ГИДРОЭНЕРГЕТИКА – БАЗИС РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАГЕСТАНА И В ЦЕЛОМ РЕГИОНА

С 22 по 23 октября 2014 года в г. Пятигорск проходил Международный экономический форум «Северный Кавказ: развитие конкурентоспособной экономики региона». Форум проводился Ассоциацией торгово-промышленных палат Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО при поддержке Торгово-промышленной палаты России. Главная задача мероприятия заключалась в том, чтобы наметить пути развития бизнеса в новых экономических условиях и помочь экономике региона выйти на новый уровень развития.

 

Особый интерес у участников форума вызвали доклад заместителя генерального директора Гильдии строителей СКФО, президента Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиева на тему: «Гидроэнергетика — базис развития кризисных горных территорий Дагестана» на дискуссионной площадке: «Ресурсы для развития Северного Кавказа – межрегиональные связи, кооперация регионов, территориальные проекты».

В своем выступлении Гаджи Гаджиев отметил:"Гидроэнергетика на территории Дагестана и ее потенциал, гидроэнергоресурсы – базис секторов реальной экономики региона, особенно горных территорий, где проживает более 800 тыс. чел.(34% от общей численности населения в 29 МО), с площадью более 42% от общей территории, с доходностью 2,7 тыс. руб. в месяц, что на 63% ниже прожиточного минимума по РД и в 7 раз ниже среднероссийского дохода на душу населения. Дотационность горных территорий доходит до 94%, а по отдельным районам до 100%, с безработицей до 60% оставшейся экономически активной части населения.

    На территории Дагестана до 1,8 тыс. МВт  генерирующих мощностей «РусГидро», в активах которого нет ни одной акции Правительства Республики Дагестан. Технический потенциал по гидроресурсам более 12 тыс. МВт. Основной гидроэнергоресурс на горных территориях.    При этом потребление эл. энергии на душу населения  в горах в среднем 400-800 кВт. час. в год, что в 2 раза ниже чем по равнинной зоне, в 4 раза меньше чем по регионам СКФО, и в 6-7 раз в среднем меньше чем по РФ. Потери в  энерготранспортной системе в среднем, за последние 3 года – 1,560 тыс. кВт. часов в год. Это производительность 3 гидростанций типа Миатлинской – 250 МВт ГЭС – из производимых 4-4,5 млрд. кВт. час.  Это беспрецедентно,                     в такой ситуации ни одна структура не может обеспечить ни качественные, ни количественные параметры энергии. Износ системы до 70%, потребность в финансах на программы модернизации и реконструкции – 11 млрд. руб., суммарная долговая обремененность сетевиков и сбытовиков 17 млрд. руб. Аналогичная ситуация и по всем другим секторам ТЭК на территории республики. Как можно управлять и развивать территории, если ТЭК – базис экономики,  управляется монополистом из-за пределов республики, с отсутствием у власти всяческих экономических рычагов влияния? Более того, на территории региона более 40 структур, представительств Федеральных Министерств и ведомств, каждое из которых не без ведома верхов «считает, что с него начинается Родина». На горных территориях республики сосредоточенно до 60% ~ 1,8 млн. га сенокосов и пастбищ РД,  из которых, из-за отдаленности и географического расположения от поселений, недоиспользуются_____________. Основные фруктовые сады находятся на предгорных и горных территориях, до 40% продукции которых не доходят                       до рынка, из-за коммуникаций логистики, невозможности хранения, соответственно потери товарного вида.

      Анахронизм проекта отгонного животноводства в рыночных условиях серьезно обременяет экономический фактор.                       Усреднено – сезонный, с двойным перегоном стада в ~1,5 млн. голов «навороченного»  5 млн. МРС, — это потери до 8 тыс. т. живого веса, и до 20 тыс. голов, с занятием под отгонное животноводство более 1,2 млн. га, с ежегодным наращиванием деградации равнинных пастбищ, территории, системно перегружая их инфраструктуру с наращиванием миграционных процессов населения с гор, как в регионы России, так и на равнинные территории республики с периодическими межэтническими конфликтами,  с наращиванием общественно-политического напряжения.

Это справочная характеристика, основанная на различных научно-практических исследованиях, докладах и публикациях в СМИ в т.ч. и из региональной программы, «Горный Дагестан».

      Тройственным Соглашением между Правительством  РД, Российским промышленно-инвестиционным Фондом (Создан Указом Президента РФ № 566)  и исполнительной структурой Корпорации «Ватан» от 22 апреля 2014 г. определено осуществление строительства децентрализованных гидростанций, локальных малых ГЭС с суммарной мощностью до 1 тыс. МВт, с объектами инфраструктуры это более 18-20  малых, средних и множество децентрализованных, локальных мини ГЭС для потребителей  горных территорий, с передачей излишков в энергосистему, что существенно повлияет на тарифную политику и на производство конкурентоспособной, удешевленной конечной продукцией, и в целом на социально-экономическое развитие депрессивных районов.

     Российским промышленно-инвестиционным фондом при поддержке Администрации Президента и Министерства финансов России, выстроен механизм, инструмент привлечения серьезных финансовых ресурсов в проекты энергетики Дагестана. Идут протокольные процедуры по оформлению первого транша в регион. Мы тем временем заняты маркетингом эффективных производств гидросилового оборудования, готовых к совместному производству малых технологий на промышленных предприятиях Дагестана".           

      Это справочно.

  Деньги, еще не все, надо создать условия эффективного их освоения, энергоэффективность  производств и экономической. Физической безопасности.        

 

Предлагается:

1.    Законодательно сформировать энергетический ОЭЗ Северного Кавказа, на территории горного Дагестана, определяющая инвестиционную привлекательность, мотивацию развития социальных проектов и возврата населения.

2.    Для более эффективного управления, передать на региональный уровень (в траст) Федеральные полномочия по управлению собственностью государства,  активов естественных монополистов, деятельность которых осуществляется на территории региона.  

3.     Законодательно определить «налоговые каникулы» малому бизнесу и предпринимательству на 5-7 лет, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на горных территориях                     с непосредственным децентрализованным потреблением эл. энергии от генерации дислоцированных на территориях МО малых ГЭС. При непосредственном контроле государства за целевым расходом «инвестиционной составляющей» в ценообразовании и отмене, надуманной монополистами платы «за техническое присоединение».

4.    МРСК («Россети») незамедлительно рассмотреть предложения «РПИФ» о финансировании проектов модернизации и реконструкции, энерготранспортной системы на взаимовыгодных условиях.

5.       Ликвидировать анахронический проект отгонного животноводства с множеством коррупционных составляющих, обеспечить условия выпаса МРС на горных пастбищах, с 2-3 месячным стойловым содержанием с высокоэффективным растениеводством  (амарант, топинамбур, соя, эйхорния) и кормопроизводством на высвобождающихся на равнине территориях в интересах всех сторон.

  

В целом, только эти мероприятия обеспечат:

1.    Инвестиционную привлекательность депрессивных  районов региона.

2.    Стабилизацию социально-экономической ситуации с формированием базиса экономической достаточности районов.

3.    Снижение тарифной политики в электроэнергетике на 60-70%,             с снижением цен  конечной продукции на 25-30%.

4.    Экономию, с исключением сезонных перегонов МРС и множество других экономических, социальных, коррупционных факторов – более 3 млрд. рублей ежегодно.

5.    Стабилизацию  миграции и осуществление  других проектов инфраструктуры, формируя и мотивируя процессы возвратности населения на места исторических поселений и развитие территорий, которые некогда в 40 – 60 гг. прошлого столетия обеспечивали продовольствием не только равнинную территорию, но и другие регионы России.

6.    Развитие комплексных программ, существенно влияющих           на оздоровление почв, по нарастающей деградируемых от нашествия не только млн. стадами МРС, КРС, с сопутствующими экологическими катаклизмами, но и нерегулируемыми нарастающимися поселениями, перегружающих инфраструктуру.

7.    Весьма важный фактор, при комплексном развитии и осуществлении множество других сопровождающихся проектов инфраструктуры:

— Стабилизация межнациональных, межэтнических отношений. (Исламский фактор является только производным от материального, экономического расслоения общества, коррупции олигархов – на сквозь пронизывающую чиновничество, — путем сращивания власти и бизнеса).

Полагаю, энергетические и другие инициируемые проекты, при принципиальном, конструктивном их рассмотрении, и политической воле с неординарными решениями могут существенно содействовать выходу республики из сложившейся ситуации в целом и в частности депрессивных горных территорий.

      Энергетика, энерговооруженность во все времена и во всех государства определяла оборонную мощь и благополучие его народов.  

 

 

       

Источник: http://gilds.ru/ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *