Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых, доктор, шейх Али Мухиддин аль-Карадаги разместил у себя на сайте итоговую декларацию Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности», прошедшей в Махачкале 6 марта 2014 года.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Итоговая декларация Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности»
Республика Дагестан, г. Махачкала,
5 Джумада аль-уля 1435 г. х. = 6 марта 2014 г.
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров, – господина нашего Мухаммада (с.а.с.), род Его и сподвижников Его.
В Республике Дагестан побывала делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с достопочтенным генеральным секретарем Союза шейхом, д-ром Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги, визит которой состоялся по приглашению Главы Республики Дагестана Рамазана Абдулатипова. В состав делегации входили: Его Честь, председатель комиссии Союза по делам вакфов и инвестиций, шейх д-р Халед аль-Мазкур; член Союза, шейх, д-р Ахмад аль-Хаммади; исполнительный директор Союза Рашид аль-Алави; советник по информационным вопросам Маджид Али аль-Карадаги; координатор деятельности Союза в Российской Федерации и СНГ, д-р Юсеф Луай.
Под эгидой Всемирного Союза мусульманских ученых и Духовного управления мусульман Дагестана, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в России, в г. Махачкале 6 марта 2014 г. (5 дня первой джумады 1435 г. х.) прошла Международная богословская конференция «Российские мусульмане: права и обязанности». В ее работе приняли участие члены делегации ВСМУ, достопочтенный муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев, улемы Дагестана, а также муфтий Республики Татарстан, шейх Камиль Самигуллин, муфтий Чеченской Республики Султан-хаджи Мирзаев, муфтий Республики Ингушетия Иса-Хаджи Хамхоев, муфтий Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурат-Хаджи Гацалов, муфтий Ставропольского края Мухаммад-Хаджи Рахимов. В ней также приняли участие руководители исламских и общественных организаций, многие российские ученые, представители интеллигенции и молодежи Дагестана, студенчества и профессуры дагестанских университетов.
Конференция открылась чтением аятов Священного Корана, после чего слово предоставили достопочтенному муфтию – шейху Ахмад-Хаджи Абдулаеву. Он приветствовал делегацию Союза, отметив его значение и роль. Он также приветствовал участников конференции и подчеркнул ее значимость в деле упрочения безопасности и стабильности в Дагестане и за его пределами. Достопочтенный муфтий и другие выступавшие отметили значение первой международной богословской конференции, прошедшей 18 ноября 2012 г. в Махачкале под девизом «Дагестан – территория мира», которая приняла Дагестанский акт по вопросам джихада и фетву о применимости термина «территория мира и ислама» к Дагестану и подобным ему областям (изданную и утвержденную генеральным секретарем ВСМУ и улемами Дагестана). Было подчеркнуто, что эта конференция внесла большой вклад в повышение сознательности молодежи и снижение угроз для общественной безопасности.
Затем Его Честь, генеральный секретарь ВСМУ, шейх, д-р Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги произнес речь, насыщенную научными и шариатскими выводами, а также отмеченную детальным описанием рассматриваемых проблем и их глубоким анализом. С речами также выступили Его Честь, шейх, д-р Халид аль-Мазкур, Его Честь, шейх, д-р Ахмад аль-Хаммади, российские муфтии. Выступавшие отметили значение конференции, поддержали все тезисы, прозвучавшие в докладе генерального секретаря Союза, а также выразили благодарность Главе Дагестана, муфтию республики и организаторам конференции.
В ходе визита делегация провела ряд встреч с улемами и молодежью республики, чтобы дать ответы на вопросы религиозно-правового характера, связанных с подозрениями, возникающими вокруг многих важных проблем, существующих в Дагестане.
Итогом визита, конференции и проведенных встреч стало заявление, в котором был дан следующий подробный ответ на поставленные вопросы:
1. Ислам и террор
– Какова позиция ислама в отношении совершаемых в России взрывов, от которых страдают гражданские лица: имамы, преподаватели, женщины и безвинные дети?
– Запугивание и истребление мирных людей, убийства, бессудные казни, взрывы общественных зданий и сооружений являются запретными преступными деяниями. Они относятся к такому преступлению, как «разбой и распространение нечестия на земле», за которое Аллах установил самые суровые наказания. Всевышний говорит: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его Посланником (с.а.с.) и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в последней для них – великое наказание» (Сура 5 «Трапеза», 33). Кроме того, имеются многочисленные аяты и хадисы о преступности убийства и умерщвления живой души, о запретности посягательства на достоинство и имущество людей.
