О проблеме территориального развития и функционирования органов местного самоуправления в России и ее регионах говорят давно и на разных уровнях. Такой интерес к этой структуре власти не случаен: именно на низовом уровне власти переплелись в узел главные проблемы развития страны. Речь идет об эффективности власти, ее способности осуществлять рациональное развитие экономики на местах.
Основная проблема проводимой реформы местного самоуправления заключается в устранении дисбаланса между ресурсами и полномочиями органов местного самоуправления, императивами развития территорий муниципальных образований и той экономической базы, которая существует в этих муниципалитетах. Согласно новому закону от 27 мая 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципалитеты теперь должны четко разграничить полномочия между субъектами и органами местного самоуправления.
Одним из основных направлений решения этих задач является формирование в муниципальных образованиях индустриальных парков – совокупности объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для осуществления нового промышленного производства или модернизации существующего, управляемых специализированной компанией (коммерческой организацией), созданной в соответствии с законодательством РФ, либо особая экономическая зона, созданная в соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
По данным Министерства промышленности и торговли РФ, индустриальные парки включают в себя не только производство промышленных товаров, но и продукцию аграрного, высокотехнологичного, строительного, туристического и других секторов экономики.
Одним из важных факторов успешной реализации планов по созданию индустриальных парков в нашей республике является возможность получения дополнительных инвестиций в виде кредитных ресурсов. В целях финансирования инвестпроектов, управляющих компаний и резидентов индустриальных парков в 2014 г. Сбербанком России разработан кредитный проект «Новая индустриализация»: долгосрочные кредиты на 12-14 лет под 11% годовых. Интерес Дагестана — в том, что участие в этой программе позволит нам каждый рубль, потраченный на инфраструктуру таких площадок, вернуть через Минпромторг РФ, а муниципальных образований – в развитии собственных территорий, увеличении налогооблагаемой базы и развитии экономики. Помимо возможности получать дешевые долгосрочные кредиты они освобождаются от уплаты налога на прибыль на пять лет, а на местном уровне предполагается освобождение от налогов на землю и на транспорт.
Однако по ряду наименований сельскохозяйственной продукции мы не удовлетворяем даже собственные потребности. Например, по сбору столовых сортов винограда, по молочной продукции, сыру, маслу, сахару. Поэтому необходимо, чтобы активно работали не только сельские производители, но и посредники, которые доводят готовую продукцию до покупателя. Для этого следует организовать сельхозкооперативы по заготовке и закупке продукции у производителей.
В дополнение к этому в сельских муниципальных образованиях нужно формировать земельный инвестиционный фонд и определить земельные участки под инвестиционные проекты сельхозкооперативов и других субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка агропромышленного комплекса Дагестана в целом и муниципальных образований в отдельности нуждается в коренной перестройке: во-первых, идет резкое сокращение государственной поддержки как в республике, так и в целом по стране, удельный вес этой поддержки в России составляет 5%, в то время как в Евросоюзе – 25%, в США – 37%, в Швейцарии – 95%; во-вторых, коррупция в сельском хозяйстве республики — одна из самых высоких; если бы все средства, выделяемые из Федерального центра, шли по назначению, то Дагестан смог бы прокормить чуть ли не всю Россию своей продукцией. К примеру, за два года в сельское хозяйство нашей республики вложено 6,5 миллиарда рублей, а отдача составила 400 миллионов рублей, т.е. окупилось только 16,2 части; в-третьих, гранты следует выделять не келейно и не в кабинетах чиновников, а на основе обсуждения и рекомендации в Управлении Администрации Главы и Правительства РД по экспертизе и контролю выполнения приоритетных проектов с привлечением независимых экспертов.
Для повышения эффективности «точек роста» в муниципальных образованиях необходимо адаптировать приоритетные проекты развития республики к планам муниципалитетов, дополняя одно другим. Здесь много вопросов, для решения которых требуется помощь от министерств и ведомств республики. Это и финансирование неотложных социальных услуг, плохое состояние дорог, проблемы молодежи в сельской местности.
Основными направлениями дальнейшего развития дорожной отрасли в республике являются сохранение той сети дорог, которая уже создана, и недопущение ее деградации путем проведения адресных мероприятий, связанных с ремонтом; во-вторых, обеспечение динамичного развития дорог и объездов населенных пунктов.
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ «ТОЧЕК РОСТА» В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НЕОБХОДИМО АДАПТИРОВАТЬ ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ К ПЛАНАМ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, ДОПОЛНЯЯ ОДНО ДРУГИМ
Широко развитая и хорошая дорожная сеть в сельских районах республики существенно замедлит процесс оттока населения с гор в города. Для этого еще необходимо создавать максимально удобные условия для жителей деревень горных и высокогорных районов: вода, газ, льготы, почта, медпункт, рабочие места; обязательно сохранять за аулами школы, если даже в них немного учеников.
Сейчас многие начинают строить парниковые хозяйства, и это весомый шанс для наших селян самореализоваться. К тому же сегодня личные подсобные хозяйства получают возможность иметь больше земли. Этим нужно воспользоваться селянам, а руководителям муниципальных образований необходимо их поддерживать.
Специфической «точкой роста» в условиях Дагестана является развитие внутреннего и въездного туризма в регионе. В качестве основных проблем, негативно влияющих на развитие этого вида услуг, следует выделить нескоординированность деятельности по развитию туризма на федеральном, региональном и местном уровнях; недостаточное информационное обеспечение туристских маршрутов и мест отдыха и объектов туристского интереса; отсутствие финансовой поддержки этнокультурного туризма со стороны как региональных администраций, так и местных властей. Существует также ряд других общероссийских проблем, не позволяющих туристской отрасли республики в полной мере реализовать свой социально-экономический потенциал.
Активнее следует распространять опыт «гостевых домов» Агульского, Ахтынского, Гунибского, Табасаранского и других районов, стилизованных под традиционные жилища с атрибутами национального жизненного уклада народов Дагестана, которые позволяют небольшим туристским группам ближе знакомиться с самобытной культурой, историей, обычаями народов Дагестана.
В качестве других ориентиров развития экономики сельских муниципалитетов следует ускоренными темпами развивать производство строительных материалов (по запасам их Дагестан занимает одно из первых мест в России); возродить машинно-тракторные станции на базе малой техники, получаемой под лизинг; очистить заброшенные сенокосы, луга, пашни от кустарников, деревьев, сорняков и пустить их в хозяйственный оборот (в республике заброшены 135 тыс. га пахотных земель, и большая их часть в сельских поселениях); беречь и разумно использовать водные ресурсы, привести в порядок родники, установить на них краны (по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире на сегодня осталось только 30% всех запасов питьевой (пресной) воды, остальные 70% человечество растранжирило); задействовать технологии заготовки лечебных трав, фруктово-ягодных соков, компотов, джемов и т.д.; создать холодильные и сушильные цеха для хранения и сушки яблок, груш, сливы, винограда и других плодов садоводства республики; придать новый импульс развитию художественных промыслов народов Дагестана; постоянно наращивать энергетический потенциал путем строительства станций на солнечной, ветряной энергии и малых ГЭС и др.
Для эффективной реализации этих и других перспективных направлений развития сельских поселений более критически и острее следует оценивать результаты деятельности руководителей муниципальных образований по изысканию новых инновационных методов расширения экономического потенциала и резервов развития соответствующих территорий.
Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27443742/