Волшебство звука, или Уберите мобильники!

Известный эстонский пианист, лауреат международных конкурсов Танел Йоаметс выступил в зале Кумыкского театра. Концерт «Волшебство звука» стал четвертым на VII Международном музыкальном фестивале «Порт–Петровские Ассамблеи» и настоящим подарком для самых искушенных любителей фортепианной музыки.

Танел Йоаметс известен как один из самых талантливых современных интерпретаторов фортепианной музыки Александра Скрябина. Российская публика узнала и полюбила этого пианиста после того, как он стал одним из шести лауреатов II Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина. Вполне естественно, что почти все первое отделение махачкалинского концерта было посвящено этому композитору. Но кроме этого звучали Моцарт, Шопен, Дебюсси. 
 
В антракте Танел Йоаметс пообщался с журналистами, которые поинтересовались, почему именно Скрябин так повлиял на его исполнительство?
 
— Мне близка эта музыка. Словами не объяснить, — сказал пианист. — Я все чаще стал обращаться к другим композиторам и иногда составляю программу уже без Скрябина или играю только маленькой частью программы этого композитора. И все равно, возвращаясь к его музыке, я чувствую себя будто дома. Каждый образ, каждый поворот его музыки соответствует моему душевному движению. Есть композиторы, которым надо верить, а со Скрябиным я не должен себя убеждать — все получается как надо.


— Вы увлекаетесь джазом, преподаете в консерватории импровизацию…
 
— Я играю разную музыку. Романтическая музыка вошла в мою жизнь намного позже, чем джазовая и импровизационная. Так что я больше чувствую себя приверженцем современной музыки. 
 
— Но также играете музыку Шнитке…
 
— Удалось сыграть пару раз его концерт для фортепиано с оркестром. Это не так часто исполняется. Я с радостью играл бы Шнитке больше.
 
— Каковы в Эстонии музыкальные традиции?
 
— В Эстонии классическая музыка долго была только делом немцев. И только в конце ХIХ века эстонцы тоже стали заниматься музыкой профессионально, учились в консерваториях Санкт–Петербурга, Германии. Так появился у нас академический слой музыки. А фольклорная музыка, конечно, у нас всегда была. Ну и, разумеется, повлияла русская школа. В советской школе была очень сильная система детских музыкальных школ и училищ, вся эта структура мощная – такого нигде в мире не было. Только в Советском Союзе.
 
— Ваши пожелания нашему фестивалю. 
 
— Желаю, чтобы фестиваль «Порт-Петровские Ассамблеи» продолжался. Очень важно воспитывать публику регулярными концертами. В том числе учить отключать телефоны во время концерта. 
 
Танел Йоаметс посетовал, что мобильники – это главный бич на любых концертах во всех странах мира. Сам он к качеству звука относится очень трепетно и до начала выступления исследует зал и требует устранить любые источники шума: закрыть окна, отключить кондиционеры. В зале Кумыкского театра по его просьбе были потушены все гудящие софиты, и сцена погрузилась в такую темноту, что и сам артист не видел клавиш. Он пожелал играть при свечах, но правила противопожарной безопасности не позволили такое освещение, и проблема была решена парой бесшумных прожекторов, которые оперативно установили осветители. Вся эта подготовка оказалась не просто капризом звезды, а необходимостью, потому что Танел талантливо извлекает потрясающе красивый и выразительный звук, особенно в моменты, когда он играет тихо. Еще хочется отметить удивительную способность этого музыканта с первых же тактов уходить в какой-то транс и погружать в него весь зрительный зал. Он захватывает внимание мгновенно, заставляет вслушиваться в каждую ноту. Можно себе представить, как мешали этому волшебству звонки телефонов!
 
Во втором отделении Танел Йоаметс показал свои импровизационные возможности. Он исполнил сложную пьесу Лепо Сумера, современного эстонского композитора, «Пардон, Фредерик!». В ткань этого произведения включены цитаты из мазурки Шопена и часть, где музыкант должен импровизировать, играя барабанными палочками по роялю и полу. Мы такое видели впервые, и эта пьеса привела слушателей в абсолютный восторг. 
 
На этом фантазийная часть программы не закончилась. Танел попросил слушателей назвать тему, на которую он должен был сыграть импровизацию. Зрители спорили недолго и предложили ему изобразить «Любовь во время революции». Артист моментально выдал свою музыкальную ассоциацию, и это было блистательно. И, конечно, на «бис» он играл джаз, а кроме этого — Грига, Баха…
 
Несомненно, вечер фортепианной музыки удался, и, думается, Танел Йоаметс станет для нас тем артистом, знакомство с которым продолжится. 
 

На следующий день он выступил в Дербентской музыкальной школе №1, где также был очень тепло встречен слушателями. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=39038

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *