О предложении Имамудина Османова – раздать каждому дагестанцу по гектару земли – знают в Дагестане по его публикациям в республиканских СМИ. Понятны желания и намерения Имамудина Сиражудиновича, ему так же обидно, как и нам всем, когда с высоких трибун говорят: хватит кормить Кавказ. Это мы должны кормить Россию, а не наоборот.
А вот и само предложение:
«Взгляните на карту Дагестана: мы имеем более 5 миллионов гектаров земли и столько же морской акватории, из них больше половины – пашня и пастбища, то есть пригодные к земледелию земли. И людей как раз два с половиной миллиона, из них полмиллиона уехало в Россию. Спокойно можно и нужно дать гектар на человека, включая водное хозяйство. Так как каждый житель имеет право востребовать свою долю гектара».
Аргументы:
«Земельное неравенство и ведет к олигархии, то есть к эксплуатации обездоленных…
Гектар на человека у нас надо считать прожиточным минимумом, а остальное оставить природе, без природы никак не обойтись. Все прекрасно знают, что земля должна принадлежать всем поровну.
Я считаю, надо изменить правило земельного закона. Заменить право частной собственности на право пожизненного владения землёй. Без прав на продажу, но имея право на обмен и обусловленное наследование. Землю надо давать пожизненно, с 18 лет и до смерти. Как в Германии, например: у них с 12 лет дети получают свою долю. После смерти родителей они имеют обусловленное право на их собственность, но свою долю в этом случае они должны оставить. У их родителей не болит голова о наследстве детям, зная, что государство им даст свою долю. В отличие от их детей, наши рождаются на голом месте и вынуждены, обустраиваясь, карабкаться до пенсии…»
Что это нам сулит?
«Посудите сами. После распада Союза Дагестан оказался в наивыгоднейшем положении, так как таможенным барьером срезаны бывшие южные республики, и мы запросто без таможенного барьера можем кормить Москву и Сибирь. А в одной Москве людей в 7 раз больше, чем в Дагестане. В Москве я видел, что один инжир стоит 80 рублей. По сути, даже если оптом, то на фиговом дереве у нас «растут» полтинники. В свете санкций это уникальная возможность занять свою нишу, где отпадает вопрос реализации.
Декретом о земле решаются и важные аспекты безработицы, которая является бичом Дагестана. По сути отпадает этот вопрос, на который государство постоянно выделяет средства. Каждый житель Дагестана, имея свою долю гектара, должен получить ее в натуре. Это же нонсенс, когда человек имеет долю, но не имеет на это право. Предлагаю объявить референдум по радио и по телевидению на эту тему: «Гектар — на человека».
Подходит ли это для Дагестана?
Вопрос справедливого распределения земли для Дагестана всегда был актуален. Земля везде имеет цену, однако в малоземельной республике, коей является Дагестан, да еще со своей многонациональной спецификой, цена эта была не столько мерилом достояния людей, проживающих на ней, сколько особым эквивалентом, а ее владение — своеобразным пунктом в соблюдении паритета в межнациональных отношениях.
Особенности уклада народов Дагестана, сформировавшиеся за столетия их истории, в настоящем претерпевают значительные изменения. Вслед за феодализмом, социализмом на землю дагестанскую наступает капитализм, требующий пересмотра отношения к форме собственности на землю. Частная собственность, ряд лет практикующаяся в регионах страны, у нас в республике пока не привилась. Референдум 1993 года ввел мораторий не ее приватизацию аж на 45 лет. Сегодня это обстоятельство серьезно затрудняет решение социально-экономических проблем Дагестана, так как реализация любого более или менее масштабного инвестиционного проекта непременно сталкивается с нерешенными вопросами форм собственности на землю. А потенциальные инвесторы этого не приемлют.
Однако это лишь часть проблемы. Очевидно, что частная собственность на землю прогрессивна по сути, о чем свидетельствует опыт развитых стран, определившихся с этим вопросом десятилетия назад. Что говорить об инвесторах, сами дагестанцы были бы более эффективны на земле, если бы она была в частной собственности. В настоящем же сделать это, разрубить этот Гордиев узел не так-то просто. Процессы советской эпохи, годы перестройки внесли сумятицу не только в умы дагестанцев, в эти годы принято множество неправильных в правовом смысле решений, отчего в настоящем проблема эта только усугубляется.
В настоящем как таковой свободной земли в Дагестане нет. Земля распределена, но вопрос в том, справедливо ли было это сделано и законно ли.
Особенно проблематичным в свете предложений передавать землю в частную собственность является пересмотр статуса земель отгонного животноводства. На этих землях сегодня порядка 200 населенных пунктов, существующих в реальности, но, как говорится, не отмеченных на картах.
