Дагестан: защити себя сам? В республике в некоторых селах проявили инициативу по созданию отрядов самообороны

Подрыв памятника воинам Великой Отечественной войны в селении Согратль 8 мая, а неделю спустя и расстрел полицейских на окраине села, в результате которого погибли трое и получили ранения семеро, стали для жителей сигналом к тому, что пришло время действовать самостоятельно. На сходе села собралось больше трех сотен жителей и выходцев из селения Согратль, которые решили сформировать отряды самообороны. На добровольных защитников предполагается возложить обязанности не только выявления лиц, участвующих либо причастных к деятельности бандподполья, но и взаимодействуя с полицией, помогать борьбе с провокаторами-экстремистами.

Идея не нова, отряды самообороны создавались в Дагестане 15 лет назад, когда в августе 1999 года в Ботлихский район Дагестана вошли отряды Басаева и Хаттаба. Первыми удар боевиков приняли на себя добровольцы-ополченцы. Тогда они именовали себя интербригадами. Нынешние дружинники пока не нашли самоназвания. Да и ситуация несколько отличается.
Джамаат решил, что правоохранители сами не справятся
События последних года-полутора для сельчан стали напряженными: несколько длительных, по несколько месяцев, режимов КТО, спецоперации с периодичностью в несколько недель. Происшествия середины мая словно стали той самой последней каплей. По мнению сельчан, обстановка в селе все это время обостряется намеренно членами местной салафитской ячейки.

По мнению сельчан, обстановка все это время обостряется намеренно членами местной салафитской ячейки

Здесь говорят о том, что население, долгое время закрывавшее глаза на многочисленные провокации и проявлявшее толерантность, спровоцировало открытое противостояние сторонников салафитов и их идеологических противников, представителей традиционного течения ислама. «Они решили, что мы будем только пассивно наблюдать?!», «Немедленно выселить из села!» – звучало на сходе.
С теми, кто придерживается салафитской идеологии в исламе, решили тем не менее не бороться, а бороться непосредственно с преступниками – с теми, кто входит в бандитские группировки. На сходе было принято обращение в адрес правоохранительных органов о необходимости расследования в кратчайшие сроки подрыва памятника и расстрела полицейских и наказания причастных к ним бандитов.

Проблема экстремистских бандитских группировок актуальна не только в Согратле, но и во всех горных районах Дагестана

Однако проблема экстремистских бандитских группировок актуальна не только в Согратле, но и во всех горных районах Дагестана. Согласно озвученным на сходе данным, рост ваххабитов отмечается в селах Гунибского района Бухты, Кудали, Хиндах.
О необходимости подключения к процессу обеспечения безопасности региона сельских общин джамаатов неоднократно, практически с самого назначения, говорил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он считает, что причина сложившейся сложной ситуации в республике – плохой уровень организации самого джамаата. «Поэтому джамаату нужно сплачиваться. Ни я, ни глава муниципалитета не должны командовать – вы сами должны. Мы должны вам помогать в налаживании своей жизни, своего хозяйства и не допускать, чтобы кто-то другой мешал. В этом смысл государства», – подчеркнул руководитель республики на встрече во время очередной своей рабочей поездки по районам Дагестана. Он подчеркнул это и в своем сегодняшнем выступлении на экспертном форуме «Седой Каспий», который проходит в эти дни в Дагестане. По всей видимости, подстегнутые поддержкой Абдулатипова сельские общины решили действовать безотлагательно.
Герои или стукачи?
Ситуация в Дагестане сегодня является едва ли не самой обсуждаемой экспертным сообществом. Тем не менее череда круглых столов, доклады исследователей и анализ на уровне сообщества активистов и правозащитников дают только картину происходящего. Единого универсального решения выхода из состояния кризиса, обостренного разгулом криминала, декларирующего радикальные экстремистские идеи, пока не найдено.
В самом полиэтничном регионе России это сделать практически невозможно, тем более такими прямыми агрессивными мерами, считает аналитик Султанмагомед Алихперов. «По всей видимости, мы подошли к «точке невозврата», если единственным способом защитить себя граждане видят только собственный заградительный отряд. Пока мне не очень понятно, как это будет действовать, но уж ясно, что эта мобилизация должна встряхнуть республику. Обычно подполье прикрывается активной поддержкой населения, на самом деле это вовсе не так, но умелая пропаганда создает именно такое ощущение. Если население активизируется и выступит, единым народным гласом заявит свой протест, это сразу же разрушит массу сложившихся стереотипов», – считает эксперт.
Оптимизм по этому поводу разделяют однако же не все. Одним из сомнительных моментов остается статус дружинных отрядов, а также их функции, которые пока обозначены достаточно смутно. «Боюсь, что героизм тут излишен и даже опасен. Как бы банально не звучало, но подполье агонизирует, а потому очень агрессивно настроено. Для них уже нет ни каких-то неприкосновенных лиц, ни духовных принципов. Они убивают и священнослужителей, и врачей, и кого угодно. В интернете полным-полно видео-обращений с прямыми угрозами бандитов в адрес жителей конкретных населенных пунктов, в которых они говорят «не будете помогать – будем убивать». В такой обстановке ставить вопрос о «выявлении ваххабитов и сдаче их правоохранительным органам» – значит прямо подставить население собственного села. Подполье сегодня держится как раз именно за счет рассеиваемого страха и паники, а силовики, которые не просто не выполняют своих функций по охране населения, а откровенно проваливают свою работу, фактически помогают бандитам в этом», – считает юрист Самед Магомедов.
Свой скепсис эксперт также обосновал неопределенным юридическим статусом добровольцев: «У меня пока больше вопросов, чем понимания. Добровольцам нужно обмундирование, как минимум какое-то оружие. Ну допустим, традиционно в кавказской семье всегда есть оружие, а кто гарантирует, что в случае необходимой обороны, ведь такое нельзя исключать, добровольцу придется защищаться, и он в итоге сам не станет фигурантом уголовного дела?» – обосновывает эксперт свою позицию.

Пока на уровне инициативы общественные отряды существуют в селах Хаджалмахи Левашинского района и Гимры Унцукульского района. Инициативу по созданию подразделений отрядов добровольных защитников, по всей видимости, поддержат и остальные районные и муниципальные руководители. 

Источник: http://kavpolit.com/articles/dagestan_zaschiti_sebja_sam-4954/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *