Прошедшую неделю, безусловно, можно назвать неделей завода «Авиаагрегат» — за последние дни здесь произошли сразу два события, каждое из которых уже в краткосрочной перспективе положительно отразится на результатах работы этого предприятия.
Первое из них связано с запуском в производство нового изделия — двухместного учебно-тренировочного самолета СР-10 для подготовки летчиков в учебных заведениях ВВС и гражданской авиации. Некоторые экономисты считают, что «Авиаагрегат» в данном случае просто вытянул счастливый билет на фоне разгорающегося мирового политического кризиса и резкого усиления военного противостояния между Россией и странами НАТО. На мой взгляд, эти события только ускорили процесс, что же касается счастливого билета, то это никак не про «Авиаагрегат» — каждое достижение этого завода — результат тяжелого, кропотливого труда всего коллектива предприятия. Так было и с «выстрелившим» в свое время электроусилителем руля для АвтоВАЗа, так случилось и сегодня.
Еще несколько лет назад руководство завода в поисках перспективных разработок, способных материализоваться в новое востребованное изделие, начало сотрудничать с московским ООО «Современные авиационные технологии». Несколько месяцев назад, рассказывая об этом предприятии, «НД» сообщило своим читателям, что здесь полным ходом идет работа по организации выпуска учебно-испытательного самолета для подготовки военных и гражданских пилотов. «В настоящее время, — писали мы со ссылкой на руководство дагестанского Минпрома, — изделие это очень востребовано (ныне существующая модель морально устарела), и в недалеком будущем эти разработки могут принести дагестанскому предприятию солидные дивиденды».
Как видим, прогноз этот полностью оправдался — в конце лета Сергей Шойгу подписал документ, согласно которому производство нового самолета будет организовано на заводе «Авиаагрегат». Следует подчеркнуть, что предприятие будет выступать основным производителем нового изделия, а не выпускать отдельные детали самолета, как сообщили отдельные СМИ (очевидно, многих ввело в заблуждение то обстоятельство, что сборка самолета будет осуществляться в Таганроге).
Уже в 2015 году планируется выпустить два первых самолета, а к концу 2016 — 28. Учитывая то, что стоимость одного самолета — примерно 70 млн рублей, можно предположить, что этот заказ позволит предприятию как минимум удвоить объемы собственного производства. А заодно ускорить реализацию другого масштабного проекта «Авиаагрегата» — организации производства мини-грузовиков совместно с китайскими партнерами.
Проект этот продвигается медленно и трудно, несмотря на то, что китайцы с самого начала были готовы его полностью профинансировать при условии получения гарантий от уполномоченных российских банков. Но, как известно, подобные документы в России оформляются крайне медленно. Несколько лет завод не мог получить положительного заключения Минпромторга РФ, затем почти год тянулась экспертиза во Внешэкономбанке. И хотя проект прошел все пять этапов банковской проверки и, казалось, вплотную приблизился к началу реализации, вся эта работа оказалась напрасной — Внешэкономбанк на фоне Олимпиады, Крыма и украинских событий в разы сократил финансирование крупных проектов в России. В первую очередь это коснулось республик Северного Кавказа.
Руку помощи заводу протянул Абдулатипов, распорядившийся о предоставлении «Авиаагрегату» гарантий республики на 500 млн рублей. Соответствующее решение правительство РД уже приняло, и ожидается, что в ближайшее время будет опубликован необходимый указ. Сразу после этого начнется процедура оформления кредита в Россельхозбанке, и на заводе приступят к монтажу трех новых линий: сборки, сварки и покраски. При удачном раскладе уже к концу этого года с конвейера предприятия сойдут первые совместные грузовики.
Кроме того (это уже вторая новость недели), китайские инвесторы взяли на себя обязательства о выделении денежных средств в размере 20 млн рублей для создания сети дилерских и сервисных центров по всей России. Семь из них (четвертая часть. — «НД») будут созданы на базе завода «Авиаагрегат». Как сообщили представители дагестанского Минпрома, в прошлые выходные делегация автомобильной корпорации «Донг Фенг» во главе с вице-президентом компании Лью Чандун посетила завод «Авиаагрегат», где состоялось совещание и был подписан меморандум.
Китайские партнеры остались довольны увиденным (завод уложился в график изготовления оборудования для сборочных линий) и предложили довести количество выпускаемых моделей до пяти (ранее речь шла о трех моделях мини-грузовиков). Кроме того, было принято решение о подготовке договора о сотрудничестве сроком на 20 лет.
И, завершая разговор об «Авиаагрегате», следует отметить, что украинский кризис в целом благотворно сказался на работе этого предприятия. Несмотря на то, что завод потерял часть заказов (ранее предприятие поставляло на Украину электроусилители руля), он остался в выигрыше — после начала событий на Украине произошло троекратное увеличение оборонного заказа (в основном по аэродромному оборудованию).
Исключение составляет «Дагдизель», который из-за непоставки комплектующих, производимых на Украине, скорее всего не сможет в полном объеме выполнить гособоронзаказ этого года. На остальных же наших предприятиях объемы госзаказов будут только расти («холодные» войны, как правило, обильно подпитывают «оборонку»). Тот же КЭМЗ после начала украинского кризиса получил заказ сразу на 9 новых изделий в области авиастроения. Кроме того, пять наших заводов — КЭМЗ, «Дагдизель», «Авиаагрегат», им. М. Гаджиева и Буйнакский агрегатный — скорее всего, примут активное участие в программе импортозамещения в оборонной промышленности, которая вскоре начнет действовать в России.
Еще одна новость этой недели касается Кизлярского коньячного завода. Новость вполне ожидаемая — в прошлом номере «НД» мы писали о том, что восстановленный в должности решением суда директор завода Евгений Дружинин вплотную занимается подготовкой передачи предприятия в федеральную собственность. В начале недели точка в этой истории поставлена — правительство РФ приняло решение о том, чтобы взять Кизлярский коньячный завод на федеральный баланс. Соответствующее распоряжение подписал Дмитрий Медведев.
Источники «НД» в правительстве Дагестана говорят, что идея федерализации завода была озвучена Путиным во время последней его встречи с Абдулатиповым. После этого все разговоры о приватизации этого предприятия прекратились и руководитель республики начал говорить о том, что, скорее всего, завод будет передан в федеральную собственность. В частности, в своем интервью «НД», состоявшемся вскоре после встречи с Путиным, руководитель республики сказал: «В принципе, имеется возможность и сейчас сохранить завод в республиканской собственности, но мы все посчитали и пришли к выводу, что ситуацию надо менять. Поэтому, ради Бога, пусть завод идет в федеральную собственность, и пусть им эффективно управляют».
С момента принятия решения о федерализации предприятия за имущество дагестанского предприятия и его работу будут отвечать два федеральных ведомства — Росимущество и Росалкогольрегулирование. Второе также будет контролировать качество выпускаемой продукции.
Новость эту можно оценивать положительно лишь в том плане, что на какое-то время прекратятся попытки приватизации этого предприятия, предпринимаемые с завидной регулярностью (именно поэтому идею федерализации завода активно поддержало кизлярское казачество). Тем не менее, изменение статуса завода никак не решит его главной проблемы, связанной с отсутствием собственных виноградников, о чем «НД» писало не раз. Кроме того, изменение статуса неизбежно отразится на объеме налогов, уплачиваемых предприятием в республиканский бюджет. Скорее всего, главный налог с прибыли будет перечисляться в федеральный бюджет, а республиканскому бюджету достанутся крохи (налог на землю, имущество и подоходный). С учетом того, что это предприятие долгие годы было одним из самых крупных налогоплательщиков республики, потеря весьма и весьма ощутимая.
А завершить обзор хочется новостью с Махачкалинского завода лакокрасочных изделий, который на этой неделе отгрузил первую партию своей новой продукции — краски для дорожной разметки. Понятно, что на фоне предыдущих новостей она смотрится не очень солидно, но тут все дело в предыстории вопроса. Дело в том, что директор этого предприятия Абдул-Муталим Галбацов вот уже много лет ведет неустанную борьбу с дагестанскими чиновниками, отвечающими за организацию конкурсов и тендеров в рамках республиканских и муниципальных госзаказов, которые, по его мнению, искусственно сдерживают развитие местной промышленности. За последние годы в «НД» было опубликовано несколько его больших интервью, в которых он рассказывал о беспределе, творящемся на рынке госсзакупок. По его расчетам, примерно 80% денег, выделенных из республиканского бюджета на местные нужды, уходит за пределы Дагестана. «Если же дагестанские предприятия получат хотя бы 50% заказов, то только наш завод сможет создать 120—130 новых рабочих мест и увеличит налоговые отчисления на 15 млн рублей. А таких предприятий, как наше, в республике десятки. Вот и считайте».
Надо сказать, что в своей борьбе Галбацов не очень преуспел, за долгие годы он так и не сумел добиться, чтобы краска, закупаемая на бюджетные деньги, проходила отдельной строкой, как это делается в других регионах (в Дагестане, как правило, тендеры заключаются на ремонтные работы в целом. — «НД»). Несколько лет назад он даже решил перевезти завод в Подмосковье. Заключил очень выгодные договоры, даже начал отгружать оборудование. Все затормозилось после того, как он дал интервью «НД», в котором сообщил о причинах вынужденной эмиграции. После его публикации с ним встретился тогдашний руководитель республики, который долго уговаривал его остаться, обещая решить все «больные» проблемы и навести порядок в организации республиканских тендеров. В итоге Галбацов остался в Дагестане, а ситуация с тендерами, по его словам, стала еще хуже.
На этот раз Галбацов решил не стучать в наглухо закрытые двери, а начал искать обходные пути. Как оказалось, есть лакокрасочная продукция, по которой тендеры все-таки проводятся в обязательном порядке, — краска для дорожной разметки. Дополнительный бонус — если обычные краски выпускаются на десятках российских предприятий, то предприятий, производящих «дорожную» краску, в России всего три — в Москве, Питере и Ростове. Причем современным требованиям отвечает только продукция питерского предприятия.
Года три назад Галбацов представил проект организации современного производства дорожных красок в Минпромторг России. Проект одобрили и даже приняли решение его профинансировать. Но деньги в Дагестан так и не поступили, в связи с чем было принято решение закупать оборудование за счет собственных средств и кредитов. Сегодня немецкое оборудование, позволяющее выпускать краску самого высокого качества, уже смонтировано и начало выдавать первую продукцию. Ее характеристики впечатляют. Если краска, используемая в республике сегодня, полностью стирается за 1—2 месяца, то краска нового поколения держится до 8 месяцев. «Кроме того, — рассказывает Галбацов, — по желанию заказчика мы можем добавлять в нее грязеотталкивающие добавки, позволяющие краске сохранять яркость в течение длительного срока, а также светоотражающие элементы, благодаря которым разметка ночью будет светиться. На прошлой неделе мы послали по 50 кг нашей краски дорожникам, а уже на этой неделе для автодороги М-29 у нас закупили первую тонну продукции. Сегодня ждем представителей Дагавтодора, надеемся, что они тоже впечатлятся характеристиками нашей продукции».
С учетом новых требований к дорожной разметке краска будет выпускаться в трех цветах — белая, красная (по новым правилам, пешеходная «зебра» должна быть красно-белой), а также желтая, используемая для разметки при проведении ремонтных работ. По словам Галбацова, два наших дорожных ведомства — Дагавтодор и Филиал ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» (эта организация отвечает за эксплуатацию федеральных трасс) — потребляют ежегодно около 400 тонн краски, почти столько же требуется нашим городам (только Махачкала в этом году заказала 80 тонн краски). «Так что на первое время, — рассказывает директор, — работа у нас будет, а в дальнейшем планируем выйти на остальные республики Северного Кавказа». Тендеров мы не боимся — по качеству с нами могут конкурировать только питерцы, но мы готовы продавать нашу продукцию процентов на 15—20 дешевле, так что в результатах не сомневаемся».
Источник: http://ndelo.ru/ekonomika-2/3598-v-nebe-dagestanskie-samolety