3 декабря Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) обнародовало свой II Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации. По данным этого рейтинга, заметно снизили свои показатели Дагестан и Ингушетия. Единственный позитив с Кавказа — это Чечня, которая, по словам составителей рейтинга, «резко выделяется в позитивном смысле на фоне остальных регионов Северного Кавказа».
Как указывают руководители АПЭК, данный рейтинг – это «уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных». Исследователи изучают деятельность руководства субъектов РФ по трём блокам (политико-управленческий, социальный и финансово-экономический), показатели которых сводят в общую таблицу, показывающую обобщённый результат и место в общем рейтинге.
На фоне страны
Наиболее эффективными субъектами РФ оказались Белгородская область, Татарстан и Кемеровская область. Москва и Московская область замыкают пятерку лидеров. На шестой позиции – Чеченская республика.Дагестан по эффективности управления субъектом, находится на 71-72 месте (делит место с Северной Осетией-Аланией). (Итоговая таблица по всем субъектам России находится в конце публикации.)
В политико-управленческом блоке, как показывает рейтинг, нет равных Чеченской республике. Составляющие этого блока – «Общественная поддержка», «Эффективность консолидации элиты», «Эффективность отношений с центром» и «Эффективность бюрократии», – показывают по Чечне высокие результаты. Везде, кроме позиции «Эффективность бюрократии» у нашего соседа первые места. Эффективность чеченской бюрократии составители рейтинга поставили на 12 строчку рейтинга.
В этом же блоке второе и третье место (по совокупности составляющих) у Кемеровской и Белгородской областей. Татарстан – четвёртый. Кемеровская область в плане общественной поддержки руководства области и эффективности её в деле консолидации элит находится на второй позиции. И не смотря на то, что эффективность отношений с центром у области не самая высокая (11 позиция), быть в лидерах ей позволяет эффективность бюрократии. Кемеровские бюрократы первые в стране по своей эффективности.
Дагестан в политико-управленческом блоке рейтинга занимает 31 место. Общественная поддержка руководства республики, по мнению специалистов АПЭК, на 60 месте, эффективность консолидации элиты на 20-21 позициях, эффективность отношений с федеральным центром на 14 месте, а дагестанская бюрократия на 50 строчке рейтинга. (По рейтингу видно, что в политико-управленческом блоке сильны и, следовательно, занимают более высокую позицию в рейтинге те, у кого эффективные отношения с центром или же те, у кого эффективная бюрократия.)
Лучшим субъектом РФ, где развит социальный блок, является Белгородская область. Если рассматривать составляющие социального блока по отдельности, то оказывается, что лучшее здравоохранение в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирской области (занимают первую тройку). Белгородская область здесь только седьмая. Лучшее образование – в Новосибирской области, Москве и Красноярском крае. Межэтнические и межконфессиональные отношения лучше всего соблюдаются в Белгородской, Тюменской и Кемеровской областях. Москва по этому показателю на 62-64 месте. Лучшее ЖКХ и транспорт – в Московской области, Татарстане и Москве.
Дагестан в социальном плане на 84 строчке рейтинга (предпоследней). Эксперты АПЭК считают, что наше здравоохранение на 23 месте по стране, образование на 50-51 месте, ситуация межконфессиональная и межнациональная на 85 (последнем) месте, а ЖКХ и транспорт – на 82 позиции рейтинга.
В финансово-экономическом плане лучшие субъекты РФ – это Ямало-Ненецкий АО, Москва и Калужская область. (Татарстан на 4 месте, Чечня – 31-32 месте, Дагестан на 68-м.) Лучшее экономическое управление у Калужской области, Татарстана и Белгородской области. (Чечня на 29 месте, а Дагестан на 38-40 позиции.) Инвестиционный климат лучше всех у Ямало-Ненецкого АО, Москвы и Калужской области (делят 2 и 3 места) и Татарстана. По инвестиционной привлекательности Чечня на 36-39 месте, а Дагестан на 55-62 позиции. Лучше всего обращаются с бюджетом в Москве, Ямало-Ненецком АО и Ханты-Мансийском АО. Бюджетная политика Чечни занимает 38-39 строчку рейтинга, а Дагестана – 75 место.
