Система внутригородских перевозок по столице Дагестана в определенном смысле уникальна. Есть маршрутки, есть троллейбусы, нет автобусов. Троллейбусы – транспорт городской, маршрутные такси принадлежат частникам. Из-за финансовой неспособности города приобрести свой транспорт маршрутные такси практически незаменимы. Несмотря на созданные (под маршрутные такси) два муниципальных унитарных предприятия «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс 1», об упорядоченности в этой сфере говорить не приходится.
В ЭТОЙ ГОСТИНИЦЕ Я ХОЗЯИН
Для водителей маршрутных такси не работает система фиксированных остановок – они «тормозят» по требованию пассажиров внутри и вне салона, нередко маршрутки перегружены (водитель набирает пассажиров про запас), техническое состояние отдельных оставляет желать лучшего, а иногда и вызывает опасения. Собственно как и езда водителей. По данным заместителя начальника отдела надзора УГИБДД МВД по РД подполковника полиции Руслана Гаджибагомедова, в городе Махачкале только за 6 месяцев текущего года к административной ответственности привлекли 5332 единицы пассажирского транспорта. Из них 16 человек, которые управляли автобусами в нетрезвом состоянии. Было выявлено 881 технически неисправное транспортное средство. За неисправность водителей наказывают рублем: составляется административный протокол, это 500 рублей штраф, далее наказываются должностные лица, допустившие к маршруту – 1000 рублей. Но и это еще не все, начали возбуждать уголовные дела по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В Махачкале на 78 водителей собрали материалы, из них в 33 случаях возбуждено уголовное дело, в 45 случаях в возбуждении уголовного дела отказано. Зато водители впредь будут осторожны. Да и с коллегами поделятся о полученном горьком опыте, уверен подполковник полиции. Но и это еще не все! В практику входит новая форма воздействия на особо нерадивых – аннулирование регистрации. Такой «подарок» ждет тех, у кого сотрудниками ГИБДД выявлено транспортное средство с техническими неисправностями – будь то установка дополнительных сидений, неисправности более серьезного характера. Номера объявляются в розыск! Значит, передвигаться на своем транспорте водитель-нарушитель не сможет. «С начала года 90 таких материалов собрали, но большая часть – это автобусы, осуществляющие междугородние перевозки, – говорит Гаджимагомедов. – Поменялось руководство Махачкалатранс и Махачкалатранс 1. Мы при прежнем руководстве пытались узнать реальные цифры, сколько машин выходят на линии, нам говорили, что порядка 2500-2600. Думаем, эта цифра минимум в два раза больше. Но мы уже не цифрами интересуемся. Мы хотим, чтоб порядок был наведен, чтоб не беспредельничали «бомбилы» на маршрутках». Воздействовать на водителей должно руководство предприятий, куда они относятся, уверены в УГИБДД. Организация, курирующая пассажирские перевозки, обязана принимать на работу водителей, имеющих соответствующую квалификацию и стаж, проводить предрейсовое медицинское обследование и технический осмотр. Не выпускать на маршрут технически неисправный транспорт или же переоборудованный. Всего в республике 9 ДТП произошло по вине водителей маршруток, в результате 3 человека погибли и 13 получили травмы. Из указанного числа одно ДТП приходится на Махачкалу, оно произошло в Шамхал-Термене 15 июня, в результате чего два пассажира получили травмы.
«Мы с ними работаем на общих основаниях, – уточняет руководитель группы пропаганды УГИБДД МВД по РД Исамагомед Султанов. – Управление ГИБДД с учетом заявлений граждан не менее двух раз в течение года проводит операцию «Маршрутка». В будние дни маршрутников останавливают, если есть факт грубого нарушения. А целенаправленной работы по ним нет. Лишний раз стараемся не вызывать негатива со стороны населения. Откровенно говоря, горожане возмущаются, когда мы рейдовые мероприятия проводим, и водители нагнетают обстановку, чтобы вызвать негативную реакцию пассажиров». «С прошлого года у нас забрали функцию проведения технического осмотра, но за техсостоянием следим, передаем материалы в транспортную инспекцию, в прокуратуру».
Чтобы воздействовать на водителей, Управление ГИБДД предлагало руководству и инженерно-техническому персоналу предприятий «сажать» инженеров и техников в транспортные средства. Пусть они ездят и своих водителей наказывают за остановку в неустановленном месте.
Отсутствие культуры в общественном транспорте – палка о двух концах, считает Султанов. С одной стороны, водители, которые пренебрегают правилами, с другой – пассажиры, которых тоже образцовыми гражданами не назовешь. Одни останавливают в неположенном месте, другие умудряются садиться и выскакивать на ходу.
«Камеры фиксируют нарушения в общем потоке?» – «Ситуации, когда пассажиры выскакивают в общем потоке, единичны. И водителей не привлечешь, такой административной статьи нет, когда пассажиры самопроизвольно выскакивают в потоке. Чтоб предотвратить такие случаи, многие водители устанавливают автоматические двери». Пассажиры нередко много проблем создают, особенно в общественном транспорте. Отельная история – это женщины – не в обиду будет сказано, – комментирует Султанов. – Я сам пользуюсь общественным транспортом, и не раз лично делал замечание женщинам. Реакция неадекватная, агрессивная, даже не смотрят по форме человек, не по форме. Очень неприятно».
Неприятно и то, что пассажиры ведут себя шумно, разговаривают, отвлекают водителя. Или когда водитель включает в своем транспорте назойливую музыку, или же начинает длинный разговор по телефону и не слышит просьбы остановить. Или когда водитель останавливает маршрутку и предлагает пассажиру пересесть в другой транспорт, если ему не нравятся «здешние порядки». Транспорт-то мой, уверен водитель, а значит, в «этой гостинице я хозяин».
ХОТЯТ, НО НЕ МОГУТ?
В целом город охвачен общественным транспортом, говорят в администрации города Махачкалы. Кроме того, создана комиссия по контролю за осуществлением пассажирских перевозок (см. новость на 2-й стр. «Созданы комиссии») «Да, есть просьбы от отдельных горожан продлить маршруты или ввести новые, но в основном обращения поступают от жителей дачных поселков. Туда машины запускать нет возможности. Там нет асфальта, освещения. Дачи где попало построили, а теперь просят машины. Из соображений безопасности ГАИ не разрешит там маршруты открывать. В генеральной реконструкции города новые маршруты предусмотрены, но по мере финансирования. Пока с этим вопросом туго», – комментирует начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации города Махачкалы Андрей Гусейнов. В городе около 2540 маршруток (примерно одна маршрутка на 270 горожан. – Прим. авт.), и этого вполне достаточно, уверен представитель мэрии. На маршрутном транспорте работают не только махачкалинцы, но и приезжие из Карабудахкента, Буйнакска, прилегающих поселков, Шамхала, Ленинкента. Со стоянками дела обстоят сложно. Созданная Комитетом по управлению имущества комиссия определяла их принадлежность. Выяснилось, большая часть стоянок продана предыдущим руководством в руки частников, что противоречит закону. Система остановок по городу разработана в соответствии с нормативами. В среднем это расстояния от 300 до 700 метров. Но есть маршруты нерентабельные, признает Гусейнов. И, наоборот, есть маршруты, где не хватает маршруток. В основном водители отказываются работать из-за плохих дорог. Мы работаем в тесном взаимодействии с руководством обоих МУПов «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс 1».«Водители у нас такие, им лишь бы не платить налоги, пенсионные. Мы подключаем контрольные органы. А потом водитель предъявляет претензии, что у него нет стажа – пяти или 20-летнего, а он же индивидуальный предприниматель, значит, сам должен это оплачивать», – заявляет Гусейнов.
Эксперт Исалмагомед Набиев, напротив, уверен, что водители хотят законности. – О какой культуре мы можем говорить, если все водители выведены за рамки закона? Ни один из них не имеет права заниматься перевозками, если не встал на учет как индивидуальный предприниматель, – говорит он.
«Работает огромное количество людей, которые выведены за рамки закона и поставлены на службу определенных лиц. У них есть семьи, которые надо кормить. Новый руководитель города сделал правильные шаги. Отстранил от должности прежнее руководство Махачкалатранс и Махачкалатранс 1. Вновь назначенные руководители МУПов Махачкалатранс и Махачкалатранс 1 мне позвонили и сказали, что хотели бы услышать мое экспертное мнение. Как и с чего начать, чтобы все было в рамках закона. Чтобы сохранить МУПы, надо установить сумму 300 рублей, достаточную для их функционирования. А не 3100-4100, которые они платят. А начальников МУПов приравнять к начальникам отделов транспорта Кировского и других районов. Надо, чтобы каждый водитель встал на учет как частный предприниматель, чтобы его поставили на учет в Пенсионный фонд и т.д. К сентябрю собирались это сделать. Но сейчас опять поменяли руководителя Махачкалатранс 1. Получилось так, что мои рекомендации и оценка уже не нужны».
P.S. Можно долго рассуждать о культуре водителей и пассажиров. А лучше раз установить правила и не отступать. А за нарушение строго наказывать. К примеру, вменить водителям в правило останавливать строго на остановочных местах. (В принципе это правило уже давно закреплено в КоАП РФ, но наша ментальность не позволяет соблюдать это требование.) Пусть это будут места частого посещения, крупные организации, вузы или торговые центры, но не как это принято, маршрутка останавливает буквально через два-три метра, чтобы посадить или, наоборот, высадить пассажиров. Почему бы не обязать водителей, как это делается в соседних с Дагестаном регионах, брать предоплату, когда каждый входящий пассажир сразу передает оплату, и водитель передает сдачу обратно через пассажиров, а не задерживать всех пассажиров поисками мелочи на сдачу. Это позволит хотя бы частично предотвратить заторы, не мешать идущим следом машинам. Вопрос о постановке маршрутников как предпринимателей на налоговый учет – заезженная тема. Руководство «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс 1» заверяет общество в том, что это сделано, но… думается лучше будет снова вернуться к этому вопросу. И количество маршруток в городе тоже можно посчитать – была б на то воля. Уж как-то слабо верится, что ничто и никто не может повлиять на водителей, которым тоже надо жить.
Источник: http://www.mi-dag.ru/news/397/gorod/2014/07/10/12772