Побывать в Ботлихском районе и не увидеть, как появляются на свет знаменитые бурки, будет ошибкой, решила я и поехала в Рахату. Ехать пришлось совсем недолго: каких-то 15 минут от райцентра по извилистой грунтовой дороге.
А вот и Рахатинская фабрика народных промыслов, попросту – бурочная артель. Черные ворота, дверь на проходную, в которой – никого. В импровизированном огородике прямо во дворе капуста соседствует с кукурузой и виноградом. «В горах важен каждый клочок земли», — поясняет улыбчивый бородатый мужчина, вышедший навстречу. Оказалось – директор предприятия Шамиль Бурзилов, он руководит фабрикой четвертый год. «Сейчас, правда, почти никого здесь нет – женщины приходят рано, часам к шести утра, и до обеда заканчивают работу. Но я могу показать вам цеха и рассказать о фабрике. Сейчас здесь числятся 17 работников, фактически работают шесть-семь человек, а в лучшие времена здесь трудились более 300 артельщиков. Конечно, ремонт нашим цехам не помешает…», — на всякий случай замечает директор.
Не помешает? Да он просто необходим! Полы, кажется, вот-вот провалятся, оконные рамы покривились, потрескались. И запах шерсти — терпкий и тяжелый, сбивающий дыхание. Он моментально переносит меня в детство. Старенький небольшой дом в селении Зрых Ахтынского района. Потолки, обшитые фанерой голубого цвета. Скрипучая кровать с сетчатым дном. И громоздкий кованый сундук, в котором хранится огромный мохнатый чабанский тулуп – кавал. Каждое лето мы, дети, приезжая в село к дедушке, примеряли эту тяжелую шубу с длинными рукавами. Откуда кавал у деда, я не знаю – он никогда не пас скот. Но этот густой запах шерсти навсегда врезался в память…
На полу сортировочного цеха аккуратно разложена шерсть: черная и белая – по разным кучкам. Короткие пряди отдельно от длинных. Для рахатинских бурок используют шерсть овец андийской и тушинской пород: по качеству шерсти они считаются одними из лучших грубошерстных овец Кавказа. Тут же в углу чесалка – щетка с металлическими зубьями для чистки шерсти. Асият Асланбекова, работница фабрики, показывает, как нужно работать: несколько быстрых и ловких движений руками, и клок шерсти превращается в легкое пышное облачко. «Раньше все делали вручную, сейчас в основном этот процесс выполняют на спецмашине. Но что толку, если нет заказов? Зарплаты невысокие, молодежь сюда не идет», — говорит женщина. По словам директора, средняя зарплата мастерицы – шесть тысяч рублей. «Можно заработать и больше: оплата сдельная. Но только при наличии рынка сбыта. Бурка – это не тот товар, который можно хранить годами. Полгода упакованная бурка полежит – и уже может завестись моль», — говорит Шамиль Бурзилов.
Переходим в соседнее помещение, где пряди шерсти рыхлят приспособлением, напоминающим лук с натянутой тетивой. Затем шерсть раскладывают на полу, придавая клинообразную форму, и заливают кипятком. Начинается процесс валяния. Сейчас здесь делают бурку для танцевального ансамбля из Германии. Благодаря заказам от подобных коллективов на фабрике есть работа. Немного, но есть.
Сырое полотно будущей бурки скручивают жгутом, и три женщины локтями начинают колотить его, чтобы свалять пряди в цельное полотно. Я не хочу думать о том, что будет с руками этих женщин через несколько часов. «Это тяжелая и вредная работа», — замечает Нуцалай Абдурахманова. Она знает – проработала здесь 40 лет. Утрамбованную таким образом шерсть помоют, просушат, если надо – покрасят и передадут в швейный цех. Здесь опытные руки швеи придадут полотну из шерсти знакомые всем очертания горской бурки – острые плечи и строгий, несколько трапециевидный силуэт. Три дня и три женщины – вот рецепт изготовления настоящей чабанской одежды.
По словам директора предприятия, основная проблема – сбыт готовой продукции.
— Заказы получаем в основном из Москвы, Кабардино-Балкарии, Ростовской области. Конечно же, большая часть – это сувениры. Делаем попоны для лошадей, автомобильные чехлы. Бурки для чабанов валяем все реже и реже.
— Почему?
— Современные технологии вытесняют традиционный промысел. Раньше бурка служила своему хозяину и зонтиком, и матрасом, и одеялом, и плащом. А сейчас практичнее в горы взять плащ-палатку, например, которая не занимает много места в отличие от бурки из натуральной овчины. Государство старается нас поддержать, есть целевая программа «Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы», но в последние два года она почему-то приостановлена. Нам пока только обещают помочь.
За четыре года своей работы не припомню случая, чтобы чиновники напрямую покупали у нас бурки в качестве сувениров высоким гостям. Берут у перекупщиков, которые сидят в магазинах. Итоговая цена бурки возрастает в несколько раз. Вы приезжайте к нам, купите на фабрике, цены начинаются от двух тысяч рублей. Работаем мы, а зарабатывают посредники, — сетует Шамиль Бурзилов.
За комментарием по проблеме реализации рахатинских бурок я обратилась к представителям Торгового дома «Дагестан», созданного в рамках приоритетного проекта республики «Бренд нового Дагестана». Собеседник, по непонятным мне причинам пожелавший остаться неназванным, рассказал, что в данный момент они не занимаются реализацией товаров Рахатинской фабрики:
— Они сами должны обратиться к нам за помощью, мы им, конечно же, поможем. Надо посмотреть их продукцию, заняться изучением этого вопроса. 

— А другие товары народных художественных промыслов?
— Товары разных фабрик представлены на нашей торгово-выставочной площадке. В будущем мы планируем проведение выставок за пределами республики.
Затем меня направили в отдел маркетинга. Там от вопросов открестились, сославшись на некомпетентность в этой проблеме.
Наби Юсупов, начальник отдела торговли и маркетинга Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства Дагестана, высказал свою точку зрения:
— За их бурками магазин ездить не будет никогда. Поймите, это закон торговли: в первую очередь товаропроизводитель должен быть заинтересован в реализации своего продукта. Но то, что рахатинские бурки не представлены в этнобутике «Дагестан», тоже ненормально, я считаю. Мы готовы помочь всем, кто работает. Я в ближайшее же время свяжусь с руководством этнобутика, и мы обсудим этот вопрос. К рахатинцам и их буркам у меня нет совершенно никаких претензий. Мне на юбилей подарили рахатинскую бурку, из-за проблем со здоровьем врачи рекомендовали сидеть на чем-то жестком. И вы знаете, помогает, я забыл о своих «болячках», бурка лечит.
Бурка наряду с кубачинским серебром, изделиями унцукульских и гоцатлинских мастеров является визитной карточкой Дагестана. На плечи высоких гостей республики часто накидывали бурку – в знак уважения ее преподносили в подарок. Заказывают ли бурки для подарков почетным гостям республики сейчас?
Назирхан Магомедов, заместитель начальника Управления Администрации Главы и Правительства Дагестана по вопросам госслужбы, кадров и госнаградам, ответил на этот вопрос очень коротко:
— Бурки, любые, не только рахатинские, высоким гостям Дагестана вообще сейчас не дарят. По крайней мере с начала этого года я не припомню такого случая.
Начальник отдела информационного размещения закупок Комитета по госзакупкам Дагестана Алил Гашимов сообщил, что «заказы на бурки с начала этого года через их ведомство не проходили».
Перед сдачей номера в печать я еще раз созвонилась с Наби Юсуповым.
— Я созвонился с руководством этнобутика «Дагестан», если представители фабрики привезут свою продукцию, торговый дом выставит ее на продажу и будет дальше всячески способствовать ее продвижению, в том числе в других регионах, — сказал он.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=40435