Дагестанская реальность
В прошлом году Дагестан занимал в рейтинге АПЭК «Эффективность управления в субъектах РФ» другие, чуть более высокие позиции. Так, в итоговой таблице рейтинга он находился на 51 месте (сейчас на 71-72 позиции). В политико-экономическом блоке в 2013 году Дагестан занимал 20-22 места. В этом – 31. В социальном блоке Дагестан находился на 45-51 месте, а сейчас на 84 позиции. Ситуация улучшилась лишь в финансово-экономическом блоке, где Дагестан занимал 81-82 место, а теперь поднялся на 68 место.
Сравнение показателей прошлого и этого года демонстрирует, что властям Дагестана удалось немного подтянуть такие показатели, как эффективность бюрократии, улучшить экономическое управление, инвестиционную привлекательность и бюджетную политику. Стабилизировались отношения с федеральным центром и местными элитами (см. таблицу). В то же время, явный провал в социальном блоке и, отчасти, в политико-управленческом сегменте. Общественная поддержка рухнула с третьей позиции на 60-ю, потеряли свои позиции ЖКХ и транспорт, а также медицина и межконфессиональные и межнациональные отношения.
|
Место в рейтинге показателей в 2013 г. |
Место в рейтинге показателей в 2014 |
|
Эффективность бюрократии |
68-73 |
50 |
Точки роста |
Образование |
65-72 |
50-51 |
|
Эффективность экономического управления |
74-77 |
38-40 |
|
Инвестиционная привлекательность |
66-70 |
55-62 |
|
Бюджетная политика |
79 |
75 |
|
Эффективность консолидации элиты |
27-36 |
20-21 |
Точки стабилизации |
Эффективность отношений с федеральным центром |
13-15 |
14 |
|
Общественная поддержка |
3 |
60 |
Точки падения |
Здравоохранение |
2-3 |
23 |
|
Ситуация межконфессиональная и межнациональная |
58-69 |
85 |
|
ЖКХ и транспорт |
62-71 |
82 |
Итоговая таблица рейтинга АПЭК
Субъект РФ |
ОБЩИЙ ИТОГ |
ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК |
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКИЙ БЛОК |
Эффективность бюрократии (математический анализ) |
||||
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
|
Белгородская область |
0,730 |
1 |
0,771 |
3 |
0,748 |
1 |
0,671 |
7 |
1,00 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
0,726 |
2 |
0,770 |
4 |
0,713 |
6 |
0,696 |
4 |
1,00 |
Кемеровская область |
0,711 |
3 |
0,786 |
2 |
0,699 |
9-10 |
0,646 |
13 |
0,99 |
г. Москва |
0,708 |
4 |
0,691 |
9 |
0,723 |
3 |
0,709 |
2 |
1,00 |
Московская область |
0,698 |
5 |
0,705 |
6 |
0,724 |
2 |
0,665 |
8 |
0,96 |
Чеченская Республика |
0,697 |
6 |
0,833 |
1 |
0,683 |
15-16 |
0,575 |
31-32 |
0,99 |
Тюменская область |
0,694 |
7 |
0,699 |
7 |
0,704 |
8 |
0,677 |
6 |
0,96 |
Калужская область |
0,689 |
8 |
0,676 |
12-13 |
0,691 |
11-12 |
0,701 |
3 |
0,95 |
Ямало-Ненецкий АО |
0,681 |
9 |
0,658 |
16 |
0,652 |
28-30 |
0,734 |
1 |
0,96 |
Краснодарский край |