Помимо всего, земли, принадлежащие сегодня ГУПАм, также используются неэффективно. Есть случаи, когда они выводятся из их юрисдикции и в итоге распродаются и застраиваются.
Конфликты по вопросу земли в Дагестане не утихают. Часто в попытке разрешить земельный вопрос того или иного поселения власти идут навстречу людям, выдаются гектары земель, но, как правило, и они становятся предметом спекуляций и махинаций. В итоге у нас сложилась картина: свободной земли нет, но в Интернете и в газетах масса предложений о продаже земельных участков. Их десятки тысяч, и все выглядит как бы законно. Как же в таких условиях вводить частную собственность на землю?
Что говорят эксперты?
На прошлой неделе Экономический совет при Главе РД обсудил проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения республики. В частности, рассматривался вопрос введения в Дагестане частной собственности на земли сельхозназначения. В обсуждении приняли участие заместитель Председателя Правительства РД Шарип Шарипов, советник Главы РД Деньга Халидов, руководитель Центра социально-экономических исследований регионов Ramcom Денис Соколов, члены Совета, руководители научных институтов, предприятий, представители научного сообщества.
Открыл и вел заседание председатель Совета Абдулхалик Гиндиев, который, предваряя обсуждение, попросил присутствующих по итогам обсуждения наметить пути решения проблемы и выработать предложения для представления их Главе республики.
С докладом на тему «Перспективы введения института частной собственности на земли сельхозназначения в Дагестане» выступил руководитель Центра социально-экономических исследований регионов Ramcom Денис Соколов. Он рассказал о типах земельных отношений в республике. По его выкладкам, в Дагестане существует 5 видов подобных отношений, которые характеризуются особенностью в той или иной местности и отличаются степенью конфликтности внутри сообществ по территориальной принадлежности и форме собственности.
Без прозрачной судебной системы введение частной собственности контрпродуктивно
— Вопрос земельных отношений всегда будет вызывать много споров и противоречий, — сказал Денис Соколов, однако, заостряя внимание на землях отгонного животноводства, он отметил, что противоречия эти, на его взгляд, могут разрешить сельские сообщества и сельские муниципалитеты.
Д. Соколов также сказал, что без прозрачной судебной системы введение частной собственности на землю может быть контрпродуктивно. Он отметил, что введение частной собственности должно произойти тогда, когда вся структура и схема ее применения будут подготовлены.
Профессор, член Экономического совета Алклыч Алклычев, выступая с докладом о проблемах использования земель сельскохозяйственного назначения в РД, считает, что сегодня эти земли активно выводятся из сельхозоборота, и, если внедрить институт частной собственности, это нанесет больший урон, особенно на равнине. «Думаю, что надо передать земли отгонного животноводства в ведение местных муниципальных образований, на административной территории которых они находятся».
Мораторий и объективная реальность
А. Алклычев предложил надзорным органам совместно с представителями местных муниципальных образований и сельских общин провести комплексную инвентаризацию земель отгонного животноводства, проверку их целевого использования. Он напомнил о решении референдума 1993 года, наложившего мораторий на введение частной собственности на землю в Дагестане, предложив снять вопрос о введении частной собственности на земли сельхозназначения вообще с рассмотрения.
По мнению заместителя Председателя Правительства РД Шарипа Шарипова, главной целью и задачей поднятой темы являются наведение порядка и обеспечение эффективности использования земли и земельных ресурсов. «Этому вопросу был посвящен форум земледельцев как в этом году, так и в прошлом. Необходимо разобраться, расставить правильные приоритеты, нельзя допустить также этнополитизации земельного вопроса. От нас зависит, как будет решена эта проблема, мы должны сообщить все плюсы и минусы введения этого института Главе республики»,- заявил вице-премьер на Экономическом совете.
Тема реализации земельной реформы в Дагестане получила продолжение на подведении итогов социально-экономического развития РД за 2014 год, состоявшемся 10 июня в Махачкале. На нем Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, потребовав отчета о проделанной в этом плане работе, отметил, что решение вопросов введения частной собственности может быть поэтапным. Частная собственность доказала эффективность. Он подчеркнул: частную собственность можно вести частично там, где нет противоречий и проблем с законностью форм собственности, составив ясную «дорожную карту», позволяющую снимать и разрешать существующие противоречия.
Шарип Шарипов заявил на это, что проект предложений по реформе уже готов и будет представлен Главе республики. Так что совсем скоро общественность республики сможет узнать, в каком ключе Правительство республики планирует проводить земельную реформу в Дагестане.
Фото omskgazeta.ru
П