Об этом же говорится в резолюции №154 (17/3) Международной академии исламского фикха, которая гласит, что «акты террора во всех его формах и проявлениях запрещены и рассматриваются как преступные деяния, подпадающие под категорию разбоя, где бы и кем бы они ни совершались. Террористом считается всякий, кто непосредственно принимает участие в актах террора, подстрекает к ним, финансирует их или поддерживает их, будь то индивид, группа или государство. Террор может применяться государством или же одними государствами в отношении других».
Такое же решение принято Академией исламского фикха при Лиге исламского мира на сессии, проходившей 21-26 фавваля 1422 г. х. (5-10 января 2002 г.).
2. Позиция ислама в отношении сотрудничества со светским государством
– Какова позиция ислама в отношении правительств, придерживающихся светской ориентации в управлении государством, а также в отношении властных структур, чиновников и сотрудников силовых структур?
– Если в государстве соблюдаются права мусульман на исполнение обрядов, молитв и т.п., то нужно стараться сохранить свою веру, призывать к благу и порицать осуждаемое, побуждать к одобряемому, вести проповедь. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура 16 «Пчелы», 125). Также мусульманин должен сдерживать обещания и соблюдать соглашения: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (Сура 5 «Трапеза», 1). И еще: «И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» (Сура 17 «Ночной перенос», 34). Кроме того, Аллах так описал избранных: «Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры».
Во многих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что не сдерживать обещания равнозначно проявлению лицемерия. Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату.
Ученые должны примечать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В РФ насчитывается семь мусульманских республик, свобод у которых больше, чем у большинства арабских стран. Если мусульмане будут действовать с мудростью и добрым увещеванием, достигая своих целей политическими и дипломатическими средствами, ведя конструктивный диалог, без спешки, руководствуясь принципом постепенности, то они в дозволении Всевышнего Аллаха достигнут того, к чему стремятся. В некоторых российских республиках мусульманам удалось претворить в жизнь многие нормы шариата, в то время как часть молодежи при поддержке некоторых радикалов извне встала на путь боевых действий в Чечне. Чем же все это обернулось? Гибелью десятков тысяч людей, разрушением государства и народа. Так же обстояло дело в Алжире и других местах.
Глубокий анализ подтверждает, говорят Ибн аль-Кайим, аль-Шатыби и другие ученые, что религия эта зиждется на интересах, справедливости, милосердии, учете человеческих возможностей, понимания последствий и предотвращения противозаконных деяний; на том, что Всевышний Аллах вменил нам в обязанность лишь то, что нам посильно, и запретил нам то, что влечет за собой нечестие, притеснение, произвол или жестокость.
3. Работа во властных структурах
– Разрешается ли мусульманину работать и служить в органах государственной власти, правоохранительных и военных структурах светского государства? И если он работает в этих структурах, как ему вести себя, чтобы не нарушать нормы шариата?
– Шариат не возражает против работы в государственных органах, а в некоторых случаях в принципе даже требует такой работы, в том числе на посту министра или на верховной должности. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок нашего господина Иусуфа (мир ему), который попросил неверного царя Египта назначить его управляющим четырьмя секторами ради служения народу Египта, и тот согласился. Иусуф даже потребовал это от неверного царя, сказав ему: «Поставь меня над сокровищницами земли!» (сура 12 «Иусуф», 55). Так он стал чем-то вроде египетского вельможи, т.е. главного министра. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: «Это те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!» (Сура 6 «Скот», 90). На это же указывает и история негуса, который принял ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы ислама, и, тем не менее, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) помолился за него. В своем комментарии к этой истории Ибн Таймийя усмотрел в ней указание на то, что человеку вменяется в обязанность лишь то, что ему по силам.
Цели шариата и независимых полезных действий (ал-масалих ал-мурсала) также указывают на то, что это идет на пользу мусульманам и мусульманскому меньшинству. Опыт свидетельствует, что поступление мусульман на государственные посты весьма положительно сказывается на их будущем и на будущем ислама, увеличивая то, что является для них благом, и уменьшая все, что несет им зло, пороки и вред. И наоборот, отсутствие их на этих постах оборачивается для них изоляцией, отдаляет их от общества, ввергает в бедность, не дает им развиваться и приводит к господству над ними немусульман. Поэтому я настоятельно советую тем, кто к этому способен, поступать на работу во все государственные структуры.