0,673 |
10 |
0,697 |
8 |
0,678 |
18 |
0,643 |
14 |
0,93 |
Самарская область |
0,667 |
11 |
0,723 |
5 |
0,679 |
17 |
0,6 |
20 |
0,91 |
Владимирская область |
0,663 |
12 |
0,690 |
10-11 |
0,652 |
28-30 |
0,647 |
12 |
0,93 |
Республика Коми |
0,660 |
13 |
0,676 |
12-13 |
0,699 |
9-10 |
0,604 |
19 |
0,92 |
Воронежская область |
0,658 |
14 |
0,671 |
14 |
0,652 |
28-30 |
0,651 |
11 |
0,90 |
Ростовская область |
0,656 |
15 |
0,650 |
21 |
0,657 |
26 |
0,66 |
9 |
0,90 |
г. Санкт-Петербург |
0,655 |
16 |
0,651 |
20 |
0,717 |
4-5 |
0,598 |
21-22 |
0,91 |
Нижегородская область |
0,653 |
17-18 |
0,690 |
10-11 |
0,685 |
13-14 |
0,584 |
28 |
0,90 |
Новосибирская область |
0,653 |
17-18 |
0,653 |
18 |
0,717 |
4-5 |
0,588 |
25-27 |
0,90 |
Псковская область |
0,647 |
19 |
0,657 |
17 |
0,665 |
21 |
0,618 |
16 |
0,92 |
Ханты-Мансийский АО |
0,641 |
20 |
0,555 |
60 |
0,683 |
15-16 |
0,686 |
5 |
0,88 |
Иркутская область |
0,629 |
21 |
0,576 |
50 |
0,658 |
25 |
0,653 |
10 |
0,89 |
Республика Башкортостан |
0,624 |
22-23 |
0,652 |
19 |
0,622 |
47 |
0,597 |
23 |
0,85 |
Челябинская область |
0,624 |
22-23 |
0,632 |
25-26 |
0,659 |
24 |
0,581 |
29 |
0,85 |
Алтайский край |
0,619 |
24-25 |
0,592 |
43 |
0,676 |
19 |
0,588 |
25-27 |
0,87 |
Красноярский край |
0,619 |
24-25 |
0,615 |
33-34 |
0,685 |
13-14 |
0,557 |
43 |
— |
Приморский край |
0,613 |
26 |
0,625 |
29 |
0,606 |
55-56 |
0,608 |
18 |
0,84 |
Волгоградская область |
0,611 |
27-28 |
0,632 |
25-26 |
0,632 |
38 |
0,568 |
34 |
0,84 |
Чукотский АО |
0,611 |
27-28 |
0,637 |
24 |
0,662 |
23 |
0,533 |
50 |
1,00 |
Амурская область |
0,608 |
29 |
0,639 |
23 |
0,655 |
27 |
0,53 |
51-52 |
0,85 |
Саратовская область |
0,605 |
30 |
0,591 |
44 |
0,635 |
36 |
0,588 |
25-27 |
0,84 |
Ненецкий АО |
0,602 |
31-32 |
0,522 |
71 |
0,649 |
31-32 |
0,633 |
15 |
0,84 |
Республика Хакасия |
0,602 |
31-32 |
0,604 |
37 |
0,643 |
35 |
0,56 |
41 |
0,98 |
Липецкая область |
0,601 |
33-34 |
0,593 |
42 |
0,617 |
48-49 |
0,592 |
24 |
0,84 |
Республика Саха (Якутия) |
0,601 |
33-34 |
0,561 |
55-57 |
0,633 |
37 |
0,609 |
17 |
0,85 |
Республика Тыва |
0,600 |
35 |
0,629 |
27 |
0,612 |
54 |
0,559 |
42 |
0,90 |
Удмуртская Республика |
0,599 |
36 |
0,643 |
22 |
0,63 |
39-40 |
0,523 |
55-56 |
0,84 |
Тульская область |
0,597 |
37 |
0,601 |
38-39 |
0,616 |
50-51 |
0,575 |
31-32 |
0,82 |
Камчатский край |
0,595 |
38 |
0,589 |
45-46 |
0,625 |
45-46 |
0,572 |
33 |
0,90 |
Томская область |
0,588 |
39 |
0,566 |
54 |
0,672 |
20 |
0,525 |
53 |
0,82 |
Забайкальский край |
0,586 |
40-41 |
0,615 |
33-34 |
0,6 |
59 |
0,542 |
48 |
0,82 |
Республика Крым |
0,586 |
40-41 |
0,667 |
15 |
0,525 |
81 |
0,567 |
35-37 |
— |
Мурманская область |
0,584 |
42-43 |
0,601 |
38-39 |
0,587 |
67 |
0,564 |
38 |
0,81 |
Чувашская Республика — Чувашия |
0,584 |
