Жители села Унты Гунибского района требуют признать их полноценными гражданами своей страны и требуют внимания администрации МО «Шуланинский», в административный состав которого они входят, и районной администрации к проблемам села. Одним из вариантов решения данной проблемы жители видят в создании отдельной администрации.
Вопрос создания самостоятельного муниципального образования «Село Унты» вставал еще в 2002 году, вспоминают старожилы села. Причиной стало необъективное распределение средств, направленных на благоустройство села, точнее полное игнорирование села Унты в финансово-административном плане.
«Мы не ставим главной задачей отделение от Шуланинской администрации, нет, для нас не это главное. Более того, мы считаем это крайней мерой. Нам важно, чтобы наши проблемы решались. Но, к сожалению, этого пока не происходит, — сетует местный житель Анварбег Магомедов. — До революции наше село существовало как самостоятельное независимое поселение, которое входило в Андаляльский округ. После прихода советской власти на территории Унты была создана сельхозартель имени Куйбышева. А в 1950 году наша артель была объединена с шуланинским колхозом «Путь Ленина». После распада СССР наши колхозы снова разделились. Однако куда делись деньги, которые были на счету, все хозяйство и техника — мы не знаем. Но главная проблема сегодня — земля. Земли, которые принадлежали унтинцам исконно, еще до присоединения колхозов, после разделения оказались не у нас. Нам же дали непригодные для пахоты земли на берегу моря и небольшой участок на берегу Терека. В пользу шуланинцев были отданы 20 га земли, расположенных в горах, которые всегда принадлежали унтинцам. Нам же сказали, что карта, на которой обозначены границы земель, потерялась, и поэтому делили колхоз один к двум, учитывая, что село Шулани больше нашего».
В прежние годы село Унты жило за счет выращивания картофеля, сейчас картофель практически никто не сажает, молодежь, как практически и во всех селах, выезжает в поисках работы. В селе остались пенсионеры и работающие в бюджетных организациях — в школе, медпункте, библиотеке, детском саду. То, что должны делать, но не делают администрация Шуланинского сельского поселения и районная администрация, делают сами выходцы из села Унты. Магомед Абдуллаев провел в селе воду, правда, как отмечают местные жители, водопровод до сих пор не взят на баланс. Сам глава администрации сел Ахмед Мусаев ни разу не пришел посмотреть, как проводятся работы. Дорогу внутри села сделал бизнесмен, ныне покойный Магомед Юсупов, он же оказывал помощь сиротам и нуждающимся людям. Помогают и другие земляки — Магомед Курбанов и Магомед Магомедов.
«В 2012 году на благоустройство Унты выделялось 144,5 тыс. рублей из расчета 344 рубля на каждого жителя (в селе зарегистрировано, по официальным данным, 420 человек), но ни денег, ни благоустройства мы не видели, — говорит другой сельчанин. — До каких пор мы должны все это терпеть?! Почему должны тратиться наши сельчане, когда государство нам выделяет деньги? Куда они идут? Нашу землю продают, сдают в аренду, не спросив у нас. Наши интересы постоянно игнорируются. Нужно решить вопрос и со стихийными свалками, и с электрохозяйством, не ремонтируются дороги; раньше у нас были замечательные дороги, но их надо поддерживать. В администрации говорят, что штатной единицы на это нет, предлагают собрать деньги с сельчан и самим найти человека, который будет заниматься дорогами. А с кого нам собрать эти деньги, если здесь нет работы? С пенсионеров? Сколько я живу в этом селе, а мне уже 77-й год идет, я не помню, чтобы они (администрация сел. — «НД») что-то сделали для нашего села. Помню, пришла помощь участникам ВОВ, но до унтинцев эти деньги не дошли. Когда спросили: «Почему?», председатель ответил: «Столько не было, чтобы всем раздать». Вот такая «справедливость»! Фактически мы остались в стороне».
«Все главы, которые избираются, — представители села Шулани, — продолжает Анварбег Магомедов. — Сколько раз мы выдвигали своих земляков, но они не проходили, потому что в Шулани численность населения больше и голосуют только за своего. Здесь не то чтобы цель была, чтобы туда пришел унтинский, но просто как-то так получается, что каждый новый глава не доходит до проблем нашего села, а мы хотим, чтобы джамааты обоих сел были в равных условиях. Уполномоченный, которого назначают в нашем селе, тоже не может решить наши проблемы. Во-первых, зарплату, как это практикуется в других подобных муниципальных образованиях, никто ему не платит, во-вторых, для решения ряда наших проблем необходимы финансовые затраты, а что может сделать уполномоченный, если он этими ресурсами не располагает, а бюджетные средства, выделенные на благоустройство обоих сел, идут по усмотрению главы администрации МО “Шуланинский”?».
Унтинцы дважды пытались своими силами построить клуб, сами привезли камень, вырыли фундамент, но ничего так и не вышло, из этого камня построили мастерские, да и те в последующем перешли в частные руки. В 90-е годы также попытались отстроить спортзал для местной молодежи, но здание так до сих пор и стоит недостроенное. На просьбы оказать помощь местная администрация не реагирует, как не реагируют в районной администрации. Зато каждый год в статье расходов на сельское поселение «Унты» имеется пункт «На ФК и спорт». Деньги, конечно, небольшие, в среднем 10 рублей на человека, но куда они идут — местным жителям тоже непонятно.
Сегодня жители села ставят вопрос о строительстве в Унты школы. Та, что сегодня функционирует в селе, — одноэтажное здание старой постройки, которое состоит из трех кабинетов и учительской. В каждом кабинете по три парты, компьютер и буржуйка (ими отапливаются классы). За последние 60 лет единственное, что заменили в школе, — это двери в учительской и двери входные, отмечают старожилы села. «Когда возникает вопрос о внеплановом ремонте, то мы уже знаем, что нет смысла ждать его от администрации района, — говорят они, — и учителям приходится выкручиваться самим».
Сегодня так же благополучно игнорируется предложение унтинцев построить в селе школу. Даже здание для размещения местной администрации местные жители отстроили на собственные средства.
Обозначенные выше проблемы жители села поднимают на каждом сходе. Устав от такого отношения администрации, унтинцы поставили вопрос о разделении администраций перед районными властями в 2011 году. Там пояснили, что этот вопрос в компетенции Народного Собрания Дагестана. Потом последовали письма в Министерство юстиции республики и в правительство Дагестана. Из правительства письмо было переадресовано в администрацию Гунибского района. Там идею разделения муниципального образования «Сельсовет Шуланинский» на два самостоятельных муниципальных образования «Село Шулани» и «Село Унты» поддержали, о чем в июле 2011 года тогдашнему премьеру Магомеду Абдуллаеву был выслан письменный ответ.
В Минюсте РД унтинцам посоветовали собрать и представить все необходимые документы по обоим селам для того, чтобы правительство и Народное Собрание РД могли рассмотреть этот вопрос. Среди прочего необходимо было представить схематические карты или план территорий с указанием предлагаемых изменений и решение представительного органа муниципального района. Однако просьба унтинцев в районную администрацию до сих пор остается без ответа.
«Сегодня мы в селе не живем, а выживаем. Мы устали от постоянного игнорирования наших интересов. Хотим положить этому конец и сами обустраивать свое село, но почему-то в администрации района к нашим просьбам остаются глухи», — заявляют местные жители.
На фото: Деньги, выделенные на благоустройство села Унты, не доходят до адресата
Фото: Рагимат Адамова
Источник: http://www.ndelo.ru/obschestvo-6/3386-my-ne-zhivem-a-vyzhivaem