4. Военные действия
– В наше время некоторые мусульмане, именующие себя «муджахидами», широко практикуют вымогательство денег у предпринимателей, облагая их тем, что они называют «налогом на войну». Какова позиция шариата в отношении этого явления?
– Шариатом это не дозволяется. Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту, сказав: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами» (Сура 4 «Женщины», 29), так как от этого проистекают многие пагубы, а также потому, что джихад является действительным лишь при наличии соответствующих условий (см. нашу книгу «Мы и другие»). Но даже когда джихад действителен, ведущие его должны соблюдать в сражении моральные нормы Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников. Аль- Бухари в своем «Сахихе» приводит рассказ Абу Саида аль-Худри. Они были в походе, проголодались и попросили жителей одной деревни, которые не были мусульманами, принять их и накормить. Те отказались, но мусульмане не стали принуждать их к оказанию гостеприимства и остались за пределами деревни, мучимые голодом. Всевышний Аллах пожелал, чтобы старосту деревни ужалил скорпион, и он попросил, чтобы мусульмане прочли над ним заклинание. Абу Саид аль-Худри прочел заклинание, и когда Всевышний исцелил старосту, он взял с жителей деревни щедрое вознаграждение. Этот хадис и сама история приводятся в «Сахихе» аль-Бухари (см. «Китаб фатх аль-бари», 2276). Эти люди были подлинными муджахидами: они были голодны и нуждались в пище, но не взяли имущества жителей неверной деревни, отказавшей им в гостеприимстве, а если бы это было можно, они бы так и поступили. Когда они вернулись к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!), тот подтвердил правильность их поступка. Поскольку же они боялись Бога и не преступили установленных Им границ, Аллах помог им: снискав благодарность старосты и жителей деревни, они получили в подарок множество овец.
5. Уважение к родителям и доброта к ним
– Как относится ислам к детям, которые выходят из повиновения родителям, вступая в экстремистские вооруженные группировки и участвуя в их преступных деяниях?
– Существует множество хадисов, согласно которым Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешил некоторым своим сподвижникам, чьи родители (или один из них) были живы, участвовать вместе с ним в истинном джихаде без их разрешения. «В них твой джихад», – сказал он (да благословит его Аллах и приветствует!).
6. Обвинение в неверии, вероотступничестве и многобожии
– Многие мусульмане работают в государственных учреждениях светского государства. Подпадают ли они, согласно нормам исламского шариата, под категорию неверных, вероотступников или многобожников?
– Вера есть сердечное признание и словесное принятие; полноту же вере придает деяние в соответствии с ее столпами. Среди людей сунны и согласия общепризнанно, что человека нельзя обвинять в неверии, пока он не совершает тяжких грехов, что ключом к вере и раю служит свидетельствование о том, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха (с.а.с.). Общепризнанно, что законный труд в любом административном или подобном ему учреждении не запрещен, но даже если он запрещен, то человек не может объявляться неверным потому, что работает в учреждениях светского государства. Мы уже приводили в пример историю господина нашего Иусуфа, который работал не просто министром, но главным министром в неверном государстве, а также историю негуса.
7. Ислам и другие религии
– Какова позиция ислама в отношении других религий, каковы условия сосуществования мусульман с православными и иудеями?
– Подробно об этом мы рассказали в книге «Мы и другие». Если говорить коротко, то Всевышний Аллах повелел нам по-особому относиться к людям Писания, в особенности к христианам всех общин. Более того, Он велел нам вести с ними спор только наилучшим образом. Всевышний сказал: «И не препирайтесь с обладателями Книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся"» (Сура 29 «Паук», 46). Всевышний Аллах разъяснил нам, как мы должны относиться к ним, в следующих аятах: «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах прощающ, милостив!»; «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых!»; «Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те нечестивые» (Сура 60 «Испытуемая», 7-9). Аллах велел проявлять доброту и благодетельствовать всем людям, кроме тех, кто нападает на нас, притесняет нас или изгоняет, но даже с ними Аллах велел нам быть справедливыми и беспристрастными.
8. Определение времени праздников
– Как относится благородный шариат к расхождениям между мусульманами в установлении праздников и обрядов? И можно ли установить для мусульман единые дни исламских праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) и времени поста?
– Всевышний Аллах установил для мусульман праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха для того, чтобы у них была возможность благодарить Всевышнего Аллаха за помощь рабам Своим в выполнении обрядов поста и хаджа. Для этого Он установил, чтобы мусульмане радовались и предавались дозволенным развлечениям. Так, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) разрешил эфиопам играть копьями в мечети («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892); двум рабыням он разрешил петь для Аиши (да будет доволен ей Аллах) в доме Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), и когда господин наш Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возразил против этого, сказал ему: «Оставь их» («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892). Согласно достоверной версии Муслима (хадис 892) и Ибн Хиббана (281), он сказал: «Оставь их, Абу Бакр, ведь это праздничные дни»; в достоверном изложении у Муслима написано: «О Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, а это наш праздник».
Одна из целей праздника состоит в том, чтобы радость преисполняла сердца всех мусульман по возможности в одно и то же время. Но так как в прошлом установление единых праздничных дней и времени поста было затруднительным, ислам разрешил, чтобы жители каждой страны делали это в силу возможности, либо же чтобы видения частью мусульман положения месяца было достаточным для установления времени поста и праздника для всех остальных. Согласно хадису, достоверность которого общепризнана, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Начинайте пост, увидев его, и разговляйтесь, увидев его». Эти слова были обращены ко всей умме, а это означает, что если месяц увиден, то пост вменяется в обязанность всем мусульманам. Но Аллах по милости Своей обязал их к этому лишь по их возможности, то есть если известие о положении месяца не дошло до жителей страны, то обязанность с них снимается. Тем не менее, факихи со всей категоричностью не разрешили жителям одной страны расходиться в определении времени праздника, поста или хаджа, вменив им в обязанность следовать указаниям правителя данной страны или его представителя (например, муфтиев) с тем, чтобы жители одной страны не расходились в совершении обрядов.
Что касается использования астрономии, то на сей счет среди факихов шли и продолжают идти большие споры. Ее использование не противоречит категоричному в своих доводах тексту, а значит, является предметом иджтихада. Если правитель это делает, ему следует повиноваться. Но, по моему мнению, опираться на астрономические данные следует для отрицания того, что время наступило, и для подготовки к тому, чтобы увидеть новолуние; мусульманам же следует стремиться увидеть молодой месяц с помощью современных средств.
Важно, чтобы мусульмане одной страны не расходились между собой в ритуалах (поста и хаджа) и в соблюдении праздников, ибо расхождения в этом могут привести к расхождениям в сердцах, к разделению людей, досужим спорам, а то и к смуте и прочим запретным вещам. Резюмируя, хочу сказать, что считаю необходимым объединить даты мусульманских праздников, учитывая допустимость определения времени праздников астрономическим путем согласно мнению некоторых факихов прошлого, а также многих современных ученых. Мы склоняемся к соединению шариатского видения с опорой на астрономию для отрицания того, что новолуние уже видно, и определения времени, когда оно появится.
Подробно об этом нами сказано в книге «Определение начала лунных месяцев: сравнительное исследование мнений факихов прошлого и настоящего». Однако в любом случае мусульмане одной страны должны отмечать праздники в одно время, и многообразие здесь недопустимо.
Ислам и Интернет
– Каковы устанавливаемые шариатом условия для получения исламских знаний с помощью современных средств – Интернета?
– Главное условие пользования Интернетом – не заходить на запретные сайты, не использовать Интернет для запретных (харам) действий и соблюдать меры предосторожности, чтобы уберечь молодежь от вредных сайтов.
9. Банковская система с точки зрения ислама
– Можно ли мусульманину получать зарплату с помощью кредитной карточки? И можно ли вкладывать деньги в коммерческие банки или инвестировать их в разного рода коммерческие проекты с целью получения прибыли?
– Прежде всего, хотел бы сказать, что мусульмане должны приложить все усилия для создания финансовых учреждений, придерживающихся норм шариата, даже если они и не будут называться исламскими (поскольку важно содержание). Поэтому можно создавать инвестиционные учреждения в рамках действующих законов, но затем стараться прилагать усилия к принятию законов, дозволяющих создание беспроцентных банков. На поступивший вопрос отвечаю следующим образом:
1. Не дозволяется иметь дело с ростовщическими банками, дающими или берущими кредит под процент (лихву).
2. При этом дозволяется иметь дело с ростовщическими банками при совершении следующих операций, не связанных с лихвой:
— открывать беспроцентный текущий счет;
— снимать зарплату с текущего счета или карточки;
— получать кредитную карточку (Visa и др.) при двух условиях, а именно при наличии достаточной суммы на счете, с тем, чтобы у хозяина карточки имелся достаточный кредит при снятии суммы или до вычета суммы банком. Если же таким кредитом он не располагает, то это ведет к начислению процентов для хозяина карточки, что является запретным;
— коммерсантам также позволительно брать в ростовщических банках аккредитив, по которому не нужно выплачивать проценты, а также беспроцентное гарантийное письмо.
10. Мусульманки и их трудоустройство
– Каковы шариатские условия, касающиеся мусульманок, работающих в общественном и частном секторах?
– Мусульманке дозволяется работать в сферах, соответствующих ее характеру и квалификации, при условии, что ее работа не влечет за собой совершение запретных вещей – таких, как запретное уединение с мужчиной и соблазн. На сей счет имеется множество указаний, в том числе то, что Всевышний Аллах рассказал по поводу Мусы. Всевышний говорит: «И когда он подошел к воде Майдана, то нашел там толпу людей, которые поили. И нашел, не доходя до них, двух женщин, отогнавших в сторону. Он спросил: "В чем ваше дело?". Они сказали: "Мы не можем поить, пока не отойдут пастухи, а наш отец – глубокий старик"» (Сура 28 «Повествование», 23). Здесь указывается на то, что женщина может работать, соблюдая меры предосторожности и если к тому есть необходимость.
11. Погребение убитых за террористические действия
– Какова позиция исламского шариата в отношении погребения людей, убитых за участие в террористических действиях, и проблемы невыдачи их тел родственникам?
– Человека уважают и живым, и мертвым. Погребение умершего есть проявление такого уважения. Это касается и выдачи тела родственникам покойного. Государство должно выдавать тела этих людей их родственникам; боевики также обязаны выдавать тела убитых на войне их родственникам.
12. Отмечание неисламских праздников
– Дозволено ли мусульманам участвовать в празднествах немусульман, проживающих с ними вместе в одном светском государстве?
– Как известно, религиозные праздники предназначены для последователей той или иной религии, и у каждой из них свои праздники. Дозволяется просто отмечать праздник, не участвуя в религиозных обрядах. Можно разделить с ними радость и веселье во имя благодетельства, предписанного нам Всевышним: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых!» (Сура 60 «Испытуемая», 8).
13. Мусульмане в неисламских странах
– Должны ли мусульмане, живущие в неисламской стране, соблюдать ее законы: служить в армии, платить налоги и сборы и прочее?
– Мы в Европейском совете по фетвам и исследованиям выдвинули такой лозунг: «Позитивная интеграция и соблюдение законов, не противоречащих установкам исламского шариата, служение Родине с тем, чтобы такой патриотизм не противоречил религиозной преданности в рамках достижения блага».
«В заключение предлагаем следующее:
1. Собрать и упорядочить эти важные вопросы и ответы в форме суждений, касающихся всех прав и обязанностей российских мусульман перед государством, изложить их в едином документе под названием «Положения фикха о мусульманах России». Этот документ может быть принят всеми мусульманскими улемами России при участии Всемирного союза мусульманских ученых на конференции «Исламская социальная доктрина мусульман России», которую следует провести в Москве под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц.
2. Призвать к проведению в Москве большой конференции под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц. Цель такого форума должна состоять в изучении вопроса об учреждении в Российской Федерации академии фикха, членами которой стали бы лучшие мусульманские улемы России и зарубежных стран. Она стала бы местом обсуждения вопросов фикха, интересующих мусульман Российской Федерации, а также могла бы готовить ученых в области фикха, исламского законодательства и фетв.
Источник: http://www.riadagestan.ru/news/society/sheykh_karadagi_razmestil_na_svoem_sayte_itogovuyu_deklaratsiyu_prinyatuyu_v_makhachkale/