Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение «красивым и некрасивым» лепестком, бугорком, лесом проникают в душу художника Натальи Савельевой, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не просто лиричны, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину, и их надо увидеть и потом прочитать – ощутить.
Природа, животные, женщины – это святое, с придыханием и наслаждением пишет Наталья Савельева свои живописные эссе. Ее выставка «Прикосновения», открывшаяся в Первой галерее современного искусства под занавес Года культуры, позволяет нам прикоснуться к ее художественному миру. Разные картины, разные истории и ландшафты, разные люди и отношения, но все едино и неделимо, чувственно и трепетно, тонко и сочно, воздушно и монументально. Что их объединяет? Движение и ритм, колыхание и волнение, происходящие внутри автора и передающиеся через чувства, настроения, сиюминутность наблюдаемого момента, превращаемого художником в вечность.
Хотя представленные на выставке живописные картины условно и делятся — пейзажи, портреты, сюжеты — на самом деле они объединены в своем первоначальном замысле и философском воззрении на жизнь самого автора. Наталья, рассказывая о своих поездках на природу или знакомясь с творчеством своих коллег, часто говорит: «Я балдею!».
Это состояние передается ее картинам, свой восторг и радость она «выкладывает на холст» и передает зрителям. Ее отличительная черта — какая-то особая любовь ко всему. Любовь переполняет ее и не позволяет торжествовать творческому «эго», а, напротив, наполняет этим состоянием художника и ее картины, через живопись продлевая очарование момента. Все картины Натальи – это выбранные, сочиненные или случайные события, это моменты здесь и сейчас — как прикосновения.
Отдельно следует коснуться ее женских портретов. «Женщины прекрасны, даже когда сволочи, – в них мир и суть», — говорит художник. Да, в них присутствует конкретное лицо, персонаж – как физика, все остальное – метафора в античном стиле. «Изобилие», «Реверанс», «Утренний ветер», «Послевкусие», «Усишинка», «Тихая вода» – в этих картинах законы красоты, дух античности и традиции Возрождения весьма круто переплетаются с важным, современным и даже злободневным вопросом о месте и роли женщины. Тема лидерства и превосходства, явного и сокрытого назначения ее в мире как манифест выливается у автора в желание показать, где он, центр Вселенной, ее сила и разум. Картины-портреты наполнены сложным живописным и философским содержанием, потому как у автора есть четкая задача — договорить, сказать все, что «понимаю и что хочу видеть», ведь работы художника – это он сам.
Излюбленные герои художника Н.Савельевой – красивые женщины, коровы и быки, грациозные кошки. При всей своей разности они очень близки автору, созвучны ему по духу и сути – как символы, как мировоззрение. Они живут во всех картинах, и не важно, исполняют они главную роль или эпизод.
Работы 2010–2012 годов напоминают веселые, скорее беззаботные картины мира. В них много игры, легкости, иронии и мягкого сарказма. В этом периоде художник будто находится на вершине айсберга – ему хорошо, весело, легко. «На новые луга», «Идущие», «Золото», «Серебро», «Сиеста», «…Там я был, а здесь я не был», «Кошка» – они как будто о радужности бытия, о том, что жизнь — прекрасная штука, без хлопот и тревог. Перелом случился в «Июне» (2013г.). И пошел у автора другой подтекст – глубокий, очень умелый, насыщенный и вибрирующий, будто озарение, будто осмысление.
Я думаю, что сегодня Наталья Савельева на дагестанской художественной сцене – это огромный спящий вулкан, громадный айсберг, хранящий бездну тайн и возможностей, непредсказуемых поворотов и творческих идей.
Безусловно, она много работала, преподавала, но к живописи — как философии без времени и пространства — серьезно подошла четыре года назад. И в этом времени, сравнительно мизерном для живописи и художника, мы наблюдаем значительный прорыв, движение на большие расстояния, множество смен образности и идей, совершенствование живописного мастерства, переход на большие форматы. Все эти перемены происходят параллельно и очень органично. Художник плавно идет от эмоциональных и ярких картин к монументальным эпическим полотнам, но неизменной мыслью остается – от ранних осенних пейзажей к последнему «Млечному пути» – возвышенная и стойкая мечта об идеале, покое и свете.
В картинах Н.Савельевой нет натурализма, но есть натура, нет реалистичности, но есть реальность – персональная и жизненная, есть поле размышлений, выводов, наблюдений, переживаний и, конечно, тонких и нежных прикосновений к теме вечности, красоты и мироздания. Тонкое балансирование между классическими приемами и формами и серьезными, современными высказываниями дало сегодня новый стиль – современный, новый реализм.
«Прикосновения» — это первый персональный проект автора, несмотря на то, что она имеет в своей творческой биографии более 40 выставок всероссийского, регионального и республиканского уровней. В основном это представительные форумы искусства, крупные проекты и фестивали.
На персональной выставке в Первой галерее Наталья Савельева представила более 50 живописных работ и небольшую серию графических портретов. Все они созданы за последние 4 года, большая их часть — крупные полотна, масштабные по замыслу композиции и темы – написаны в 2014 году.
Спасибо большому художнику Наталье Савельевой за прикосновения к смыслам, за открытия и новые горизонты. Природа и человек в творчестве художника находятся в единстве, они созвучны времени именно здесь и именно сейчас.