42-43 |
0,534 |
69 |
0,707 |
7 |
0,511 |
64 |
0,82 |
Магаданская область |
0,582 |
44 |
0,589 |
45-46 |
0,606 |
55-56 |
0,552 |
45 |
0,92 |
Пензенская область |
0,581 |
45 |
0,613 |
35 |
0,615 |
52-53 |
0,514 |
60 |
0,80 |
Калининградская область |
0,580 |
46 |
0,559 |
58 |
0,584 |
69-70 |
0,598 |
21-22 |
0,80 |
Орловская область |
0,579 |
47 |
0,585 |
47 |
0,605 |
57 |
0,548 |
46 |
0,81 |
Республика Мордовия |
0,577 |
48 |
0,577 |
48-49 |
0,691 |
11-12 |
0,464 |
78 |
0,82 |
Ивановская область |
0,576 |
49-50 |
0,577 |
48-49 |
0,627 |
44 |
0,524 |
54 |
0,81 |
Ульяновская область |
0,576 |
49-50 |
0,600 |
40 |
0,645 |
34 |
0,483 |
71 |
0,80 |
Астраханская область |
0,575 |
51-52 |
0,627 |
28 |
0,596 |
60-62 |
0,502 |
67 |
0,80 |
Тамбовская область |
0,575 |
51-52 |
0,558 |
59 |
0,615 |
52-53 |
0,553 |
44 |
0,79 |
Свердловская область |
0,574 |
53 |
0,550 |
62 |
0,593 |
64 |
0,578 |
30 |
0,80 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,572 |
54 |
0,616 |
32 |
0,581 |
71 |
0,519 |
58 |
0,81 |
Омская область |
0,570 |
55-56 |
0,518 |
72 |
0,663 |
22 |
0,53 |
51-52 |
0,80 |
Хабаровский край |
0,570 |
55-56 |
0,541 |
67-68 |
0,63 |
39-40 |
0,539 |
49 |
0,79 |
Республика Марий Эл |
0,569 |
57 |
0,622 |
30 |
0,596 |
60-62 |
0,489 |
70 |
0,80 |
Ленинградская область |
0,565 |
58-60 |
0,541 |
67-68 |
0,591 |
65-66 |
0,563 |
39 |
0,77 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
0,565 |
58-60 |
0,543 |
65-66 |
0,584 |
69-70 |
0,567 |
35-37 |
0,80 |
Сахалинская область |
0,565 |
58-60 |
0,488 |
79 |
0,648 |
33 |
0,561 |
40 |
0,79 |
Республика Калмыкия |
0,564 |
61 |
0,568 |
53 |
0,616 |
50-51 |
0,509 |
65 |
0,87 |
Новгородская область |
0,563 |
62 |
0,543 |
65-66 |
0,629 |
41-42 |
0,516 |
59 |
0,78 |
г. Севастополь |
0,561 |
63 |
0,561 |
55-57 |
0,603 |
58 |
0,52 |
57 |
— |
Оренбургская область |
0,560 |
64-65 |
0,561 |
55-57 |
0,596 |
60-62 |
0,523 |
55-56 |
0,77 |
Ставропольский край |
0,560 |
64-65 |
0,595 |
41 |
0,54 |
79 |
0,546 |
47 |
0,77 |
Республика Алтай |
0,549 |
66 |
0,512 |
73 |
0,625 |
45-46 |
0,512 |
63 |
0,80 |
Пермский край |
0,546 |
67 |
0,443 |
83 |
0,628 |
43 |
0,567 |
35-37 |
0,76 |
Республика Ингушетия |
0,543 |
68 |
0,612 |
36 |
0,527 |
80 |
0,491 |
69 |
0,77 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,542 |
69 |
0,573 |
51 |
0,594 |
63 |
0,458 |
79 |
0,78 |
Брянская область |
0,541 |
70 |
0,570 |
52 |
0,586 |
68 |
0,467 |
74-75 |
— |
Республика Дагестан |
0,540 |
71-72 |
0,619 |
31 |
0,5 |
84 |
0,501 |
68 |
0,74 |
Республика Северная Осетия — Алания |
0,540 |
71-72 |
0,491 |
77 |
0,649 |
31-32 |
0,482 |
72 |
0,87 |
Кировская область |
0,538 |
73 |
0,549 |
63 |
0,553 |
77 |
0,513 |
61-62 |
0,75 |
Рязанская область |
0,537 |
74 |
0,531 |
70 |
0,629 |
41-42 |
0,451 |
80 |
0,75 |
Костромская область |
