Будет ли Год культуры спасительным для наших народных промыслов? После распада СССР прошло почти 25 лет, а мы за этот период так мало сделали для развития художественных промыслов.
Во времена Советского Союза ковроткачество наряду с другими промыслами, такими как кубачинские и гоцатлинские ювелирные изделия, унцукульская насечка, балхарская керамика, были визитной карточкой Дагестана. Сегодня эти промыслы, можно сказать, находятся в состоянии клинической смерти. Из всех промыслов состояние ковроткачества наихудшее. Некогда разбросанные почти по всему Дагестану ковровые фабрики и цеха были расхищены, а здания, помещения проданы за бесценок. Никому не было дела до искусства, культуры и занятости населения. Все были озабочены только личным обогащением.
На территории Дагестана некогда мощное ковровое производство удалось сохранить только в Хивском районе благодаря бывшему тогда главе района К. Мустафаеву. Только благодаря его дальновидности и мудрости ковровые фабрики в селениях Хив, Ляхля, Межгюль остались непроданными. Он понимал: ковроткачество — искусство, подлинно народное достояние, и его нужно беречь. Сегодня именно эти ковровые фабрики могут послужить отправной точкой в плане реанимации всего коврового искусства Дагестана. A возрождать его стоит.
Вот некоторые наглядные показатели: в том же Хивском районе раньше ковроткачеством были заняты около 1000 ковровщиц, в год выпуская ковровой продукции на 6 млн рублей советскими деньгами. В Табасаранском районе ковроткачеством были заняты около 3500 человек, в месяц изготавливая более 1000 кв. м высококачественных ковровых изделий, большинство из которых экспортировалось. Так было во всех районах, где занимались искусством ковроделия.
Участвуя в международных выставках в Венгрии, Испании, Англии, Японии, наши изделия удостаивались самых высоких наград. Теперь эта отрасль в упадке, и, к стыду многих наших современников, в общественное сознание закладывается мысль о бесперспективности ручного ковроткачества, которое якобы в рыночных условиях конкуренции с машинным производством не выдерживает. Однако многие страны вопреки устоявшемуся в Дагестане мнению отдают предпочтение как раз традиционному ковроткачеству. Наглядным примером может служить наш южный сосед — Азербайджанская Республика. Там не только сохранили мощности, имевшиеся после распада СССР, но и умножили в несколько раз производство, успешно экспортируя свои изделия за рубеж, выдерживая конкуренцию с другими известными восточными странами.
Так почему же у нас не получается? Всегда в Дагестане директорами ковровых фабрик были люди, далёкие от искусства. Вспоминается случай, когда в советский период иностранная делегация посетила одну из наших крупных ковровых фабрик. Гости попросили директора показать им рисунки ковров. Директор был удивлён их просьбе: какие еще рисунки? Но ещё больше удивились иностранные гости, узнав, что ни образование, ни профессия директора ничего общего не имеют с искусством ковроткачества. Так это осталось и на сегодня. На тех ковровых фабриках, что находятся в Хивском районе, директора неспециалисты. А как же неспециалист может создавать высокохудожественные изделия, даже если выделить ему миллионы рублей?
Поэтому для возрождения коврового искусства необходимо ковровым фабрикам иметь хотя бы одного художника-ковровщика. Очень важно в районах, где традиционно занимаются ковроткачеством, в общеобразовательных школах и в школах искусств организовать обучение азам этого ремесла. Нам также нужно открыть цех по окраске ковровой пряжи натуральными красителями, и тогда можно попытаться снова выйти на международный рынок.
Это основные условия, необходимые для возрождения коврового искусства. Пока нет ни одной проблемы, связанной с ковроткачеством, которую бы в сегодняшних условиях невозможно было бы решить. От предков мы получили это прекрасное искусство ковроткачества, как и все другие наши художественные промыслы. Если мы не возродим их, будущие поколения нам этого не простят.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=39389