатели, круглогодично пополняющие ресурсы кредитования в кооперативе.

Приоритетными направлениями государственной политики по поддержке регионального агропромышленного комплекса должны стать: формирование нормативно-правовой базы, стимулирование рыночной интеграции и кооперации сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий, формирование вертикально-интегрированной системы потребительской кооперации в области сбыта и переработки продукции, лизинг техники и животных и ряд других мер.

Эта система предполагает участие органов регионального (местного) самоуправления в государственном регулировании и поддержке сельскохозяйственных производителей путем использования мер поощрения развития кооперации и агропромышленной интеграции.

Система государственного регулирования аграрного рынка должна включать закупочные и товарные интервенции на продовольственном рынке. Это особенно важно в условиях межрегиональных и сезонных различий в ценах и соотношении спроса и предложения. В развитии системы государственного заказа заинтересована прежде всего вся децентрализованная масса экономических субъектов, действующих через систему рынка и свободного предпринимательства. В данном контексте ориентация на инновационное развитие организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса предполагает развитие региональной информационно-консультационной службы и научного обеспечения в общей системе мер государственной поддержки развития АПК.

Представляется, что использование действенных схем развития регионального АПК будет способствовать возрождению его производственного потенциала на рыночных основах и восстановлению нормального воспроизводственного режима функционирования всего агропромышленного комплекса Дагестана.

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27448825/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *