Будущее Европы и Дагестана

Сразу тремя событиями в жизни Таус Махачевой может гордиться республика: во-первых, она первой из российских авторов удостоилась почетной премии «Будущее Европы»; во-вторых, ее видеоработа «Гамсутль» теперь вошла в коллекцию музея Tate Modern (Лондон); в-третьих, прямо сейчас ее работы экспонируются в московском Garage Даши Жуковой. И это огромный успех!

Но если судить по важности, то главный повод для гордости — видеоработа «Гамсутль», посвященная полузаброшенному селу, которая вошла в коллекцию Tate Modern при поддержке коллекционера из Лондона Диляры Аллахвердовой. Диляра купила у Таус работу, но прежде чем музей принял ее в дар, прошел долгий год обсуждений и экспертных советов. Ведь просто подарить Tate Modern любую работу невозможно. Что примечательно, в 2008 году у самой Таус был перформанс, суть которого состояла в том, что она, тогда еще студентка престижного Голдсмит-колледжа в Лондоне, несколько дней стояла у музея с транспарантом «Хочу выставку в Tate Modern». Мечты сбываются.
«Суть премии «Будущее Европы» в том, чтобы консолидировать европейское художественное сообщество и поощрить наиболее талантливых авторов. Для этого на экспертный совет каждый год собираются директора музеев и наиболее авторитетные европейские кураторы и решают, кто из европейских авторов за последний год внес наиболее существенный вклад в развитие современного искусства, — рассказывает Таус. — Приятно, что по итогам 2013-го таким автором оказалась я».
Не менее интересен и проект «Без названия… (местные из неотсюда)», который можно увидеть в Музее современного искусства Garage в парке Горького до 10 августа. В числе участников проекта и два автора из Дагестана — Таус Махачева и Мусай Гайворонский. «Художники разных поколений и географий объединены особым чувством мучительного переживания собственной идентичности, обостренного условиями нового мирового порядка», — говорится в кураторском предисловии Андрея Мизиано.
Проект посвящен знакомому многим в современном обществе состоянию невозможности «ощущать себя дома». Оно подразумевает идею, что сейчас все становятся иностранцами вне зависимости от гражданства и места проживания. В рамках проекта Таус представляет полюбившиеся всем деревянные носы (проект «Пейзаж») и видеоработу «Портрет аварки», а Мусай Гайворонский — видеоработы «История на обочине» и «Exit». Он представляет собой выставку, призывающую к размышлению об актуальном опыте художников, родившихся в советскую эпоху на территории Кавказа и постепенно утрачивающих связь с социалистическим прошлым.

Фото: Александр Мурашкин / музей современного искусства «Гараж» 

Источник: http://www.ndelo.ru/novosti-7/3433-budushchee-evropy-i-dagestana

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *