Каждую зиму маршруточники Махачкалы стабильно бастуют с требованием повысить цену за проезд в их микроавтобусах, и так или иначе вопрос решается в их пользу. Когда он не решается, в городе начинается коллапс, отсюда и ощущение дежавю, не покидающее горожан всю эту неделю, ведь все повторяется из года в год.
«ДП» на протяжении этих лет не один десяток раз выступала по поводу организации движения общественного транспорта в столице республики, но каких-либо сдвигов в решении данной проблемы по сию пору не видно. У города как не было средств и возможностей для полноценного обеспечения населения общественным транспортом, так и нет. Маршруточники по-прежнему работают в полулегальном положении и по-прежнему в случае чего пытаются поставить город «на колени».
Почему сложилась такая ситуация? Да потому, что город долгие годы не закладывал ни рубля на закупку общественного транспорта, а имевшийся благополучно исчерпал свой ресурс. То ли маршрутное лобби так сильно, то ли финансовые потоки, идущие мимо казны города и республики, уходили в нужные карманы, но вопрос не решался долгие годы. Впрочем, активных действий по его решению мы не увидели, разве что были обещания, заверения, клятвы о том, что республика купит 200 автобусов (это было еще в 2013 год), говорилось, что деньги будут предусмотрены в бюджете на 2014 год. Нынешний год на исходе, а автобусов все нет. Где они, куда пропали, что с ними стряслось? Пожалуй, на эти вопросы нам уже никто не сможет ответить: люди, озвучившие это обещание и по долгу службы курировавшие вопросы транспортного обеспечения столицы, уже покинули свои посты.
Самое мистическое даже не то, что вышеназванные господа исчезли со своими обещаниями, а то, что МУПы «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1» – все еще главные партнеры города в оказании услуг пассажирских перевозок. Сколько скандалов, сколько историй с этими предприятиями, а главное — налицо неэффективность их работы. А толку-то?
Есть у нас вопросы по организации транспортного обеспечения не только к администрации города, но и к прокуратуре республики, и к вновь созданному Агентству по транспорту и дорожному хозяйству РД. Во-первых, хотелось бы понять, почему администрация города продолжает заключать договора с этими МУПами? Почему в договорах не прописаны правила и технические нормы допуска машин на линию, а также ответственность за срыв работы маршрутных линий? Если все это оговорено, почему складывается сегодняшняя ситуация? Интересно также, прослеживает ли прокуратура данную ситуацию и многое другое, связанное с пассажирскими перевозками? И самый главный вопрос, интересующий не только махачкалинцев, — есть ли реальные, не бумажные планы развития общественного транспорта в городах и районах с четкими ориентирами, датами и источниками финансирования и ответственными лицами за их исполнение?
Эти и многие другие вопросы, интересующие наших читателей, мы бы хотели задать представителям администрации города, прокуратуры РД, Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД. В этих целях в ближайшую неделю мы соберем для обстоятельного разговора круглый стол с участием представителей вышеназванных учреждений. И это заявление – наше официальное приглашение их на встречу в редакцию.
ЕСТЬ У НАС ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО К АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА, НО И К ПРОКУРАТУРЕ, И К АГЕНТСТВУ ПО ТРАНСПОРТУ И ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Пока же мы предлагаем читателю ознакомиться с комментариями различных сторон, причастных к хаосу, происходящему сегодня на улицах столицы. Слухи о готовящейся забастовке маршруточников подтвердились, но частично. По разным данным, с утра 3 декабря на рейс не вышли большинство водителей маршрутов №№ 30, 12 и 14. Как утверждают другие их коллеги, если администрация города не примет решение до субботы, то забастуют все. «Так больше не может продолжаться»,- уверяют они.
Мы решили выяснить, что движет водителями и как на это реагируют администрация и горожане.
— Водителям маршрутных такси поднимать цены за проезд никто не разрешал. Забастовка связана именно с этим. По приезде курирующего заместителя главы города и начальника управления по транспорту будет проведен круглый стол, куда будут приглашены водители и представители МУПов, — сказали «ДП» в столичной администрации.
Мурад Абдуллаев, сотрудник ДГУ, уверен, что весь этот маскарад с забастовкой – не что иное, как шантаж, провокация, так как водители маршруток уверены, что такие финты уже не раз «прокатывали» в прошлом, значит и в этот раз пронесет.
— Повышение цен на маршрутное такси вряд ли стало приятным сюрпризом для махачкалинцев. Однако маршруточники, видимо, хорошо подготовились. Обосновать они могут все, что касается их выгоды: и на курс доллара ссылаются, и на повышение цен на бензин, газ, и на отсутствие рентабельности маршрутных сетей. Жаловаться-то они могут, а вот о качестве обслуживания почему-то даже не задумываются. Разве это нормально – платить 17 рублей за проезд в автотранспорте, который не отвечает никаким санитарным и техническим требованиям? Посмотрите на то, как бывает грязно в маршрутках, посмотрите на кресла, некоторые вообще превращают салон в гараж для хранения старых инструментов, колес и еще невесть чего. А почему они не задумываются о культуре своего поведения и общения? Конечно, это будет сказано не в адрес всех без исключения водителей, но, согласитесь, две трети из них – это абсолютно неадекватные, злые и агрессивные лица, если сделаешь замечание которым, то спасайся бегством. А как они хамят женщинам и требуют выйти из маршрутки даже за объективно сделанное замечание?! Почему же они думают только о своих карманах, но не хотят перестраивать свое мышление и отвечать настоящим требованиям пассажирских перевозок? Кстати, официального постановления о повышении цен не было, а потому «маршруточную братию» необходимо привлечь к административной ответственности за самоуправство, чтобы в следующий раз неповадно было,- сказал М.Абдуллаев.
Водители же в свою очередь убеждены в своей правоте:
— Вот смотри, теперь мы зарабатываем за 4-5 рейсов 1500-1800 рублей в день. На топливо, газ за четыре рейса уходит 800 рублей. Наши ребята уже год себе выходной не могут позволить. Все думают, что мы здесь шикуем. Мы вообще беднее всех. Ну, максимум, что мне остается, это 10000 рублей в месяц, и то если машина не сломается. Мы все сегодня должны были бастовать, но все понимают, что на улицах будут стоять чьи-то сестры, матери, наши братья. Поэтому все это перенесли до субботы или воскресенья,- говорит Рамис, водитель 16-го маршрута.
Пассажир, который минут 40 на холоде ждал маршрутку, Тимур:
— Не пойму, почему все ополчились против маршруточников? Никто себе в убыток работать, наверное, не будет. Это очень тяжелая и стрессовая работа – с нашими пробками, дорогами и гаишниками. Сегодня доллар подорожал на 30%, продукты дорожают, а мы на маршруточников грешим. Одна прогулка пешком в неделю компенсирует подорожание четырех поездок на маршрутке, да и для здоровья ходьба полезна.
Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27442609/