Как не подорваться на «мине» просроченной продукции?
Как обычно, после трудового дня спешу в магазин купить что-нибудь к ужину. Рядом у холодильника с молочной продукцией стоит пожилой мужчина.
– Детка, проверь, пожалуйста, срок годности, а то я очки дома забыл, — обращается ко мне пенсионер, протягивая пачку творога.
Изучив надпись «Годен до», советую ему поискать продукт посвежее, поскольку до конца срока «действия» этого творога оставались лишь сутки.
— Какой щепетильный, — возмущается продавщица, – во время войны крыс ели, а тут всего-навсего творог, и то еще непросроченный.
Она это сказала как бы шутя, словно речь идет не о здоровье человека, а о какой-то мелочи, не заслуживающей внимания. В ее словах, очевидно, и кроется отношение к покупателю.
Чего греха таить, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с тем, как любезная торговка, мило улыбаясь, пытается всучить нам товар не первой свежести. А стоит высказать возмущение – невинно хлопает ресницами, мол, недоглядела, ну с кем не бывает.
Плавали — знаем! Сама не раз подрывалась на «мине» просроченной продукции. Один раз в детском магазине заставила продавцов убрать с прилавков печенье со сроком годности, истекшим три месяца назад. Хозяин магазина, конечно, сделал «круглые глаза», изображая удивление, и валил всю вину на поставщиков. Надо же что-то сказать в свое оправдание…
Возмущает и то, что в гастрономах стало привычным выставлять на продажу немаркированный товар. Пряники, вафли, зефир и другие кондитерские изделия лежат на прилавках в целлофановых пакетах. В лучшем случае на них указана цена. Но ни даты, ни места изготовления не указано.
С молочными продуктами вообще беда! Помнится, практически все прошлое лето натыкалась на прокисшее молоко, несмотря на то, что по срокам, указанным на упаковке, оно было свежее. То ли хранили неправильно, то ли перевирали с датами. Есть еще у нас такое неписаное правило – продавать просроченный кефир или ряженку. Как сказала мне работник магазина, мол, женщины берут их на тесто для блинов и пышек. И впрямь, продуктовый секонд-хенд какой-то! Хотела бы я посмотреть на тех, кто осознанно покупает просроченный товар по цене нового.
В супермаркетах сегодня есть все что душа пожелает, а покупать страшно. Мясо, морепродукты… Вроде упаковано красиво, дата производства свежая, но больно вид у скумбрии странный, а куриная грудка словно выбелена в «белизне», куриная печенка — с зеленым отливом.
Стараюсь не брать в супермаркетах ничего, что вызывает малейшее сомнение. Но не всегда сдерживаюсь. Однажды купила там готовое слоеное тесто. Дома, внимательно разглядывая, увидела, что на упаковке дата изготовления заклеена липкой лентой, а сверху прикреплен ярлык с новой датой. Оторвала его, а тесту, оказывается, «продлили» жизнь на целых 2 месяца! Магазин вернул мне деньги.
К сожалению, права свои защищают не все покупатели. Чаще всего возмущаются дома. Бывает, гневно потребуют от продавца книгу замечаний и предложений. Но этого недостаточно, чтобы плохой товар сняли с реализации, а ведь желательно, чтобы подобное нарушение не повторилось. Ведь одно дело – несвежий хлеб, который пролежал несколько лишних часов, и совсем другое – консервы, молочные продукты или детское питание, которые могут причинить серьезный вред здоровью человека.
Как покупатель должен защищать свои права в случае, если наткнулся на просроченный продукт? С этим вопросом я обратилась в Управление Роспотребнадзора по РД. Там посоветовали для начала обратиться к продавцу и сообщить ему о выявленных недостатках.
— Если на ваше устное замечание продавец не реагирует, обращайтесь с заявлением в Роспотребнадзор (тел. «горячей линии» 69-03-05), в прокуратуру или другие органы, – проинформировала пресс-секретарь управления Лейла Тагирова. — Можно обратиться в суд с исковым заявлением.
По ее словам, благодаря внесенным изменениям в ст. 13 ФЗ №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с 23 января 2015 года специалисты Роспотребнадзора имеют право являться с проверкой в рестораны, магазины и предприятия пищевой промышленности без предупреждения. Прежде такого права у них не было, ведомство было обязано предупреждать о своих мероприятиях не менее чем за 24 часа. Понятно, что за это время нарушители успевали замести следы, убрать просроченный товар с полок, вследствие чего проверки не давали результатов. Но даже при таком раскладе статистика нарушений не была утешительной. Как сказала Лейла Тагирова, за прошлый год выявлено более 2 тысяч нарушений, по которым назначены штрафы на сумму более 4 миллионов рублей.
Конечно, компетентные ведомства обязаны следить за порядком на прилавках, но зачем ждать специальных комиссий? К примеру, в некоторых регионах страны общественные организации проводят рейды по магазинам. В качестве обычных покупателей они ходят по супермаркетам и проверяют, требуют, ругаются, оставляют записи в книге жалоб, одним словом, «воспитывают» администрации магазинов. Хорошая практика.
Почему бы ее не взять на заметку и нашим общественникам? По большому счету спасение покупателей – дело рук самих покупателей.