0,530 |
75-76 |
0,544 |
64 |
0,569 |
75 |
0,476 |
73 |
0,76 |
Смоленская область |
0,530 |
75-76 |
0,507 |
74 |
0,617 |
48-49 |
0,466 |
76-77 |
0,74 |
Курская область |
0,529 |
77 |
0,498 |
76 |
0,577 |
72 |
0,513 |
61-62 |
0,73 |
Курганская область |
0,527 |
78 |
0,551 |
61 |
0,523 |
82 |
0,507 |
66 |
0,77 |
Вологодская область |
0,513 |
79 |
0,501 |
75 |
0,573 |
73 |
0,466 |
76-77 |
0,72 |
Республика Карелия |
0,501 |
80 |
0,444 |
82 |
0,591 |
65-66 |
0,467 |
74-75 |
0,78 |
Республика Бурятия |
0,495 |
81 |
0,490 |
78 |
0,552 |
78 |
0,443 |
81 |
0,76 |
Архангельская область |
0,482 |
82 |
0,447 |
81 |
0,561 |
76 |
0,437 |
82 |
0,68 |
Еврейская АО |
0,467 |
83 |
0,468 |
80 |
0,512 |
83 |
0,421 |
84 |
0,69 |
Ярославская область |
0,460 |
84 |
0,408 |
85 |
0,571 |
74 |
0,401 |
85 |
0,64 |
Тверская область |
0,439 |
85 |
0,410 |
84 |
0,485 |
85 |
0,423 |
83 |
0,61 |
Методика Второго рейтинга эффективности управления
Рейтинг делится на три блока, по каждому из которых производится своя оценка: политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. Каждый из этих блоков делится на несколько направлений, каждое из которых также оценивается отдельно. Итоговый (интегральный) рейтинг представляет собой обобщение рейтингов по политико-управленческому, социальному и финансово-экономическому блокам (среднее трех соответствующих показателей).
В рейтинге оценивается деятельность региональной исполнительной власти и ныне действующих высших должностных лиц субъектов РФ. В этой связи используются только те данные, которые имеют отношение к действующему руководителю региона, и по этой причине рейтинг показывает эффективность его работы, а также работы возглавляемого им органа исполнительной власти субъекта РФ.
По каждому из трех блоков, составляющих итоговую оценку, рассчитывается собственный рейтинг. Он получается путём усреднения оценок регионов по нескольким направлениям блока. Итоговые оценки по каждому направлению, как правило, представляют собой среднее арифметическое: а) усредненной совокупности нормированных статистических и рейтинговых показателей и б) средней экспертной оценки. В случае проведения математического анализа эффективности расходования бюджетных средств по определенному направлению, итоговая оценка по этому направлению представляет собой среднее арифметическое трех оценок — средней оценки по статистическим и рейтинговым показателям, средней экспертной оценки и показателя эффективности расходования бюджетных средств.
В сравнении с рейтингом предыдущего года мы увеличили набор показателей, что позволяет сделать оценку эффективности более точной. В частности, учитывается динамика ряда показателей (в тех случаях, когда это доступно), которая включается в итоговые оценки по соответствующим блокам и направлениям.